Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание

Тема моей контрольной работы «Международный рынок услуг», я считаю ее довольно актуальной в связи с тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Понятие международного рынка услуг и его значение…………………………..4
Состав и структура международного рынка услуг…………………………4
Специфика международной торговли услугами……………………………7
Регулирование рынка услуг…………………………………………………..8

Виды международных услуг и сферы их реализации…………………………….10

Заключение………………………………………………………………………………17
Список использованных источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 53.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Понятие международного рынка услуг и его значение…………………………..4
    1. Состав и структура международного рынка услуг…………………………4
    2. Специфика международной торговли услугами……………………………7
    3. Регулирование рынка услуг…………………………………………………..8
 
  1. Виды международных  услуг и сферы их реализации…………………………….10
 

Заключение………………………………………………………………………………17 

Список использованных источников и литературы…………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  моей контрольной работы «Международный рынок услуг», я считаю ее довольно актуальной в связи с тем, что  внешнеэкономические связи  становятся  все  более  заметной  составной частью хозяйственной  деятельности  российских  предприятий  и  организаций.

     Возрастает  интерес в экономическом,  производственном  и  научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

      Наряду  с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с  ними  мировой  рынок  услуг.  Специфическая  особенность услуги как товара состоит в том, что она  не  имеет  вещественной  формы,  а выступает как результат определенной  деятельности.  Производство  и  купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен  на  товары  в материально-вещественной   форме   или   другие   услуги   производится    в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги  на мировом  рынке  –  это   поступающие   на   внешний   рынок   услуги,   т.е. потребительские стоимости.

     Мировой рынок услуг разбивается на более  узкие рынки,  так  как  услуги разнообразны  и  разнородны.  В  основе  этого  рынка   лежит   огромная   и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление  услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ  века  доля  всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%.  В  развивающихся странах  этот  показатель  приблизился  к  55%.   Одновременно   наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.

     В данной работе рассмотрены состав и структура  международного  рынка услуг, его  специфика,  регулирование,  более  подробно  охарактеризованы   услуги, сопровождающие    внешнеэкономические    мероприятия. 
 
 
 

  1. Понятие международного рынка  услуг и его  значение
    1. Состав и структура международного рынка услуг

     Как отмечалось выше, мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают  транспорт,  связи, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание,  гостиничное  хозяйство,  туризм, финансовые  и  страховые  услуги,   науку,   образование,   здравоохранение, физкультуру  и   спорт,   культуру   и   искусство,   а   также   инженерно- консультационные   услуги,   информационные   и   вычислительные,   рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и  в области аренды  оборудования,  услуги  по  изучению  рынков  и  контролю  за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое  обслуживание, деятельность государственных учреждений,  организаций  и  ведомств.  В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России   строительство,   грузовой   транспорт,   связь   по    обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка,   производственные   виды   бытового   обслуживания    включаются статистикой в сферу материального производства.

     Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства,  что видно из данных табл. 1. [2] По данным Международного  валютного  фонда  все виды услуг оценивались в 1994 году в 11000 млрд. долларов.  Общий  их  объем составил около 25% общей величины мирового  экспорта,  причем  в  1997  году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на  30%.  Услуги растут  более  высокими  темпами  по  сравнению  с  внешней  торговлей;  для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению  с 15 годами,  которые были  необходимы  для аналогичного  увеличения  объема  экспорта. 

Таблица 1

Мировой экспорт услуг

Года 1988 1990 1994 1996 1998
Все виды услуг

(млрд. долл.)

653,2 853,0 11000,0 1260,0 1290,0
Транспорт, в том числе: 167,4 209,2 250,4 315,0 324,0
пассажирский 36,2 49,6 56,9 - 30,9
фрахт 83,6 103,3 125,0 - -
др. виды транспорта 47,7 56,3 68,1 - -
Путешествия 190,1 246,9 321,1 415,0 422,0
Правительственные

услуги

43,4 47,0 49,5 - -
Др. виды услуг 252,4 349,9 479,1 530,0 544,0
 

       Доля экономически развитых стран   на  мировом  рынке  услуг   составляет около 80%. Удельный вес экспорта  услуг  в  экспорте  товаров  всей  мировой системы в начале 90-х годов ХХ века приблизился к 30%.  Надо  полагать,  что эта тенденция будет ускоряться.

     Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового  рынка  услуг, выделяются следующие [3]:

  . зрелая  экономика и высокий уровень  жизни повышают спрос на услуги;

  . развитие  всех видов транспорта  стимулирует   международную  мобильность как предпринимателей, так и населения;

  . новые  формы связи, в том  числе   спутники,  иногда  позволяют   заменить личные контакты продавцов и покупателей;

  . ускорившийся  процесс расширения и углубления  международного  разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

     Примерно ј международной торговли услугами приходится  на  транспортные услуги, около ј составляет туризм. Из прочих услуг следует  отметить  быстро растущую торговлю   современными  услугами,   связанную прежде  всего  с научно-техническим и производственным  опытом  (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

     Географическое  распределение   торговли   услугами,   предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в  пользу  развитых государств с рыночной  экономикой.  На  мировом  рынке  услуг  доминируют  8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового  экспорта  услуг  и  более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

     Для развивающихся стран характерно  наличие  отрицательного  сальдо  во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и  импортируют  20% всех услуг) [3]. Это не исключает того факта, что некоторые из них  являются крупными   экспортерами    услуг.    Так    например,    Республика    Корея специализируется  на  инженерно-консультационных  и  строительных   услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является  крупным  финансовым  центром. Многие  мелкие  островные  государства  основную  часть  экспортных  доходов получают за счет туризма.  Для  Турции,  Испании  и  ряда  средиземноморских государств большое  значение  имеет  экспорт  рабочей  силы  в  виде  выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

     Рассматривая  в  этом  плане  Россию,  другие  страны  СНГ  и   Балтии, необходимо отметить, что хотя они и обладают  потенциальными  резервами  для развития туризма, транспортных  услуг  (организуют  морские  перевозки),  их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же,  как  и недостатки  хозяйственного  механизма.  Западноевропейские  страны   высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра  ограничений  на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ. 
 
 
 
 
 

    1. Специфика международной торговли услугами

      Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по  сравнению  с традиционной торговлей товарами.

     Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся  и  потребляются  в основном одновременно и не  подлежат  хранению.  Поэтому  большинство  видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и  потребителями, что обособляет международную  торговлю  услугами  от  торговли  товарами,  в которой часто используется посредничество.

     Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует  с  торговлей  товарами  и оказывает на  нее  все  возрастающее  воздействие.  Для  поставок  за  рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с  анализа  рынков  и  кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке  во  многом  зависит от  качества  и  количества  услуг,  привлекаемых  для  его  производства  и реализации (включая послепродажное обслуживание).

     В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.  Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука  во  многих  странах традиционно находятся в полной или частичной собственности  государства  или же строго контролируются им. Импорт услуг в  значительных  масштабах  может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять  собой угрозу для их благосостояния,  суверенитета  и  безопасности.  В  результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед  торговлей товарами.

     В-четвертых, не все виды услуг, в  отличие  от  товаров,  пригодны  для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В  первую  очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в  личное потребление (например, коммунальные и бытовые). 
 

    1. Регулирование рынка услуг

     Вплоть  до  самого  последнего  времени  рынок  услуг  (за  исключением финансов)  представлял  собой  поле  деятельности  мелких  и  средних  фирм. Ситуация  кардинально  изменилась   в   связи   с   появлением,   а   точнее массированным выходом на этот рынок  транснациональных  корпораций,  которые смогли поставить  себе  на  службу  современные  средства  телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Информация о работе Мировой рынок услуг