Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:42, лекция

Описание

Концепция полезности
Потребительский выбор. Излишек потребителя.
Эффект замены. Эффект дохода от изменения цены.
Порядковый анализ полезности
Граница потребительского выбора и определяющие её факторы
Закономерности формирования индивидуального спроса

Работа состоит из  1 файл

микра.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

Изменение равновесия фирмы происходит и при изменении числа фирм в отрасли. Если

P = ACmin, то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм. Данная конкурентная отрасль находится в состоянии покоя, полного долгосрочного равновесия.



 

 


 

 

 

 

 

  • P = AC показывает что фирма достигает рановесие при данном равенстве, тое сть в производстве используется наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов.
  • AC = LAC — фирма имеет оптимальные размеры
  • P = MC — цена как мера предельной полезности данного продукта = предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта, т.е. ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтением потребителя.

  • Излишек производителя и потребителя

 

Излишек производителя — разница между P и MC. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить дополнительную единицу продукции.


 

 



 


 

 

 

 

Понятие излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования.



 

 

 


 

 

 



 

 

 

Таким образом, отклонение от конкурентного  равновесия приводит к потерям общественного  благосостояния.

  • Предложение СК отрасли.



 

 

 

 


 

 

 

 

Отраслевое предложение представляет собой объём выпуска, осуществляемый всеми действующими на отраслевом рынке фирмами. Для SR предложение отрасли будет равняться сумме предложений действующих фирм для каждого уровня рыночной цены, то есть будет определяться путём горизонтального суммирования.

Кривая LR предложения является горизонтальной линией.

 

Такое возможно только при неизменности цен на факторы производства. Расширение производства приведет к росту спроса на ресурсы — значит и росту  цен — рост MC.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Положение долгосрочной кривой предложения в отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение отраслевого объёма повлияло на цены, используемых отраслю производственных ресурсов. В зависимости от характера этого влияния различают:

  1. С постоянными издержками
  2. С растущими издержками
  3. С уменьшающимися издержками

  • Поведение фирмы в условиях монополии

  1. Модели чистой монополии
  2. Ценовая дискриминация
  3. Потери от несовершенной конкуренции

  • Чистая монополия — рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом данного товара

Эластичность спроса ограничивает монопольную власть фирмы на рынке. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции и наоборот.



 

 

 

 

 

 

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию совпадает с рыночным спросом, эластичность спроса является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера.

L=(P-MC)/P

Чем больше разрыв между  ценой и MC тем больше степень монопольной власти. Величина индекса Лернера находится в (0;1). При совершенной конкуренции = 0. Сохранение монопольных позиций отдельной фирмой возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли, когда проникновение на рынок других фирм и их деятельность является практически невозможными или экономически неэффективными.

Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени предопределяет различные  типы монополий. Наиболее распространенные — естественные, сырьевые и локальные.

Естественные основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Причинами монополизации рынка могут служить

  • право на обслуживание определенного рынка, полученного от государства
  • патент на продукцию или технологический процесс

Сырьевые монополии обусловленны владением и контролем редкого или стратегического сырья

Локальные монополии обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

При анализе модели чистой монополии используется допущение о совершенной информированности всех субъектов рынка. Фирма-монополист сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественно кривой рыночного спроса, т.е.имеет отрицательный наклон. Монополист может продать дополнительную единицу товара или продукции лишь снизив цену. В следствие убывающего характера кривой спроса, кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом положительном значении объёма выпуска.


 

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно MR<P.

 

  • Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация  — это продажа одного и того же товара разным потребителям или  группам по разным ценам, причём различие в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени ему это удается ценовая дискриминация делится на:

  • 1 степени

монополист продаёт  каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене (максимальной), которую потребитель согласен заплатить  за данную единицу продукции. Это  означает, что весь излишек потребителя  присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса. Такая ценовая политика редко встречается на практике.

  • 2 степени

Ценовая политика, суть которой  в установлении различных цен  в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товаров.

  • 3 степени

Ситуация, когда монополист продаёт товары разным группам населения с различной эластичностью спроса по цене. Происходит разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности.




 

 

 

 

 

 

Самая сложная проблема дискриминации 3 степени — надежно  отделить один рынок от другого. Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована.

Потери от несовершенной конкуренции



 

 

 

 

 

 

 

Если цена установилась в E1 (Точка пересечения MC & D) то данная ситуация соответствует совершенной конкуренции P=MC=MR, треуг. E1P1P0

В E2 фирма находится в условиях несовершенной конкуренции, излишек потребителя уменьшился до треугольника P2E2P0. Часть излишка потребителя достается самой монополии(P2P1E1E2),  а другая часть (E2E1C) теряется. Также теряется EE1C — также потерян.

Отсутствие конкурентного давления снижает стимулы для эффективного хозяйствования и позволяет монополисту функционировать не в оптимальном по издержкам режиме, что приводит к возникновению X-неэффективности — потери общества, обусловленная выбором нерациональных методов производства и неоптимального размера фирмы. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного рабочего и управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Эти избыточные ресурсы называются «организационным жирком».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поведение фирмы в  условиях несовершенной конкуренции

 

 

 

Присутствие на рынке  одного или нескольких крупных, относительно совокупного отраслевого предложения, продавцов порождает принципиально  новый эффект. Суть этого эффекта  — любое рыночное решение такого продавца неизбежно затронет всех участников рынка. Ощущая свою взаимозависимость, фирмы вынуждены строить своё поведение с учётом реакции со стороны конкурентов — в этом заключается ключевая характеристика олигополистического рынка. Он может быть представлен как стандартизованно чистая олигополия, так и дифференцированным —например, рынок автотранспорта, бытовой техники. В условиях отсутствия взаимодействия между фирмами, экономическое положение фирм будет ухудшаться, т.к.рынок будет дрейфовать в сторону конкурентного рынка. Прибыль будет сокращаться. Выиграют от снижения цен, только потребители. Наилучший выбор для фирмы, действующий в условиях олигополистического рынка — это взаимодействие. Олигополистическое взаимодействие — стратегия поведения конкурирующих фирм, направленное на координацию их деятельности с целью максимизации отраслевой прибыли. Действующая в условиях олигополистического взаимодействия, фирмы могут реализовывать следующие стратегии:

  • координация поведения продавцов осуществляется посредством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объёма отраслевого выпуска. Задание: определить как это называется.
  • Вторая координация — способ пи котором координация осуществляется путём конкурентных способов, в рамках которых каждая фирма проводит независимую политику. Чем более конкурентным будет взаимодействие фирм, тем больше состояние рынка будет приближаться к конкурентному рынку.

Причины по которым фирмы  могут принимать разные конкурентные стратегии: 

  1. занимают разные конкурентные позиции
  2. могут различаться по финансовому положению
  3. могут ставить разные цели

 

Модель картеля

Картель — группа фирм, объединённая соглашением о цене и разделе рынка между участниками  с целью получения монопольной  прибыли. Склонность фирм к согласованию своих действий обусловлена трудностями диагностирования реакции конкурента. Содержательной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска до уровня, обеспечивающего фирмами получения отраслевой монопольной прибыли.

Модель Курно 







 

 

 


 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

 

 

Если фирма будет  действовать в условиях СК то отрасль  окажется в положении равновесия при P1 и Q1 при такой цене фирма А будет действовать на принципе безубыточности. Фирма Б осуществит выпуск в объёме q1 и получит экономическую прибыль. Фирмы могут улучшить своё положение если сократят совокупный выпуск до объёма, максимизирующего отраслевого прибыль, т.е. MR= MCA+MRB. При реализации картельного соглашения, отраслевой рынок оказывается в условиях монопольного равновесия — картель имеет те же отрицательные последствие, что и монополия.

 

Модель ценового лидерства

 

Ценовое лидерство имеет  место в том случае, когда на отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами — или  в издержках, или в показателях  качества продукции, или в контроле значительной доли отраслевого рынка. В условиях ценового лидерства, рыночная координация достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка.

Модель блокирующего ценообразования.

Особенностью олигополистического  взаимодействия состоит в том, что  фирмы склонны сохранять сложившиеся  отрасли status quo всяческие противодействуя  его нарушению. Именно сложившиеся  в отрасли равновесия обеспечивают им благоприятные условия для зарабатывания денег. Наибольшая опасность в этой модели представляют новички, которые пытаются проникнуть на отраслевой рынок. Причины — нарушают сложившееся равновесие; новички не обременены обязательствами; могут вести себя агрессивно; новички могут принести в отрасль новые технологии. Самым доступным барьером — низкая цена.

Модель некорпоративного поведения. Взаимодействие на основе реагирования.

Реализовать на практике корпоративную стратегию трудно, а порой невозможно. Это связано с опасениями быть подвергнутым санкциям со стороны государства (большие штрафы, длительные строки тюремного заключения) за нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому присутствие на олигополистических конкурентного соперничества довольно частое явление. Суть характера конкурентного взаимодействия заключается в том, что конкурентное поведение фирмы становится формой реагирования на решения других фирм на отраслевом рынке. В этой связи важным является выбор стратегической переменной, обычно, цена или объём выпуска. Когда указанную роль выполняет цена, будет иметь место ценовая олигополия, а когда объём — количественная.

Информация о работе Микроэкономика