Мировой труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию — основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Трудовые ресурсы………………………………………………………..3
1.1.Понятие трудовых ресурсов………………………………………….3
1.2.Особенности формирования трудовых ресурсов и рабочей
силы…………………………………………………………………………..4
II. Международная трудовая миграция………………………………….4
2.1. Виды трудовой миграции……………………………………………..4
2.2.Сущность и принципы международной миграции рабочей
силы……………………………………………………………………………6
2.3.Основные виды, масштабы и центры международной миграции рабочей силы………………………………………………………………..11
2.4.Регулирование мировой международной рабочей силы………..17
2.5.Социально-экономические последствия международной
миграции рабочей силы…………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………24
Приложения

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 63.13 Кб (Скачать документ)

Масштабы  миграции

По приблизительным  оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, то есть в принимающие  страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в  связи со стабилизацией мировой  экономики миграционное сальдо будет  сокращаться.

Объемы  ежегодных денежных потоков, связанных  с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с прямыми  ежегодными зарубежными инвестициями (табл.1).

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3, всех частных неоплаченных переводов, тогlа как на все развивающиеся страны — только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы — около 31% и перемещение мигрантов — около 7%.

Наиболее  крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии, Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного-характера составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина-Фасо, Египет, Греция, Ямайка. Малави, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50% ВНП.

Направления миграции.

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран  с низкими личными доходами в  страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного  времени направления международной  миграции непрерывно изменялись вслед  за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной  статистики международного переселения  и широкого развития нелегальной  миграции установить точно иерархичность  основных направлений миграции достаточно сложно. Приблизительные представления  о масштабах международной миграции дают данные о количестве населения стран мира, родившегося за границей (табл.2).

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов  из других стран (рис.2):

• США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран — Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.

• Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств - способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

• Ближний  Восток. Нефтедобывающие страны этого  региона привлекают дешевую иностранную  рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые  работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также  из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей  силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта  и Омана составляют иностранные  рабочие.

• Другие развивающиеся страны.

Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

• Новые  индустриальные страны. В связи с  бурным развитием этих государств Юго-Восточной  Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные  работы. Особенно это заметно в  случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции — развивающиеся страны (рис 2), главные из которых — Мексика и страны Азии,

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией  рабочей силы, являются частью баланса  текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты  нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой  оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих  посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого  в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на  родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Организация ММРС.

1)   добровольное – не принудительное переселение населения;

2)   организованное – перемещение населения, которое осуществляют специальные фирмы в соответствие с национальным законодательством  (организованный набор рабочих);

3)   самостоятельное – нелегальное перемещение населения за пределы своей страны;

4)   принудительные – выселение граждан из своей страны на основании решения судебных органов.

Профессиональный  состав:

-         миграция рабочих

-         миграция специалистов

-         миграция представителей гуманитарных профессий

Качественный  состав:

-         миграция рабочей силы с низкой квалификации;

-         миграция рабочей силы с высокой квалификацией;

-         миграция учёных.

2.4. Регулирование  ММРС.

Основные  методы регулирования ММРС.

1.Административно  – правовые:

-         меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

-         действие национальных служб миграции в т.ч.:

а) контроль над выездом в страны миграции;

б) выдача разрешений на выезд в страны;

в) выдача разрешений на работу;

г) выдача разрешений на время пребывания иммигрантов  в сране.

-меры  межправительственных соглашений  регулирования ММРС.

2. Экономические:

-         осуществление вербовки иностранных рабочих

а) предоставление работы;

б) сравнительно высокий уровень заработной платы;

в) предоставление жилья, улучшение жилищных условий;

г) медицинское  обслуживание;

-         привлечение к вербовки иммигрантов частных посредников

-         выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Уровни  регулирования ММРС.

1.   Национальный уровень – совокупность мер отдельного государства по осуществлению миграционный политики в своей стране;

2.   международный уровень – система мер по регулированию ММРС в регионах мирового сообщества.

3.   Интеграционный уровень – меры по регулированию ММРС в рамках интеграционного объединения

На этих уровнях политика осуществляется следующими органами:

1.На  национальном уровне:

-         министерством труда;

-         министерством юстиции;

-         министерством внутренних дел;

-         национальными миграционными службами;

-         посредническими миграционными фирмами.

2. на  международном уровне:

-         международным органом труда (МОТ);

-         международным органом миграции (МОМ);

Члены МОТ:

-         правительства стран-участниц;

-         профсоюзы;

-         организации предпринимательства;

Основные  задачи МОТ:

-         регламентация рабочего времени;

-         регламентация набора рабочей силы;

-         борьба с безработицей;

-         обеспечение нормальных условий жизни иммигрантов;

-          защита рабочих от профессиональных заболеваний и несчастных случаев в производстве;

-         защита детей подростков и женщин;

-         реформирование вопросов социального страхования и социального обеспечения;

-         организация профессионально-технического обеспечения.

Основные  задачи МОМ:

-         разработка долгосрочных программ в области регулирования иммиграционных потоков;

-         оказание помощи в вопросах организации миграции;

-         развитие технического сотрудничества в области миграции;

-         предотвращение ”утечки мозгов” и реэмиграции;

-         предоставление экспортных услуг в связи с ММРС.

3. На  интеграционном уровне:

-         осуществляется путём выполнения соглашений договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения (например, ЕС «НАФТА»).

Основные  задачи:

-         передвижение безвизового населения в рамках интеграционного объединения;

-         создание общих интеграционных систем по иммиграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;

-         принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;

-         принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.

Стимулирование  реэмиграции

Информация о работе Мировой труд