Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Целью работы является выявить роль и место международного валютного фонда в системе мировых финансовых отношений.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи работы:
- дать характеристику МВФ, ее организационной структуре и механизмам кредитования МВФ;
- рассмотреть деятельность МВФ на современном этапе;
- дать характеристику проблемам в деятельности МВФ.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Сущность и особенности МВФ……………………………………........5
1.1. Характеристика МВФ…………………………………………………5
1.2. Организационная структура и основные подразделения организации МВФ…………………………………………………………….…..9
1.3. Основные механизмы кредитования МВФ…………………………12
II. Деятельность МВФ в мировых финансовых отношениях……….....16
2.1. Деятельность МВФ на современном этапе…………………………16
2.2. Проблемы в деятельности МВФ…………………………………….18
Заключение …………………………………………………………….....23
Список использованной литературы…………………………………….25
Очевидно, на ту же «аполитичность» фонда рассчитывает и Украина, которая недавно возобновила сотрудничество с МВФ. И это очень важный момент: в данном вопросе не всегда прямые связи - самые эффективные.
Потому что, зная трудности в отношениях, скажем, России с Латвией или Украиной, понимаешь, что России было бы проблематично вернуть свои деньги, данные этим странам в долг. Недавно в тяжелую экономическую ситуацию попала Исландия. После того как она попросила кредит у Евросоюза и получила отказ, Исландия, как известно, обратилась с соответствующей просьбой к России. В итоге ничего не вышло. Оно и к лучшему: что сможет спросить министр Кудрин с бедной Исландии, попавшей в сети кризиса? А МВФ может реально вести переговоры, обсуждать условия, программы выхода из кризиса и поиска денег. И фонд выделил для «просевшей» экономики $2,1 млрд. Это не значит, что ситуация в Исландии сразу улучшилась, но, по крайней мере, она перестала быть безысходной. Этот пример лишний раз показывает, что вопреки мнению скептиков МВФ - весьма полезная в условиях финансового кризиса организация. [16]
В то же время реакцию МВФ на нынешний кризис нельзя считать оптимальной и тому есть три причины. Первая из них - обоснованность структуры МВФ. До сих пор мировая финансовая система действует во многом по модели, созданной после Второй мировой войны, а мир очень быстро меняется и страны, которые в течение 60 лет господствовали в мировых финансовых институтах - США, Великобритания, многие страны Западной Европы, теперь сами стали должниками. Сегодня основные мировые кредиторы - это Китай, Саудовская Аравия, Россия, Корея. Возникает вопрос: как может существовать международная система, в которой кредиторы не вправе распоряжаться собственными деньгами?
Вторая проблема МВФ - финансовые ресурсы. Сегодня фонд имеет запас примерно $250 млрд., но в условиях глобального кризиса этих денег явно недостаточно. Чтобы пополнить казну МВФ, Япония недавно предоставила фонду кредит в размере $100 млрд. и в перспективе хочет увеличить размер фонда до $500 млрд. Однако обладающие большими финансовыми ресурсами Китай и арабские страны не спешат ими делиться, так как не уверены в механизме дальнейшего распределения средств. Ведь повестку дня в МВФ пока по-прежнему определяет «Большая семерка».
Наконец, третья проблема МВФ - кадры. Последние годы фонд очень сильно поменял акценты и, по сути, превратился в консалтинговую структуру. Он дает советы по развитию финансовых рынков, по наращиванию капитала и многие сотрудники фонда, которые занимались традиционными финансовыми программами, были вынуждены уйти из МВФ: таким образом руководство хотело сделать его более компактной структурой. Это привело к тому, что сейчас у фонда просто не хватает работников. Например, глава миссии МВФ на Украине Джейла Пазарбазиоглу - замечательная и талантливая женщина, но совсем не имеющая опыта руководства и переговоров. В этой связи можно понять позицию тех государств (ее высказывал и российский министр финансов Алексей Кудрин), которые настаивают на том, что квоты МВФ по участию тех или иных стран в капитале фонда должны быть пересмотрены в пользу развивающихся экономик. Структура МВФ должна отражать новую расстановку сил в мировой финансовой системе. Это единственный, хотя и очень трудный выход: осознать, что у Китая, Кореи или любой другой страны свой особый путь. Они больше не хотят того, что хочет от них Америка или кто-то еще.
Вместе с новыми кредиторами США могли бы запустить развитие мировой экономики на новый виток. Конечно, США и некоторым странам Западной Европы будет тяжело смириться с новым порядком. Мир должен стать многополярным, и начать этот процесс вполне можно с реформы МВФ.[17]
Таким образом, в деятельности МВФ существует ряд, который связан с методами и инструментами реализации этой международной организацией своей стратегии. Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах. Основные мировые кредиторы - это Китай, Саудовская Аравия, Россия, Корея. Для решения текущих проблем необходимо реорганизовать МВФ, оптимизировать взаимоотношения МВФ и стран-заемщиков.
Заключение
Поставленные мною задачи работы выполнены, а, именно:
- дана характеристика МВФ, его организационной структуре и выявлены основные механизмы кредитования МВФ;
- рассмотрена деятельность МВФ на современном этапе;
- дана характеристика проблемам в деятельности МВФ.
Из всего выше сказанного сформулируем общее определение МВФ - межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
По данным, которые приведены в данной работе, можно сделать следующие выводы:
- применение основных функций МВФ (кредитация, стабилизация денежных валютных курсов и т.д.) при критическом положении той или иной страны призваны укрепить доверие к международной финансовой системе и остановить распространение негативных явлений среди других государств-членов.
- МВФ также призывает государства-члены публиковать важные финансовые данные, с тем, чтобы сделать экономическую политику более прозрачной для участников рынка и других сторон, что позволяет соблюдать баланс экономических и финансовых отношений стран-участников.
- из наиболее важных преобразований в МВФ касаются функции экономического наблюдения, или надзора, гибко реагируя на изменение задач и условий, МВФ продолжает оставаться исключительно эффективным орудием для выработки согласованных подходов к общим проблемам.
- конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов.
Рекомендации по совершенствованию МВФ:
- вопрос о функционировании МВФ, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом всегда будет актуальным. Можно предложить заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом.
- финансовые ресурсы. Сегодня фонд имеет запас примерно $250 млрд., но в условиях глобального кризиса этих денег явно недостаточно. Чтобы пополнить казну МВФ, Япония недавно предоставила фонду кредит в размере $100 млрд. и в перспективе хочет увеличить размер фонда до $500 млрд., необходимо оптимизировать ресурсы МВФ.
- кадры, которые занимались традиционными финансовыми программами, были вынуждены уйти из МВФ: таким образом руководство хотело сделать его более компактной структурой, для этого разработать более совершенную кадровую политику.
Вместе с новыми кредиторами США могли бы запустить развитие мировой экономики на новый виток. Конечно, США и некоторым странам Западной Европы будет тяжело смириться с новым порядком. Мир должен стать многополярным, и начать этот процесс вполне можно с реформы МВФ
Укрепление позиций России в мировой экономике является положительным явлением как для самой России, так и для мировой экономики. Отношения России с МВФ улучшаются. В последние годы Россия уже не берет кредиты у МВФ и, в соответствии со своими обязательствами, должна полностью погасить долг перед МВФ.
Во всем этом очень важна позиция МВФ, роль которого не следует принижать, поскольку именно на данную организацию в конечном итоге ложится основное бремя по преодолению и выводу из кризиса пострадавших экономик. И от того, справится ли Международный валютный фонд с этой задачей, во многом зависит будущее мировой экономики в целом, а значит, в определенной степени и будущее России.
Список использованной литературы:
1. Хартия «О международном валютном фонде» от 27.12.1945г.
2. Авдеев Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004.- 366с.
3. Валютный рынок и международное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. - М.: БЕК, 2008. - 397с.
4. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование связей и финансовой деятельности: Учебн. Пособие для экон. и юрид. Вузов. - М.: АО ''Консалтбанкир'', 2001. - 624с.
5. Григорьев И.В. История экономических учений. - Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. - 200 с.
6. Кисилёв А.Н. Международная экономика. Часть вторая. - М.: Международные отношения, 2005 - 411 с.
7. Кисилёв А.Н. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2006. - 414 с.
8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 498с.
9. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 595с.
10. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 605с.
11. Мазуревич Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та., 2011. - №2., с.25-29.
12. www.imf.org
13. www.mvf.ru
14. www.minfin.ru
2
[1] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009. - C. 125-128.
[2] Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - C. 244-247
[3] Кисилёв А.Н. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2006. - C.134-135
[4] Григорьев И.В. История экономических учений. - Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. - C.174-178.
[5] Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - C. 128
[6] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009. - C. 211-212
[7] Мазуревич Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та., 2011. - №2., C.25-29.
[8] Кисилёв А.Н. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2006. - C. 215
[9] Валютный рынок и международное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. - М.: БЕК, 2008. - C. 129-131
[10] Мазуревич Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та., 2011. - №2., C.25-29.
[11] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009. - C. 117-119
[12] Мазуревич Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та., 2011. - №2., C.25-29.
[13] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009. - C. 121-122
[14] Мазуревич Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та., 2011. - №2., C.25-29.
[15] Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - C.117
[16] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009. - C. 214 - 215
[17] Мазуревич Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та., 2011. - №2., C.25-29.
Информация о работе Международный валютный фонд в мировых финансовых отношениях