Модели экономического роста: концептуальный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение моделей экономического роста: концептуальный подход.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по рассматриваемой теме: способы измерения, типы, факторы экономического роста;
2. сделать сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста;

Содержание

Введение 3
1. Теория экономического роста: способы измерения, типы, факторы 5
2. Сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста 13
3.Вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь (анализ валового внутреннего продукта, динамико-физического и человеческого капитала, темпа роста инвестиций и населения, соотношение инвестиций в человека и производственных инвестиций. 22
Заключение 39
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

-завершение  работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

-снижение  нагрузки на фонд заработной  платы путем отказа от практики  взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

- снижение  и унификация таможенных пошлин.

     При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать: сокращение объема субсидий и льгот; ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования; оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению; принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок [2].

     Стратегической  целью денежно-кредитной политики остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитную политику необходимо направить на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Должна быть также обеспечена устойчивость белорусского рубля, в том числе его покупательная способность и обменный курс по отношению к иностранным валютам как одна из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте следует выдерживать в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 г. не должен превышать 5% [6].

     Ценовая и антимонопольная политика должна быть направлена на создание позитивных макроэкономических условий, эффективное  использование трудовых и материальных ресурсов, повышение конкурентоспособности  экономики и стабильный рост жизненного уровня населения страны [6].

     Основными задачами этой политики являются:

-совершенствование  механизмов ценового регулирования,  обеспечивающих эффективную работу  реального сектора экономики  с целью повышения ценовой  конкурентоспособности белорусских  товаров;

-сокращение  дотационности ряда цен и тарифов  (на транспорте и в жилищно-коммунальном  хозяйстве) во взаимосвязи с  ростом денежных доходов населения;

-ликвидация  отраслевых и других перекосов  цен, не позволяющих осуществлять  нормальные воспроизводственные процессы;

-повышение  экономической обоснованности цен  на продукцию естественных монополий  и базовых отраслей народного  хозяйства, предопределяющих возможности  развития других отраслей национальной  экономики, на социально важные  виды товаров (работ, услуг);

-сужение  сферы прямого государственного  регулирования цен (тарифов) на  товары (работы, услуги).

     Основным  направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля[1].

Стратегической  целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание и развитие системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, обеспечения национальной безопасности – совершенствование институциональной и функциональной структур банковской системы, страховой деятельности, рынка ценных бумаг и других структур [6].

Развитие  малого и среднего предпринимательства  во многом определит темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, а также будет способствовать формированию среднего класса как опоры стабильности общества.

Целью государственной политики его поддержки  является создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и агрогородках [2].

     Решающая  роль в развитии экономики Республики Беларусь отводится наращиванию  экспортного потенциала страны - промышленности и внешнеэкономической деятельности [6].

     В машиностроении ежегодный прирост  производства продукции составит не менее 7-8% при опережающем росте экспорта (108-109%).

     В области легкой промышленности предусматривается  рост выпуска всех основных видов  изделий: тканей шерстяных - в 1,4 раза, шелковых- в 1,2, трикотажных изделий и кожаной  обуви- в 1,3 раза. Весь прирост производства будет получен за счет роста производительности труда [7].

     Изменение структуры целесообразно проводить  в двух основных направлениях. Первое (структурная санация экономики) – оздоровление существующей экономической  структуры, и, прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста». Второе направление (модернизация экономической структуры) – создание и развитие новых наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.

     Особое  внимание следует уделить развитию производств, использующих местные  сырьевые ресурсы – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей АПК, промышленности строительных материалов.

     Приоритетными направлениями развития химической и нефтехимической промышленности являются: модернизация производства и повышение качества продукции, создание новых видов полиэфирных, полиамидных волокон, полимерных материалов, новых видов удобрений, разработка и освоение производства шин нового поколения, наращивание экспорта.

     Развитие  машиностроительного комплекса  следует осуществлять на основе проведения активной реконструкции и реструктуризации уже существующих предприятий, создания новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств. Повышение конкурентоспособности отрасли необходимо обеспечить за счет финансового оздоровления предприятий, своевременной сертификации выпускаемой продукции на соответствие международным стандартам, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов, развития и более эффективного использования научно-технического и технологического потенциала.

     На  предприятиях легкой промышленности необходимо осуществить комплекс мероприятий  по кардинальному улучшению качества продукции, расширению ассортимента и совершенствованию структуры производства, повышению конкурентоспособности товаров как на внутреннем, так и на внешних рынках на основе использования новых технологий и технических решений, глубоких и всесторонних маркетинговых исследований, снижения материало- и энергоемкости продукции, рационального использования рабочей силы.

     Главными  целями внешнеэкономической деятельности являются расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики [7].

Основным  направлением внешнеэкономической  деятельности должно быть осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающее динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры [5].

     Значительное  развитие должны получить не только транспортные, туристические, услуги связи, но и ряд  новых видов услуг, в том числе  информационные, маркетинговые, консалтинговые, инжиниринговые, юридические, банковские, страховые, интеллектуальные, образовательные, платежно-лицензионные, эколого-санитарные, медико-биологические и др.

     Взаимоотношения со странами СНГ, и, прежде всего с  Российской Федерацией, остаются приоритетными  во внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией необходимо осуществлять в рамках Договора о создании Союзного государства.

     Целесообразно дальнейшее углубление сотрудничества с Европейским союзом, развитие межрегиональных  хозяйственных связей, что позволит обеспечить интенсификацию привлечения инвестиций, участие в международных проектах, обмен технологиями, торговлю инжиниринговыми услугами.

     Следует активизировать торгово-экономические  связи и с другими государствами  – США, Канадой, странами Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, которые являются перспективным рынком для белорусской продукции [5].

     Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей  их на производство единицы продукции в 2–3 раза больше, чем экономически развитые государства, стратегическое значение имеет  энерго- и ресурсосбережение. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Энергоемкость ВВП необходимо снизить не менее чем в 1,3 раза. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать снижению отрицательного сальдо внешней торговли товарами, даст возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, учитывая невозобновляемость этих ресурсов, усложнение условий и удорожание стоимости их добычи и связанный с этим рост цен [5].

Предусматривается ежегодное наращивание объемов  строительства жилья до 4,5-5 млн. кв. м в 2010 году; средняя обеспеченность жильем в 2010 году достигнет 25-25,5 кв. м на человека. При этом не менее 30% общего объема ввода жилья будет возводиться в сельской местности и малых городских поселениях.

     В результате осуществления указанных  мер в 2010 году существенно увеличатся объемы производства: ВВП; продукция  промышленности; продукция сельского хозяйства; инвестиции в основной капитал; производство потребительских товаров; объем внешней торговли товарами и услугами; ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, произойдет снижение энергоемкости ВВП.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Для белорусской экономики на ее нынешнем этапе необходимо выполнение следующих  условий:

     а) создать действенный механизм координации  социально-экономической, бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики, проводимой соответствующими органами государственного управления;

     б) в большей степени учитывать  открытость экономики Беларуси, ее высокую  зависимость от импортной и экспортной составляющих, особенно во внешнеэкономической деятельности с Россией.

     Формирование  рыночных отношений в Республике Беларусь вызывает необходимость видения перспективы ее социального и экономического развития. Широкое использование экономического механизма рынка в сочетании с научным обоснованным планированием и прогнозированием обеспечивает новый подход к государственному регулированию экономики.

     Основной целью социально-экономического развития страны на 2010 г. является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

     В экономическом развитии страны на ближайшие  годы определены следующие приоритеты:

     1. Всестороннее гармоничное развитие  человека на основе повышения  реальных денежных доходов, качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг.

Информация о работе Модели экономического роста: концептуальный подход