Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Целью работы является выявить роль и место международного валютного фонда в системе мировых финансовых отношений.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи работы:
- дать характеристику МВФ, ее организационной структуре и механизмам кредитования МВФ;
- рассмотреть деятельность МВФ на современном этапе;
- дать характеристику проблемам в деятельности МВФ.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Сущность и особенности МВФ……………………………………........5
1.1. Характеристика МВФ…………………………………………………5
1.2. Организационная структура и основные подразделения организации МВФ…………………………………………………………….…..9
1.3. Основные механизмы кредитования МВФ…………………………12
II. Деятельность МВФ в мировых финансовых отношениях……….....16
2.1. Деятельность МВФ на современном этапе…………………………16
2.2. Проблемы в деятельности МВФ…………………………………….18
Заключение …………………………………………………………….....23
Список использованной литературы…………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Сущность и особенности МВФ……………………………………........5
1.1. Характеристика МВФ…………………………………………………5
1.2. Организационная структура и основные подразделения организации МВФ…………………………………………………………….…..
1.3. Основные механизмы кредитования МВФ…………………………12
II. Деятельность МВФ в мировых финансовых отношениях……….....16
2.1. Деятельность МВФ на современном этапе…………………………16
2.2. Проблемы в деятельности МВФ…………………………………….18
Заключение …………………………………………………………….....23
Список использованной литературы…………………………………….25
Введение
В системе международных экономических отношений не мало важную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.
Актуальность темы данной работы состоит в том, что международный валютный фонд играет значительную роль в системе мировых финансовых отношений. Изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений.
Целью работы является выявить роль и место международного валютного фонда в системе мировых финансовых отношений.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи работы:
- дать характеристику МВФ, ее организационной структуре и механизмам кредитования МВФ;
- рассмотреть деятельность МВФ на современном этапе;
- дать характеристику проблемам в деятельности МВФ.
Объектом исследования является деятельность МВФ.
Предмет исследования - роль данной международной организации в системе мировых финансовых отношений.
Теоретическая основа работы состоит из комплекса литературы различных авторов, в которой рассматривается деятельность МВФ и его роль в системе мировых финансовых отношений, в данной работе исследовались труды таких авторов как Авдеев Е.Ф. , Платонова И. Н., Герчикова И.Н., Григорьев И.В, Кисилев А.Н., Красавина Л.Н., Жуков Е.Ф., Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А. и др.
Методологическая основа включает анализ общей информации о деятельности МВФ. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
I. Сущность и особенности МВФ
1.1. Характеристика МВФ
Международный валютный фонд - межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда - содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году
МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.
Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации. Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы. [1]
Официальные цели МВФ:
- способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
- содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
- обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
- предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.[2]
К основным функциям МВФ относятся:
- содействие международному сотрудничеству в денежной политике;
- расширение мировой торговли;
- кредитование;
- стабилизация денежных обменных курсов;
- консультирование стран дебиторов;
- разработка стандартов международной финансовой статистики;
- сбор и публикация международной финансовой статистики.
Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:
- постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
- отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
- придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.
Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:
-создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
- при их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
- определяют вес голоса каждого члена фонда.[3]
Основные направления деятельности МВФ включают:
- консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
- временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда имеется недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
- оказание странам по их просьбе технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.[4]
Немало важным фактором является то, что МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет:
- сумму подписки на капитал МВФ;
- возможности использования ресурсов Фонда;
- сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
- количество голосов, которыми страна располагает в Фонде.
После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.[5]
Таким образом, МВФ предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами и стремится к достижению полной конвертируемости, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации.
Определив основные особенности МВФ, перейдем к рассмотрению его организационной структуры.
1.2. Организационная структура и основные подразделения организации МВФ
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.[6]
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.[7]
Информация о работе Международный валютный фонд в мировых финансовых отношениях