Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:42, лекция

Описание

Концепция полезности
Потребительский выбор. Излишек потребителя.
Эффект замены. Эффект дохода от изменения цены.
Порядковый анализ полезности
Граница потребительского выбора и определяющие её факторы
Закономерности формирования индивидуального спроса

Работа состоит из  1 файл

микра.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

Микроэкономика

  • Теория поведения потребителя

  1. Концепция полезности
  2. Потребительский выбор. Излишек потребителя.
  3. Эффект замены. Эффект дохода от изменения цены.
  4. Порядковый анализ полезности
  5. Граница потребительского выбора и определяющие её факторы
  6. Закономерности формирования индивидуального спроса

 

Концепция полезности

 

Потребительское поведение — процесс формирования спроса и потребления на разнообразные  товары и услуги с учётом их дохода и личных предпочтений. На рынке, потребитель  сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину». Это первое правило потребительского поведения.

Формула потребительской  корзины: Q = Q1*P1+Q2*P2+....+Qn*Pn, Q>0, P>0

 

Полезность  отражает субъективную оценку блага. Потребители стараются максимизировать полезность, получаемую от каждой дополнительной единицы блага. (MU — предельная (дополнительная) полезность). В экономической теории различают общую (TU) и предельную полезность.

Общая полезность — сумма полезности отдельных частей блага.

По мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность возрастает, но с уменьшающимся темпом, что означает убывание предельной полезности. Кривая общей полезности имеет вогнутый вид. Суть закона — предельная полезность каждой последующей единицы блага, получаемого в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.


MU = TUn-TU(n-1)

MU принимает +- зн-я


 

 

 

 

 

 

Экономисты  при измерении полезности разделились  на кардиналистов и ординалистов.

Экономисты, занимающиеся этим вопрос также называются маржиналистами.

Они пытались вычислить предельную полезность и  ввели условную единицу — ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Если потребитель покупает 6 яблок, общая полезность равна 6 ютилей, 7 яблок — 7 ютилей. Если каждая последующая единица обладает всё меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижении цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон спроса, а также объяснить как следует покупателю распределить свой доход между различными товарами и услугами, которые он может купить.

Потребляя одни товары, потребители жертвуют потреблением других товаров


(альтернативные  варианты выбора). Потребительский выбор — выбор,

максимизируюющий  функцию полезности, рационального  потребления,

в условиях ограниченности ресурсов. Максимизация полезности

заключается в том, что потребитель с определенными

ограничениями выбирает такой набор благ, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности. Для потребителя каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносит одинаково предельную полезность (правило потребительского поведения — второй закон Госсена).

MU1


 

 

Факторы, препятствующие извлечению максимальной полезности:

  • Информационная ассиметрия оценок и качества товара.
  • Покупки импульсивно или под влиянием внешних эффектов

 

Особенности потребительского спроса:

  1. функциональный — такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому товару, экономическому благу.

 

  1. нефункциональный — та часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с качествами экономического блага.
    • социальный (связан с отношением покупателей к товару. 3 типичных случая:)
    1. эффект присоединения к большинству — эффект увеличения потребительского спроса, связанная с тем что потребитель следует общепринятым нормам, покупая тот же товар, который покупает другие
    2. эффект сноба — эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. (в противоположную сторону)
    3. эффект Веблена — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену.

- спекулятивный  — возникает в обществе с  высокими инфлянционными ожиданиями.

    • нерациональный — незапрланированный спрос под влиянием каприза.

Излишек потребителя  — разница между общей полезностью  блага и его общей ценностью.

Излишек возникает  из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности потребитель получает больше, чем платит.

  • Эффект замены и эффект дохода

 

Изменение объёма покупки блага при изменении  его цены является результатом 2 эффектов:

  • эффект замены — реакция потребителя на изменение цены блага, выражающиеся в изменении потребительского выбора (набора благ), путём замещения в нём блага, относительная цена которого выросла, блага относительная цена которого снизилась. Происходит перераспределение доходов потребителя в пользу более дешёвого блага, увеличивая его потребления.
  • эффект дохода — реакция, потребителя на изменение цены блага, выражающаяся в изменении величины спроса на благо, которое вызвано изменением реального дохода.

 

Действие эффекта  замены всегда сильнее действия эффекта  дохода. Это является доказательством отрицательного наклона кривой спроса.

В редких случаях  величина эффекта дохода превышает  величину эффекта замены.(положительный  наклон). Такое благо называется товар Гиффена — товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

  • Порядковый анализ полезности.

Порядковый (ординалисткий) подход к анализу полезности опирается  на то что потребитель может ранжировать полезность в порядке предпочтительности в соответствии со своими субъективными оценками. Эта концепция не требует от потребителя умения измерять полезность. Эта концепция показывает какая из альтернатив предпочтительнее для потребителя (лучше — хуже)  (Ua=Ub Ua>Ub Ua <Ub )

Понятие полезность в  порядковой теории это не более чем  порядок предпочтения.

При ординалистском подходе к анализу поведения потребителя используют не отдельные блага, а наборы (сочетания) благ.


Анализ поведения потребителя опирается на ряд допущений, известные как аксиомы выбора


 

  1. Аксиома полной упорядоченности — устанавливает, что

потребитель может сравнивать и ранжировать наборы благ,

в соответствии со своими предпочтении. Упорядоченность наборов  выражается в предпочтительности ( >) и безразличии (~).

  1. Аксиома транзитивности — предполагает установление такого порядка предпочтений, которому присуща чёткая согласованность в предпочтениях потребителя.

A>B, B>C = A>C

  1. Аксиома ненасыщенности — устанавливает такой порядок предпочтений, при котором последовательность предпочтений обусловлена действием принципа «чем больше, тем лучше»

  • Свойства кривой безразличия 

Эти свойства помогают понять поведение потребителя.

  1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, что вытекает из аксиомы о ненасыщенности.
  2. Каждая, более высоко расположенная кривая безразличия приносит потребителю большую полезность, чем предыдущая.
  3. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительского множества.
  4. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
  5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат — это означает, что наклон кривой безразличия уменьшается по мере увеличения потребления потребителем одного из входящих в набор благ.

 

Двигаясь по кривой безразличия, потребитель может обеспечить себе одинаковый уровень полезности при разных количественных комбинациях. Количественная определённость выражается  MRS — предельной нормой замены. MRS -  это величина, показывающая то предельное количество входящего в потребительский набор блага, от которого потребитель готов отказаться ради единичного увеличения другого блага, сохранив при этом прежний уровень общий полезности. Предельная норма замещения блага B к благу A определяется отношением величины замещаемого блага(b) которым готов пожертвовать потребитель к единичному увеличению другого блага (a). MRS = -    B/   A


Представленное соотношение  показывает значение углового коэффициента наклона кривой безразличия к  точке K1. Это означает что по своему абсолютному значению MRS равна наклону кривой безразличия в данной точке. Если кривую безразличия можно выразить в виде функции, то MRS = B= B(A). Предельная норма замещения будет равна абсолютному значению производной этой функции в точке.

Предельная норма замены снижается по мере движения вниз по кривой безразличия. Снижение предельной нормы замены по своей сути несёт то же содержание, что и предположение о действии закона убывающей предельной полезности

  • Границы потребительского выбора и определяющие факторы

Бюджетная линия —  линия, определяющая границу потребительского выбора в товарном производстве и указывающая на комбинацию товаров, которых потребитель может приобрести при заданном доходе. Наклон и расположение линий определяется ценами на рассматриваемые товары.

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если весь доход потратить на 2 вида товаров А и В имеющих цены Ра и Рв то получим следующее уравнение. Бюджетную линию можно представить в виде уравнения:


 

 

 

 

 В этом уравнении отношение цен — угол наклона бюджетной линии

  • Закономерности формирования индивидуального спроса

Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя.

Равновесие потребителя  может изменяться под влиянием изменения  цен. Вместе с тем, эффект цены распадается  на 2 отдельных эффекта: эффект дохода и эффект замещения.

Суть эффекта дохода заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход. Эффект замещения — с замещением цены товара появляется возможности замещать им потребление более дорогие товары субституты. Однако, в случае с нормальным товаром и с товаром низшего качества, эти эффекты могут действовать по-разному. Зависимость между уровнем дохода потребителя и величиной его спроса на данное благо можно выразить графически через кривую доход-потребление


С ростом реального дохода, потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости




 

 

 

Кривые Энгеля









 

 

  • Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

  1. Совершенно конкурентная фирма
  2. Предложение совершенно конкурентной фирмы в LR
  3. Излишек потребителя и производителя
  4. Предложение совершенно конкурентной отрасли
  5. Эффективность совершенно конкурентного рынка

 

На рынке совершенной конкуренции  фирма становится совершенно конкурентной при следующих условиях:

  • На каждую фирму приходится незначительная доля рынка
  • Все фирмы производят одинаковую продукцию, используя аналогичные производственные процессы
  • Каждая фирма обладает совершенной информацией
  • Имеется свобода доступа на рынок (чтобы новые фирмы хотели и могли войти в рынок тогда, когда существует возможность получить на нём прибыли, превышающие нормальные)
  • Очень низкая степень взаимодействия фирм

 

Фирма, не проводящая собственной  ценовой политики, а лишь приспосабливающаяся  к рыночным ценам является совершенно конкурентной фирмой. В этом случае спрос на продукт отдельной фирмы будет совершенно эластичным, а кривая спроса на него примет вид горизонтальной линии.

 

 

 


 

 



 

 

 

Совершенно конкурентная фирма  может продавать по равновесной  цене или ниже её.

Если фирма установит цену P1 то эта фирма не сможет продать даже единицу продукции.

Равновесная рыночная цена не зависит  от объёма выпуска продукции одной  фирмы.

При принятии фирмой текущих решений  цена, которая задается из-вне принимается  в качестве постоянной величины (const). В этом случае AR = MR = Pравн.

  • S СКФ в LR.

В LR все издержки становятся переменными а число фирм в отрасли изменяется. Если фирма будет изменять только переменные издержки то это снизит эффективность производства.



 

 


 


 

 

При изменении постоянных издержек фирма переходит на новую кривую средних издержек.


 

 

 



 

 

 

 

 

Снисходящий участок кривой долгосрочных средних издержек соответствует  возрастающей отдаче, а восходящий — убывающей отдаче производства. По мере своего масштаба фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую средних издержек. И в то же время движется вдоль долгосрочной кривой AC.

Информация о работе Микроэкономика