Модели калькулирования: полная и производственная себестоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение моделей калькулирования себестоимости, их достоинств и недостатков, а также влияние каждого вида на прибыль. Это необходимо для того, чтобы предприятие сделало правильный выбор конкретной модели калькулирования, в зависимости от целей которые оно преследует.

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Университет.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный  Университет 

Приборостроения и Информатики 
 

Курсовая  работа

По  предмету: «Управленческий  учет»

На  тему: «Модели калькулирования: полная и производственная себестоимость» 
 
 
 
 

Выполнила студентка

гр…..ЭФ

Т. Е. В. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Москва

Введение

      Одной из важнейших задач управленческого  учета является калькулирование  себестоимости продукции. Себестоимость  продукции – это выраженные в  денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

        Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

      Целью работы является рассмотрение моделей  калькулирования себестоимости, их достоинств и недостатков, а также  влияние каждого вида на прибыль. Это необходимо для того, чтобы предприятие сделало правильный выбор конкретной модели калькулирования, в зависимости от целей которые оно преследует. 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 

Учет  прямых затрат в составе  себестоимости продукции (работ, услуг). 

    В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы  расчета себестоимости, в зависимости от того, какая задача решается. Предприятию важна достоверная информация о структуре себестоимости – предприятие получает возможность влиять на нее, т.е. управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского управленческого учета. В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе  выделяются следующие ее виды:

  • цеховая – включала прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризовала затраты цеха на изготовление продукции;
  • производственная – состояла из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствовала о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
  • полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

     Калькулирование определяется как система экономических  расчетов себестоимости единицы  отдельных видов  продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования  соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

     Задача  калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

     Конечным  результатом калькулирования является составление калькуляций.

     Под объектом калькулирования (носителем  затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные  для реализации на рынке.

        Затраты основных материалов  являются первым элементом прямых  издержек (вспомогательные материалы,  как правило учитываются в  составе косвенных расходов).

      Фактическая стоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

      На  предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и д.р. Отклонение фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. 

      Определение фактической себестоимости основных материалов, списываемых на носитель затрат, разрешено производить следующими методами: по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО); по средней себестоимости.

      Оценка  запасов по средней себестоимости  возможна двумя способами: пермонентной оценки и периодической оценки.

      Первый  способ  перманентной оценки предполагает расчет себестоимости после каждого поступления материалов в производство. С помощью него можно получить более точные результаты. При периодической оценке себестоимость рассчитывается с учетом всех поступлений данного периода только один раз в конце отчетного периода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

      Оценка  запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы  используются в течение отчетного  года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле – в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости последних по времени закупок.

      Метод ЛИФО, в отличии от метода ФИФО, основан  на том, что ресурсы, первыми поступающие  в производство ( в продажу), должны быть оценены по себестоимости последних  в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.

      В условиях инфляции с точки зрения налогообложения более предпочтительным оказывается метод ЛИФО, выбрав его  для оценки материальных запасов,  предприятие экономит на налогах на прибыль и на имущество, однако запасы при этом отражаются в заниженной оценке.

      Применение  метода ФИФО, напротив, дает предприятию  максимальную возможную величину чистого  дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной  для внешних пользователей.

      Наиболее  близкие к реальной действительности результаты будут получены при расчетах перманентной средней себестоимости  запасов.

      Выбранный метод для оценки израсходованных  в производстве материалов предприятие  описывает в своей учетной политике.

      Распределение стоимости израсходованных материальных ресурсов на счета учета их использования  производится исходя из средней стоимости  единицы каждого их вида, определенной в рамках выбранного метода оценки, и количества материалов, списанных  в расход.

      Необходимость выявления фактического расхода  материалов по отдельным деталям  и операциям ставит перед бухгалтером  задачи как по улучшению документооборота по движению материалов, так и по организации самого учета расходования материалов в производстве. Сложность поставленной задачи заключается в том, что только при помощи четко отлаженного производственного учета можно оперативно выявить перерасход или экономию материалов.

      Большое значение в организации учета  использования материалов имеет  оформление первичных документов на отпуск их производство. Наиболее распространенным является отпуск материалов в производство на основе лимитных или лимитно-заборных карт. В них учитывается лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода. Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом (например, с полосой по диагонали), с тем  чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы.

      Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении  лимита выписывается новая лимитная карта взамен старой, на других –  отдается распоряжение об изменении  лимита, которое в письменном виде прикладывается к соответствующей карте.

      Отпуск  в производство материалов, потребляемых эпизодически, оформляется требованиями.

      Однако, отпуск материалов в производство еще  не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции, выполнение работ или оказание услуг, а также на цеховые и общезаводские нужды. Отпуск материалов цеховым кладовым, в переработку на сторону, переброска материалов на другие склады не является фактическим расходованием материалов и рассматривается как их внутреннее перемещение.

      Поэтому списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа  о расходе. На каждом предприятии  определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации.

      Расход  материалов, подвергающихся раскрою, оформляются  раскройными листами (или картами). Такие документы используются, например,  на предприятиях швейной, обувной промышленности. По результатам раскроя в листках или картах определяют отклонения от норм с указанием причин и виновников этих отклонений.

      Для учета расходования материалов, не подвергающихся раскрою, составляется карта учета использования материала. Она выписывается на каждое наименование материалов и содержит информацию о движении материала за отчетный период. На основании документов по учету выработки в карту вносят данные о количестве изготовленного из этого материала изделий.

        Общий фактический расход материала  за отчетный период (первый элемент  прямых расходов) определяется по  формуле:

      Рф = Онп = П – В - Окп ,

      где Рф – фактический расход материала за отчетный период;

      Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.;

      П – документально подтвержденное поступление материала в течение  отчетного периода, руб.;

      В – внутреннее перемещение материала  в течение отчетного периода (возврат  материала на склад, передача в другие цехи), руб.;

        Окп  - остаток материала на конец отчетного периода, определяемые по данным инвентаризации, руб.

      Фактический расход на каждое изделие определяют путем его распределения пропорционально  нормативному расходу.

      Результатом документального оформления движения и расходования

Основных  материалов и выполненных расчетов становится проводка:

Д-т 20 «Основное  производство»  К-т 10 «Материалы»      

      Вторым  элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее.

Информация о работе Модели калькулирования: полная и производственная себестоимость