Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Целью работы является выявить роль и место международного валютного фонда в системе мировых финансовых отношений.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи работы:
- дать характеристику МВФ, ее организационной структуре и механизмам кредитования МВФ;
- рассмотреть деятельность МВФ на современном этапе;
- дать характеристику проблемам в деятельности МВФ.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Сущность и особенности МВФ……………………………………........5
1.1. Характеристика МВФ…………………………………………………5
1.2. Организационная структура и основные подразделения организации МВФ…………………………………………………………….…..9
1.3. Основные механизмы кредитования МВФ…………………………12
II. Деятельность МВФ в мировых финансовых отношениях……….....16
2.1. Деятельность МВФ на современном этапе…………………………16
2.2. Проблемы в деятельности МВФ…………………………………….18
Заключение …………………………………………………………….....23
Список использованной литературы…………………………………….25
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда около 2478 человек из 143 стран. Как правило, он представляет одну из европейских стран. [8]
Таким образом, МВФ имеет сложную организационную структуру. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Также значительную роль в структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия директорату.
1.3. Основные механизмы кредитования МВФ
Существуют различные механизмы кредитования МВФ, к основным можно отнести следующие:
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.[9]
3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.[10]
4. Механизм расширенного кредитования (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» или Меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщика.
В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.[11]
Таким образом, механизмы кредитования МВФ бывают виде резервной доли, кредитной доли, договоренности о резервных кредитах стэнд-бай, расширенного кредитования. Эти механизмы позволяют МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщика.
II. Деятельность МВФ в мировых финансовых отношениях
2.1. Деятельность МВФ на современном этапе
В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.
Милтон Фридман, американский экономист, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.
Сегодня практически никто не берет у МВФ связанные финансовые кредиты и поэтому новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.
Избранный в 2008 году новый директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Родриго Рато приветствовал успешное развитие российской экономики и заверил, что возглавляемая им организация продолжит активное сотрудничество с правительством РФ.[12]
На состоявшейся в среду в вашингтонской штаб-квартире МВФ своей первой пресс-конференции после вступления в должность он заявил, что "укрепление позиций России в мировой экономике является положительным явлением как для самой России, так и для мировой экономики". Отношения России с МВФ улучшаются. В последние годы Россия уже не берет кредиты у МВФ и, в соответствии со своими обязательствами, должна полностью погасить долг перед МВФ в размере 4,3 млрд. долл. в 2010 г.
Таким образом, в ближайшие 5 лет, то есть в период пребывания Р.Рато на посту директора-распорядителя Фонда, Россия фактически перейдет из категории государств-заемщиков в категорию кредиторов. Однако, подчеркнул Р.Рато, взаимодействие МВФ с правительствами входящих в него стран не ограничивается только проблемами долгов. По его словам, МВФ продолжит тесное сотрудничество с Москвой, чтобы определить, какие слабые места еще остаются в российской экономике и какие в нее необходимо внести изменения. Как сообщили эксперты МВФ, регулярно в Москву отправляется очередная миссия Фонда, которой дает общую оценку состояния и перспектив развития российской экономики. Подобные обзоры ежегодно готовятся для всех стран, входящих в эту международную кредитно-финансовую организацию, на основании 4-й статьи ее устава. [13]
Таким образом, страны-заемщики стараются реже обращаться к МВФ. Значительно снизилась задолженность перед МВФ у России. В последние годы Россия уже не берет кредиты у МВФ и, в соответствии со своими обязательствами, должна полностью погасить долг перед МВФ.
2.2. Проблемы в деятельности МВФ
Комплекс проблем, существующих в деятельности Фонда, связан с методами и инструментами реализации этой международной организацией своей стратегии.
Первой проблемой в истории МВФ был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза ещё остаётся.
Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах. В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.
Мировой опыт свидетельствует, что МВФ финансировал не всегда успешные программы экономического переустройства в разных странах. В 90-е годы МВФ активно пытался внедрять на просторах СНГ концепцию монетаризма, подошедшую для преобразований в Великобритании, США и других странах с устоявшейся рыночной экономикой, и плохо прижившейся здесь. [14]
Иногда из-за отсутствия кадров, обученных технически сложным вопросам государственных финансов и деятельности центрального банка, многие страны обращаются к МВФ за помощью в решении проблем в этих областях или просят предоставить эксперта для работы с государственными финансовыми ведомствами, пока не появятся достаточно квалифицированные отечественные кадры. Такие просьбы об оказании помощи особенно часто поступали в 60-е и 70-е годы, когда многие вновь независимые страны неожиданно столкнулись с проблемами создания центральных банков, выпуска новой валюты, создания налоговой системы и введения других финансовых и денежных систем современного суверенного государства. МВФ направлял экспертов из числа своего персонала или опытных консультантов для передачи необходимых знаний и подготовки кадров.
Для реформы МВФ есть две важные предпосылки. Первая - необходимость увеличения финансовых ресурсов фонда в условиях набирающего обороты кризиса. Вторая - неэффективность самой системы управления и контроля МВФ. Это два взаимосвязанных и в то же время совершенно отдельных вопроса. Даже если на лондонском саммите «двадцатки» 2010 года тема реформы управления МВФ не будет затронута (за один день ее решить невозможно), то тема выделения дополнительных финансов странам, наиболее пострадавшим от кризиса, должна стать главным и неотложным предметом разговора. [15]
МВФ был основан в 1944 году как международный монетарный институт и представлял собой именно фонд, а не банковскую структуру. Страны, которые испытывали экономические трудности, могли воспользоваться деньгами МВФ, взяв их в долг, и потом вернуть. Так было и во время азиатского кризиса 1997 года, и во время российского дефолта 1998 года. Нынешний кризис - не исключение. Однако его уникальность в том, что он глобален и затрагивает абсолютно все страны и сектора экономики, что требует от МВФ неординарных усилий. У таких стран, как, например, Россия, Китай или Корея, которые накопили большие золотовалютные резервы, нет необходимости обращаться в МВФ. Однако многие государства, обремененные долгосрочными долгами, не смогут обойтись без помощи фонда. К примеру, Украина уже получила кредит от МВФ в размере $16,5 млрд. под 3,7% годовых, а Армения - $540 млн. под 1,5% годовых. Обращаясь в МВФ, наиболее сильно пострадавшие от кризиса страны, как правило, находят там денежные ресурсы под щадящий процент. Никто другой им не поможет. Одно из преимуществ МВФ в условиях финансового кризиса в том, что, будучи неполитической организацией, фонд может сохранять более-менее объективную, нейтральную позицию при рассмотрении заявки той или иной страны. Так было с Россией, которая обратилась в МВФ в период кризиса 1998 года: она знала, что фонд может помочь деньгами, не выдвигая каких-либо политических условий.
Информация о работе Международный валютный фонд в мировых финансовых отношениях