Модели макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:18, реферат

Описание

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж.М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

Содержание

Введение.
Понятие макроэкономического равновесия
Понятие, признаки и условия достижения равновесия
Типы макроэкономического равновесия
Модели экономического равновесия
Неоклассический подход макроэкономического равновесия
Неокейнсианский подход макроэкономического равновесия
Особенности макроэкономического равновесия в современной России
Роль государства в достижении макроэкономического равновесия
Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.docx

— 116.72 Кб (Скачать документ)

   Таким образом, ФАС предъявила претензии  компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

   ФАС уже несколько месяцев ведет  мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых  цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.

   После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз.

   Помимо  установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует  спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально  в период кризиса. Например, правительство РФ  субсидирует ставки по автокредитам. Субсидии предоставляются по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составил 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начали их предоставлять с 2009 года.

   Отмечается, что в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей  российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.

   В данный момент для стабилизации российского  авторынка самое главное – поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки.

   Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной  конкуренции, в частности монополии  и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ  и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

   В 2009 году АВТОВАЗ рассчитывал занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планирует реализовать в 2012 году на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2011 года АВТОВАЗ рассчитывает занять 30% российского рынка легковых автомобилей.

   Борис Алешин добавил, что в прошлом  году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2010 году.

   Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать  собственные условия в отношении  цен на продукт, и в отношении  номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение  импортных пошлин на ввоз иностранных  автомобилей в 2 раза), предприятие  может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так, например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».

   Тоже  самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.

   Согласно  данным исследования, проведенного аналитическим  агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2010 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт.

   В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом двигателя больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в целом структура российского рынка по этому параметру находится в промежуточном положении между европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки объемом до 1,2 литра, тогда как в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6%. 

   2. Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия

   Категория «социальное» в научной литературе трактуется неоднозначно. При сопоставлении  процессов природы и общественной жизни правомерно понимать «социальное» в точном переводе с латыни, как  синоним «общественного», например, при изучении связи социальных и  биологических факторов в деятельности человека. При таком подходе к  понятию «социальный» между ним  и «общественный» различий нет.

   Однако  при исследовании общества как такового, а тем более, экономической системы, «социальное» рассматривается в  узком смысле слова. Так, «социальность» увязывается с положением людей лишь в связи с уровнем развития производства. Прежде всего, имеется в виду социальное содержание всего того, что активно влияет на общественное производство. В качестве собственно социальных проблем развития выступают преодоление социальной, отраслевой дифференциации, выравнивание положения мужчин и женщин в ресурсах свободного времени, характере его использования и т.п. Именно таким образом понимаются отношения между различными общностями людей и соответственно под социальной структурой общества - совокупность связей между этими общностями. Поскольку общности и связи многообразны, постольку различают структуры: классовую, демографическую, профессиональную, по отраслям и трудовым коллективам и т.д.

   Сущность  социальной сферы проявляется через  ее функции, основной из которых является удовлетворение социальных потребностей человека (сохранение здоровья, приобретение знаний, приобщение к достижениям  культуры, отдых, гарантированная защищенность людей, не занятых в сфере производства и т.п.).

   Равновесие  спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность  российской экономики в том, что  основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.

   Среди показателей качества нашей жизни  заработная плата стоит на одном  из первых мест. И потому, что для более чем 72 миллионов наёмных работников она является, как правило, основным источником существования. И потому, что более половины российских семей живут «от зарплаты до зарплаты», а многим приходится «перехватывать» сотню-другую «до получки». И потому, что зарплата призвана быть критерием количества и качества производимой нами продукции. Да разве перечислишь все эти «почему»?

   С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров; так в 1 квартале 2011 года среднемесячная зарплата работников федеральных бюджетных учреждений превысила размер средней зарплаты по России.

   Как показали результаты мониторинга, в I квартале 2011 года среднемесячная заработная плата  работников, начисленная за счет всех источников финансирования, составила 26564,3 руб., в том числе за счет лимитов  бюджетных обязательств – 19952,9 руб., и выросла по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года соответственно на 8,4% и 4,1%.

   Для сравнения, по данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата за январь-апрель 2011 года, по предварительным  данным, составила 21655 рублей и по сравнению  с соответствующим периодом 2010 года выросла на 11,5%.

   Для Росстата измерение и анализ заработной платы — одно из первостепенных дел. Государственная статистика публикует  достаточно подробные сведения о  ней в «Российском статистическом ежегоднике», который можно назвать итоговым трудом этой службы за целый год. Сведения об изменениях заработной платы за каждый месяц предоставляет официальное ежемесячное издание Росстата «Социально-экономическое положение России». Так же ежемесячно выходит бюллетень «Просроченная задолженность по заработной плате» — до чего же острой сделала эту проблему нынешняя буржуазная власть, что государственная статистика вынуждена систематически держать её в поле зрения! Статистический анализ заработной платы широко представлен в ежегодно издаваемых Росстатом официальных сборниках «Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России».

   Кроме календарных — годовых и месячных — сведений о заработной плате  наёмных работников, получаемых «по  вертикали» в установленном порядке, Росстат проводит ещё специальные  исследования на эту горячую тему. Их результаты обычно публикуются в  «Статистических бюллетенях». В  прошлом году было проведено два  таких исследования. Предпоследний  выпуск «Статистического бюллетеня» за прошлый год был целиком посвящён исследованию заработной платы. Оно  называлось «Дифференциация заработной платы работников по видам экономической  деятельности и профессиональным группам». Его материалы прежде всего и положены в основу сегодняшнего выпуска «Экспертизы». Правда, тогда, когда оценки Росстата принципиально расходятся с позицией газеты, даются примечания «От редакции».

   Средняя начисленная заработная плата обследованных  Росстатом работников равнялась 18084 рублям. Из них зарплата работников, относимых к категории руководителей, составила 33610 рублей, специалистов — 18610 рублей, других служащих — 12389 рублей. Средняя зарплата рабочих равна 14959 рублям.

   Средняя начисленная заработная плата руководителей по обследованным организациям в 1,8 раза превышала заработную плату специалистов, в 2,7 раза — других служащих и в 2,2 раза — рабочих. В большинстве видов экономической деятельности средняя заработная плата руководителей превышала заработную плату рабочих в 1,9—2,5 раза. В то же время в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; связи; здравоохранении и предоставлении социальных услуг это соотношение составляло 2,9—3,1 раза. Но рекордное превышение зарплаты руководителей над заработной платой наёмных рабочих в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, а также в образовании. Здесь оно достигает 3,3—3,6 раза.

   Сравнение сложившегося уровня заработной платы  по укрупненным профессиональным группам  с данными аналогичного обследования, проведенного в октябре 2007 года, показывает, что за этот период наиболее значительно  выросла заработная плата руководителей  организаций и их структурных  подразделений (служб). Здесь её прирост  составил 40%, в то же время прирост  оплаты труда квалифицированных  рабочих, операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин составлял  только 24—26%.

   Соотношение заработной платы крайних десятипроцентных групп (с наибольшей и наименьшей средней заработной платой) в апреле 2010 года уменьшилось по сравнению с апрелем 2009 года и составило 14,4 раза (в апреле 2009 года — 14,7 раза). Сокращение разрыва между средней заработной платой 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников явилось следствием более высоких темпов роста средней заработной платы группы наименее оплачиваемых работников (на 15,7%) по сравнению с группой высокооплачиваемых работников (на 13,9%).

   Наибольший  разрыв в оплате крайних 10-процентных групп работников наблюдался в организациях, занятых в сфере финансовой деятельности (20,9 раза); операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (20,4 раза); оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования (19,8 раза).

   На  долю 10% наиболее оплачиваемых работников в апреле 2010 года приходилось 33,2% общей  суммы средств, направленных на заработную плату, 10% наименее оплачиваемых — 2,3%.

   В апреле 2010 года удельный вес фонда  заработной платы 50% наименее оплачиваемых работников (1—5-я децильные группы) в общем фонде начисленной заработной платы составил 22,1% против 21,9% за аналогичный период 2009 года, а 50% наиболее оплачиваемых работников (6—10-я децильные группы) соответственно — 77,9% и 78,1% фонда.

   Средняя заработная плата женщин (включая  единовременные выплаты) в целом  по обследованным Росстатом основным видам экономической деятельности составляла 65% от средней заработной платы мужчин. В разных видах экономической  деятельности это соотношение колебалось от 61% до 86%.

   Наименьший  разрыв в заработной плате мужчин и женщин в таких отраслях хозяйственной деятельности, как образование, где женщин занято заметно больше, чем мужчин, и строительство (там и тут средняя зарплата женщин составляет 86,3% средней заработной платы мужчин), здравоохранение и предоставление социальных услуг, где гендерная структура занятых мало отличается от сферы образования (83,3%). Сравнительно небольшой разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами, занятыми в производстве и распределении электроэнергии, воды и газа (82,2% от средней зарплаты мужчин), и преимущественно в женской сфере осуществления операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг (81,4%).

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия