Миграция рабочей силы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Важность темы определила основную цель работы, которая заключается в изучении такого явления, как миграция рабочей силы в современном мире.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение основным понятиям и рассмотреть сущность миграции кадров;

- рассмотреть основные центры притяжения миграционных потоков;

- изучить последствия миграции кадров;

- проанализировать государственную политику, механизмы контроля, а также способы регулирования миграции рабочей силы.

Содержание

Введение

1. Миграция рабочей силы в современном мире

1.1 Основные понятия и сущность миграции рабочей силы

2. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда

2.1 Основные центры притяжения миграционных потоков

2.2 Последствия миграции кадров для стран-реципиентов и стран-доноров

2.3 Последствия миграции кадров для России

3. Правовое регулирование миграционных потоков

3.1 Государственная политика стран мира в области международных миграций

3.2 Механизмы контроля миграции и её регулирование

3.3 Регулирование миграции рабочей силы в России

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

интегр проц в торг сан.docx

— 46.25 Кб (Скачать документ)

3. Правовое регулирование  миграционных потоков

3.1 Государственная  политика стран  мира в области  международных миграций

Фонд  народонаселения Организации Объединенных Наций провел опрос компетентных государственных органов всех стран  мира с целью выяснить все аспекты  их государственной политики в области  народонаселения и выпустил результаты этого опроса в Нью-Йорке в 1995 году. Среди прочих параметров государственные  органы 188 стран мира отвечали и на вопрос об их государственной миграционной политике.

Все варианты миграционной политики государств мира объединены в 8 типов, как по иммиграционной, так и по эмиграционной политике. Формулировка типа государственной политики в области международной миграции в каждой стране включает в себя две части: во-первых, оценку уровня эмиграции (или иммиграции) в данной стране и, во-вторых, требуется ли, по мнению отвечавших, государственное вмешательство и если да, то с какой целью - увеличить, уменьшить или сохранить на данном уровне эмиграцию (или иммиграцию). Из этих ответов и сложилась общая картина государственной миграционной политики стран мира.

Государственная эмиграционная политика стран мира в целом характеризуется либеральным  подходом к эмиграции. Так, 69,0% стран  считают, что эмиграция в их странах - удовлетворительная, при этом из них 46,8% считают, что государственного вмешательства  не требуется, а 24,0% декларируют политику государственного вмешательства с  целью сохранения эмиграции на существующем уровне. Кроме того, к либеральной  группе можно прибавить и страны, придерживающиеся такого типа политики, как «эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется» - 5,4%, равно как и страны, считающие, что «эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется». Таким образом, общая доля стран с либеральной эмиграционной политикой составляет более 85%.

Что касается государственной иммиграционной политики стран мира, то она несколько отличается от эмиграционной политики большей  сдержанностью. Так, ни одна страна в  мире не признала свою иммиграцию слишком  низкой до такой степени, что не требуется  государственного вмешательства.

В целом  состоянием иммиграции в своих странах  удовлетворены 60,6% государств. К ним  примыкают страны, которые хотя и  не считают иммиграцию удовлетворительной, но не находят нужным осуществлять государственное вмешательство, увеличивая группу стран с либеральным отношением к иммиграции до 62%, что существенно  ниже, чем либеральное отношение  государств мира к эмиграции.

Довольно  велико число стран, считающих иммиграцию слишком высокой и государственное  вмешательство с целью ее понижения  - необходимым, почти 18% .

Лишь  небольшое число стран хочет  усилить иммиграцию - 4,8%, при этом половина из них считает ее слишком  низкой, а вторая удовлетворительной. Изучение эмиграционной политики основных стран-экспортеров рабочей силы обнаруживает несколько подходов к  ее формированию. Одним из наиболее распространенных подходов является либеральный. Этот тип миграционной политики формулируется следующим образом: «эмиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется». Этого типа политики придерживается большинство стран мира (более 46%). Среди стран-экспортеров рабочей силы этот подход характерен для таких стран, как Австралия, Иордания, Италия, Португалия, Марокко, Филиппины. В основном в этой группе те страны-экспортеры рабочей силы, для которых экспорт рабочей силы не является главной статьей валютного дохода .

Другим  видом подхода является политика мягкой поддержки экспорта рабочей  силы. Эти страны формулируют свою эмиграционную политику так: «эмиграция удовлетворительная, требуется государственное  вмешательство с целью ее сохранения». К таким странам относятся: Турция, Индия, Бангладеш, то есть те страны, для  которых экспорт рабочей силы имеет весьма существенное влияние. Рассмотрим также две страны, для  которых экспорт рабочей силы является особо важным. Это Йемен  и Пакистан. Йемен, в платежном  балансе которого экспорт рабочей  силы - основная статья доходов, превышающая  все остальные, придерживается политики усиленного стимулирования экспорта: «эмиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее усиления». Что касается Пакистана, то эта страна, имеющая в настоящее время самые высокие в мире доходы от экспорта рабочей силы, чего она добилась в последнее десятилетие. Политика этой страны носит характер явной стимуляции экспорта рабочей силы и выражается формулой: «эмиграция слишком низкая, требуется государственное вмешательство для ее усиления». Посткоммунистические страны придерживаются политики сдерживания экспорта рабочей силы. Либо скрытого - как Польша, формулирующая свою политику так: «эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется», либо открытого, как Югославия (новая), формулирующая свою позицию так: «эмиграция слишком высокая, требуется государственное вмешательство для ее уменьшения». При этом надо учесть, что Польша относится к числу новых и быстро укрепляющихся стран на рынке экспортеров рабочей силы, тогда как Югославия, занимавшая в середине 80-х годов первое место по доходам от экспорта рабочей силы, ныне значительно уступила свои позиции как экспортер рабочей силы. Таким образом, основной группы стран-экспортеров рабочей силы тип миграционной политики определяется их положением на рынке рабочей силы - в настоящем и прошлом.

В данном пункте были рассмотрены основные направления  государственной политики стран  мира в области миграции рабочей  силы.

3.2 Механизмы контроля  миграции и её регулирование

В то время  как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней  торговли, практически все они  принимают меры, ограничивающие международную  миграцию. Миграция приводит к росту  совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод  от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты  миграции могут перекрываться негативными  эффектами, которые также имеют  место. Одно из них - финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда  развитые страны близко расположены  или даже граничат с менее развитыми  государствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика  и страны Карибского бассейна, с  другой стороны - Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое  близкое соседство приводит к  наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США  постоянно находится около 4 миллионов, а в Западной Европе - около 3 миллионов  нелегальных иммигрантов. В это  же время численность легальных  мигрантов по сравнению с нелегальными относительно невысока. Но с течением времени количество людей, пересекающих границу со всеми необходимыми документами, постоянно растет.

Проблемы, которые несет с собой международная  миграция рабочей силы, привели к  созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в  международное движение рабочей  силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании  международной торговли. Уже в  конце XVIII века в Англии были приняты  законы, запрещавшие промышленным рабочим  эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали  законы, ограничивающие въезд нежелательных  лиц. Тогда же страны стали заключать  двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства  большинства стран, регулирующие въезд  иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там, на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.

Обычно  государственное регулирование  осуществляется через принятие финансируемых  из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к возвращению  на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны  в данной стране, ограничивая въезд  всем остальным. Перечень желательных  иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся  к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять  тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную  работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты  для новых и перспективных  отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители  редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты  с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные  бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие  капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами  трудовой иммиграции занимаются государственные  институты принимающих стран, действующие  на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве  стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о  его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что  данная работа, поскольку требует  специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах  перед выдачей разрешения на въезд  потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве  принимающих стран представлена огромным количеством законов и  подзаконных актов. Основные черты  иммиграционного законодательства рассмотрим ниже.

Профессиональная  квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают  жесткие требования к уровню образования  и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию  считается окончание полного  курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве  случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет  жесткие требования к состоянию  здоровья иммигрантов. В страны не допускаются  наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку  о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Количественное  квотирование. Большинство стран, принимающих  иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут  вводиться в рамках всей экономики  в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в  числе всех трудовых ресурсов; в  рамках отдельных отраслей, определяя  максимальную долю иностранных рабочих  в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных  рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом  государственного регулирования импорта  рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением  которых надзирают правоохранительные органы.

Информация о работе Миграция рабочей силы в современном мире