Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 06:55, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг.
Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:
мировая торговля услугами и ее значение;
характеристика и классификация услуг;
роль и место России на мировом рынке услуг;
перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Часть I: Роль России на мировых рынках услуг
Введение………………………………………………………………….3
Вопрос 1: Понятие мировой торговли услугами и ее значение…….5
Вопрос 2: Россия на мировом рынке услуг………………...…………13
Заключение……………………………………………………………...20
Литература к части I……………………………………………...…….22
Часть II: Практические упражнения
1. Упражнение «ВЕРНО/НЕВЕРНО»…………………………………24
2. Тест…………………………………………………………………...27
3. Упражнение 3. Работа со статистическими данными
Задание 1……………………………………………………………….….28
Задание 2…………………………………………………………………..30
Задание 3…………………………………………………………………..33
Задание 4…………………………………………………………………..35
Литература к части II…………………………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

по Мировой экономике.doc

— 444.50 Кб (Скачать документ)

В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

    1. деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг;
    2. услуги связи — 25 видов;
    3. строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов;
    4. дистрибьюторские услуги — 5 видов;
    5. общеобразовательные услуги — 5 видов;
    6. услуги по защите окружающей среды — 4 вида;
    7. финансовые услуги, включая страхование — 17 видов;
    8. услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида;
    9. туризм и путешествия — 4 вида;
    10. услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов;
    11. транспортные услуги — 33 вида;
    12. прочие услуги.

К числу первых попыток классификации услуг в маркетинге, идеи которых получили свое дальнейшее развитие, следует отнести работы Стентона и Джадда, опубликованные в 1964 году.

 Стентон дифференцирует  услуги, оказываемые на коммерческой  основе, на 10 групп, включающих:

  1. услуги по предоставлению жилья;
  2. обслуживание семей, ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
  3. отдых и развлечения;
  4. индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
  5. медицинские и другие услуги здравоохранения;
  6. частное образование;
  7. услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
  8. страховые и финансовые услуги;
  9. транспортные услуги;
  10. услуги в области коммуникаций.

Джадд предложил свою схему классификации услуг, выделив три

принципиальные группы:

  1. услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;
  2. услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента;
  3. услуги, не связанные с физическими товарами.

Лавлок проводит различие услуг по следующим характеристикам:

  1. базовым характеристикам спроса;
  2. содержанию и благам;
  3. процедурам поставки.

Несмотря на уже имеющуюся  в настоящее время достаточно основательную разработку фундамента классификации услуг в маркетинге, этот процесс нельзя считать полностью завершенным. Напротив, вступив, по мнению многих специалистов, в пору революционных преобразований, сфера услуг требует все новых и новых маркетинговых идей. В частности, серьезным катализатором здесь выступает развитие информационных и биотехнологий, а также средств телекоммуникаций. 7

 Особенности  торгово-посреднической деятельности  на мировых рынках в современных  условиях

Торговое посредничество - весьма важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. Объективная экономическая необходимость и высокая эффективность торгово-посреднического звена в международной торговле сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, машинами и оборудованием, а также услугами доказаны всей практикой работы в сфере реализации зарубежных производителей, экспортеров и импортеров. 8

Многолетний опыт деятельности как крупных, так и средних  и малых промышленных и коммерческих структур за рубежом показал, что  конечный эффект от использования посредников, осуществляющих связь производителя с потребителем товаров и услуг, значительно выше, чем создание производителем собственной сбытовой сети. Не случайно, что сбытовые структуры крупнейших международных корпораций типа “Дженерал Моторз”, “Нестле”, “Вестингауз”, “Мицубиси Хэви Индастриз”, “ИБМ”, “Бритиш петролеум” прямо или опосредованно опираются на сотни и тысячи различных посреднических фирм, действующих в различных странах мира. Особенно велика роль посреднического звена при сбыте на мировом рынке товаров массового спроса, где посреднические структуры выполняют ключевую роль в доставке товаров к конечному потребителю. Без таких структур не могла бы выполняться главная цель современного маркетинга - в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка обеспечить потребителю нужный товар в необходимом количестве и ассортименте, в нужном месте и в удобное для него время.

Чрезвычайно велика для  производителя роль торговых посредников  в условиях, когда он впервые выходит  со своим товаром на внешний рынок или начинает продажу на внешнем рынке нового товара. Успех производителя на рынке в этих случаях напрямую зависит не только от конкурентоспособности самого товара, но и от квалифицированных действий его торговых посредников.

Как показывают многие зарубежные исследования, число фирм-посредников в мировой торговле постоянно растет. Это связано с постоянно увеличивающимся спросом потребителей на товары и услуги, обновлением и пополнением ассортимента последних, расширением и углублением международного разделения труда, в том числе и в сфере распределения. 9

Торгово-посреднические фирмы и организации, действующие  за рубежом, активно совершенствуют свою деятельность за счет использования  новых методов и технологий, уже  успешно применяемых в промышленности. Это позволяет оптимизировать их операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания клиентов. В настоящее время многие из них оснащены самыми совершенными средствами связи, передовыми операционными системами учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизированными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии внедряются в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника. 10

В общем смысле под  торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемыми по поручению поставщика (производителя или экспортера/импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения и отдельного поручения. К торгово-посредническим операциям в мировой практике относят также такие виды деятельности как заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность, опосредуемая, как правило, договорами купли-продажи. При этом фирмы, осуществляющие эти операции, являются независимыми. Они не являются производителями и конечными потребителями находящейся в сфере реализации продукции и осуществляют любые операции с товаром на свое усмотрение. С учетом внутренней торговли, часто являющейся продолжением торговли внешней, доля посредников в торговом обмене между производителями и конечными потребителями еще выше и составляет, по нашим подсчетам, не менее 90% совокупного всемирного обмена товаров и услуг. 11

Основная цель использования  посредников - повышение экономической  целесообразности и эффективности внешнеторговых операций.

 

 

 

 

Глава 2. Россия на мировом рынке услуг

 Роль и  место России на мировом рынке  услуг

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство  следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

В отдельных отраслях наблюдается довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом, в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, жилищном хозяйстве, в сфере финансов, кредита и страхования и др. Реальный прирост объемов ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве.

Немаловажен для России и огромный потенциал отраслей услуг в решении  проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг. 12

В настоящее время  Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

В процессе выработки  обязательств по доступу иностранных  поставщиков услуг необходимо найти  баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

Все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь;
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки;
  • информационно-вычислительное обслуживание;
  • сфера операций с недвижимостью;
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • образование, культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение;
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации. 13

На современном этапе  позиция России на международном  рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной  торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Нетто-экспортером  на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. 14

Туризм как наиболее динамично  развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг.

В последнее время наблюдается  благоприятная динамика отраслей услуг  в российской экономике, быстрое  формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.15

Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся научно-технических разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических). Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг. В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

Информация о работе Мировой рынок услуг