Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:06, контрольная работа
Тема моей контрольной работы «Международный рынок услуг», я считаю ее довольно актуальной в связи с тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.
Введение…………………………………………………………………………………3
Понятие международного рынка услуг и его значение…………………………..4
Состав и структура международного рынка услуг…………………………4
Специфика международной торговли услугами……………………………7
Регулирование рынка услуг…………………………………………………..8
Виды международных услуг и сферы их реализации…………………………….10
Заключение………………………………………………………………………………17
Список использованных источников и литературы………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников и литературы…………………………………..18
Введение
Тема моей контрольной работы «Международный рынок услуг», я считаю ее довольно актуальной в связи с тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.
Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.
В
данной работе рассмотрены состав и структура
международного рынка услуг, его
специфика, регулирование, более
подробно охарактеризованы
услуги, сопровождающие внешнеэкономические
мероприятия.
Как отмечалось выше, мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связи, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно- консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.
Мировая статистика свидетельствует о
том, что мировая торговля услугами является
одним из наиболее быстро растущих секторов
мирового хозяйства, что видно из данных
табл. 1. [2] По данным Международного
валютного фонда все виды услуг
оценивались в 1994 году в 11000 млрд. долларов.
Общий их объем составил около 25%
общей величины мирового экспорта,
причем в 1997 году эта величина,
по приблизительным подсчетам, увеличилась
еще на 30%. Услуги растут более
высокими темпами по сравнению
с внешней торговлей; для двукратного
роста потребовалось всего лишь семь –
восемь лет по сравнению с 15 годами,
которые были необходимы для аналогичного
увеличения объема экспорта.
Таблица 1
Мировой экспорт услуг
Года | 1988 | 1990 | 1994 | 1996 | 1998 |
Все виды
услуг
(млрд. долл.) |
653,2 | 853,0 | 11000,0 | 1260,0 | 1290,0 |
Транспорт, в том числе: | 167,4 | 209,2 | 250,4 | 315,0 | 324,0 |
пассажирский | 36,2 | 49,6 | 56,9 | - | 30,9 |
фрахт | 83,6 | 103,3 | 125,0 | - | - |
др. виды транспорта | 47,7 | 56,3 | 68,1 | - | - |
Путешествия | 190,1 | 246,9 | 321,1 | 415,0 | 422,0 |
Правительственные
услуги |
43,4 | 47,0 | 49,5 | - | - |
Др. виды услуг | 252,4 | 349,9 | 479,1 | 530,0 | 544,0 |
Доля экономически развитых
Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие [3]:
. зрелая
экономика и высокий уровень
жизни повышают спрос на
. развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
. новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
. ускорившийся
процесс расширения и
Примерно ј международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ј составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг) [3]. Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Рассматривая в этом плане
Россию, другие страны СНГ
и Балтии, необходимо отметить,
что хотя они и обладают потенциальными
резервами для развития туризма, транспортных
услуг (организуют морские перевозки),
их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая
база так же, как и недостатки
хозяйственного механизма. Западноевропейские
страны высокое качество своих
услуг дополняют применением широкого
спектра ограничений на использование
иностранных услуг, в том числе и из стран
СНГ.
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых,
не все виды услуг, в отличие
от товаров, пригодны для широкого
вовлечения в международный хозяйственный
оборот. В первую очередь это относится
к некоторым видам услуг, поступающих
преимущественно в личное потребление
(например, коммунальные и бытовые).
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.