Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:41, курсовая работа
Важность темы определила основную цель работы, которая заключается в изучении такого явления, как миграция рабочей силы в современном мире.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение основным понятиям и рассмотреть сущность миграции кадров;
- рассмотреть основные центры притяжения миграционных потоков;
- изучить последствия миграции кадров;
- проанализировать государственную политику, механизмы контроля, а также способы регулирования миграции рабочей силы.
Введение
1. Миграция рабочей силы в современном мире
1.1 Основные понятия и сущность миграции рабочей силы
2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда
2.1 Основные центры притяжения миграционных потоков
2.2 Последствия миграции кадров для стран-реципиентов и стран-доноров
2.3 Последствия миграции кадров для России
3. Правовое регулирование миграционных потоков
3.1 Государственная политика стран мира в области международных миграций
3.2 Механизмы контроля миграции и её регулирование
3.3 Регулирование миграции рабочей силы в России
Заключение
Литература
США привлекают программистов, инженеров-химиков, физиков-математиков, четко определяется возрастной ценз: не старше 30 лет. На ученых не ограничивается возрастной ценз. Наиболее жесткие иммиграционные правила устанавливает Австралия. В консульствах этой страны помимо психологического и профессионального тестирования, претенденты на въезд в эту страну подвергаются дополнительному медицинскому освидетельствованию (более подробно правовое регулирование миграции рабочей силы рассматривается в третьей главе).
Так же основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.
Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.
После II Мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая Россию.
По массовости основным потоком трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и другие развитые страны.
Этнические евреи едут в Израиль. Среднегодовой отток рабочей силы из России на протяжении 90х годов превышал 100 тысяч человек. На начало 2003 года из России выехало 1 миллион 200 тысяч человек взрослого населения, не считая детей и пенсионеров.
В настоящее время на долю трудоиммигрнтов приходится в Люксембурге - 37% занятых, в Бельгии и Голландии - 19%, в Германии, Франции, Великобритании - 7-9%.
В данном пункте работы были рассмотрены основные центры притяжения миграционных потоков. Следует иметь в виду, что миграция рабочей силы - это не только экономическое, но и сложное политическое, а также социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
В следующих
пунктах данной главы рассматриваются
последствия как для
2.2 Последствия миграции кадров для стран-реципиентов и стран-доноров
Прежде чем приступить к раскрытию содержания данного пункта работы необходимо дать определение терминам «страны-доноры» и «страны-реципиенты». Итак, страны-доноры - страны, из которых идет отток миграционных кадров, «станы-реципиенты» - страны, принимающие трудоспособное население (отдельные государства, в том числе и Россия, являются одновременно и странами-донорами и странами-реципиентами. Америка выступает донором для государств Латинской Америки, Великобритании и Австралии. Однако, Россия, будучи и страной-донором и реципиентом, теряет на уровне профессиональной подготовки трудоэмигрантов и трудоиммигрантов).
Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Рассмотрим подробнее возникающие последствия.
Приток иностранной рабочей силы оказывает положительное влияние на страны-реципиенты.
Одним
из, несомненно, положительных следствий
притока иностранной рабочей
силы является получение странами-
Так же к положительным влиянием миграции кадров специалисты относят следующие: иностранные рабочие участвуют в создании экономического продукта страны пребывания, а также в ряде экономически развитых государств, и прежде всего в странах Европейского Союза, «арбет-гайстеры» (то есть рабочие гости) нередко используются в неквалифицированных видах труда, на низкооплачиваемых работах и заняты в «непристижных» видах труда: строительство, сфера гостиничного хозяйства, общественного питания, общественного транспорта, разнорабочие и т.д.
Наряду
с положительными последствиями
миграции кадров существуют и отрицательные.
Массовый приток иностранной рабочей
силы, особенно когда приглашаются
с семьями, осложняет нравственно-
Несомненно, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав, например, в США или других развитых странах, возвращаются к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. К такой группе людей можно отнести не только ученых. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Все они привносят в свои страны новые знания, квалификацию. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры и создавали для них условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.
Рассмотрим
последствия миграции рабочей силы
для стран-доноров. Итак, для стран-доноров
отток трудоспособного
1) снижает
социально-политическую
2) трудоэмигранты для поддержания своих семей высылают валютные переводы, которые становятся важным фактором притока иностранной валюты в страну донора. Например, валютные поступления только по денежным переводам от трудоэмигрантов в Пакистане превышает 5 миллиардов долларов в год. Китайская народная республика осуществляет организованную трудовую эмиграцию, зарабатывая на этом 2 и более миллиардов долларов в год.
3) трудоэмиграция приносит определенную выгоду странам-донорам и по возвращении граждан, выехавших на временную работу за границу, они привозят накопленные валютные средства, нередко обзаводятся определенными орудиями труда за границей и привозят их с собой, используют производственную культуру из-за рубежа, получают новые умения и знания, которые применяют в своей стране.
В то же время трудоэмиграция сопровождается и негативными последствиями для стран-доноров:
1) определенная
часть трудоспособного
2) часть трудоэмигрантов положительно зарекомендовавшая себя на работе в заграничных фирмах либо лангирует свое там пребывание, либо остается на постоянное место жительства, и страна теряет определенную часть квалифицированной рабочей силы (этим каналом происходит «утечка мозгов»). Например, Россия по оценкам специалистов из-за стихийного потока трудоиммиграции уже потеряла около четверти научных работников. Общий ущерб от выезда ученых и квалифицированных инженерно-технических, а также станочных работников исчисляется 60 миллиардами долларов ежегодных потерь.
3) трудоиммигранты удачно устроившиеся с работой и бытом за границей нравственно расстраивают определенную часть населения своей страны, представители которой трудятся на родине и с такой же отдачей сил и профессиональных знаний, но получают заработную плату намного ниже своих иммигрировавших коллег.
Таким образом, в данном пункте работы были подробно рассмотрены последствия миграции кадров, как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров.
2.3 Последствия миграции кадров для России
В предыдущем
пункте достаточно подробно рассматривались
последствия миграции кадров для
стран-реципиентов и стран-
А.С. Булатов
считает, что масштабы трудовой миграции
из нашей страны слишком преувеличены.
В своих авторских работах он говорит
о том, что миграция ограничивается как
административно-
Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тысяч. Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 годы составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако автор признает, что в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.
Но, несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих-специалистов), чрезмерных поводов для алармизма, утверждает А.С. Булатов, нет. Подтверждая это следующим: во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей и во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы.
Серьезные
негативные последствия имеет для
России процесс иммиграции (репатриации)
из стран ближнего зарубежья. Приезд
в Россию миллионов этнических россиян
и представителей других национальностей
из бывших советских республик требует
гигантских затрат на их обустройство,
социальную помощь и создание рабочих
мест. Особенно это касается вынужденных
мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся
гражданами Российской Федерации), и
вынужденных переселенцев (лиц, являющихся
гражданами Российской Федерации). Их
число с начала регистрации (в 1992
году вынужденных переселенцев и
в 1993 году беженцев) возросло до 1,2 миллионов
человек. В условиях продолжающегося
экономического кризиса быстро решить
социальные и иные проблемы иммигрантов
из стран - членов СНГ представляется
весьма затруднительным. Но вместе с
тем необходимо подчеркнуть, что
именно приток иммигрантов из СНГ
позволяет удерживать численность
населения России от еще более
значительного уменьшения по причине
естественной убыли (смертность в России
превышает рождаемость). Кроме того,
приток трудоспособного и весьма
образованного населения в
Наряду
с созданием соответствующих
финансовых и экономических условий
в стране необходимо законодательное
регулирование миграционных процессов,
заключение соответствующих
Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тысяч человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появление инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.
Информация о работе Миграция рабочей силы в современном мире