Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:58, реферат
Социально-экономическое развитие в начале нынешнего столетия характеризуется возрастающей ролью человеческого капитала, способствующего обеспечению качественных параметров экономического роста. Человеческий капитал - единственный экономический компонент, обладающий способностью производить стоимость, но который очень сложно оценить. Для решения данной задачи необходимо прежде всего, очень четко представлять структуру человеческого капитала.
│ └───────────────────┘ │ │капитал │ │ │нации │
│ ┌───────────────────┐ │ └─────────────────────┘ │ └────────────────────┘
├>│Капитал здоровья │ │ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐
│ └───────────────────┘ ├>│Структурный капитал │ │ │Капитал │
│ ┌───────────────────┐ │ └─────────────────────┘ ├>│жизнеспособности │
├>│Трудовой капитал │ │ ┌─────────────────────┐ │ │нации │
│ └───────────────────┘ ├>│Клиентский капитал │ │ └────────────────────┘
│ ┌───────────────────┐ │ └─────────────────────┘ │ ┌────────────────────┐
│ │Организационно- │ │ ┌─────────────────────┐ ├>│Капитал образования │
├>│предпринимательский│ └>│Социальный капитал │ │ │нации │
│ │капитал │ └─────────────────────┘ │ └────────────────────┘
│ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐
├>│Интеллектуальный │ │ │капитал нации │
│ │капитал │ │ └────────────────────┘
│ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐
│ │Культурно- │ │ │нации │
└>│нравственный │ │ └────────────────────┘
│капитал │ │ ┌────────────────────┐
└───────────────────┘
│ │капитал │
Неотчуждаемые виды Отчуждаемые виды │ ┌────────────────────┐
человеческого капитала человеческого капитала └>│Интеллектуальный │
Рис. 2
Компоненты индивидуального человеческого капитала: капитал здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности.
Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как "состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда" <1>.
------------------------------
<1> Всемирная организация здравоохранения. Основные документы / Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батами, К.Л. Купера. Женева, 1989. С. 19.
Если исходить из определения ВОЗ (полное физическое и социальное благополучие), то более 60% населения развитых стран нельзя считать здоровым.
Известно, что по сравнению с этими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т.п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25 - 45 лет) [1].
Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.
Данной точки зрения придерживается и И.В. Ильинский, выделяющий в понятии капитала здоровья базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путем. Эти свойства во многом определены заранее. Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. Таким образом, на здоровье человека оказывают влияние как внутренние - наследственность, биологические особенности организма, так и внешние факторы. К внешним факторам относятся доходы, качество питания и питьевой воды, загрязненность воздуха и территорий проживания, качество жилья, условия труда, сфера обслуживания, качество здравоохранения, организация досуга, потребление алкоголя и наркотиков, психоэмоциональные стрессы. На все указанные факторы внешней среды в значительной степени оказывает влияние государственная политика, а на то, как сам человек заботится о сохранении здоровья, влияет уровень его образования.
Радикальное повышение здоровья населения неразрывно связано с существенным ростом жизненного уровня, включая значительное увеличение оплаты труда, снижение социальной поляризации, а также повышением репродуктивного потенциала.
Кроме того, работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья.
В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Капитал образования, по мнению многих исследователей, является важнейшей составляющей человеческого капитала. Образование является одним из факторов экономического роста страны, ее социокультурного развития, а для личности выступает как социальное благо, основа формирования и совершенствования человека.
Качество и уровень полученных знаний определяются природными способностями и факторами внешней среды: уровнем учебного заведения, где эти знания были получены или получаются, трудолюбием и прилежанием, финансовыми возможностями семьи, оплачивающей образование обучающегося, государственной политикой в области образования, государственной и частной финансовой поддержкой системы образования. До сих пор, говоря о человеческом капитале, о важном вкладе знаний в общую величину человеческого капитала, не уделяют должного внимания важности мотивации человека к получению знаний.
Высокие технологии нуждаются в обновлении знаний у большинства специалистов один раз в 5 - 7 лет. В этой связи первостепенное значение приобретает непрерывное образование. Задача формирования мотивации человека к обучению в течение всей жизни становится особенно важной. От успешности ее решения зависят и темпы научно-технического прогресса, и развитие экономики нового типа (экономики знаний), и реализация концепции устойчивого развития общества.
Мотивация к обучению в течение жизни зависит от многих факторов: уровня образования, норм и ценностей, поддерживаемых государством и обществом, от спроса на квалифицированных специалистов, квалификации и личностных качеств преподавателей, используемых образовательных технологий, общей корпоративной культуры образовательного учреждения, понимания человеком связи собственной профессиональной карьеры и имеющихся знаний.
Качество и уровень профессиональных навыков определяются развитыми природными способностями конкретного человека, уровнем полученного образования, опытом и уровнем сложности выполняемой работы, мотивацией к труду.
Поскольку образование оказывает влияние на все составляющие человеческого капитала, то инвестиции в образование - один из наиболее важных видов инвестиций. Знания, закрепленные в человеческом капитале и технологиях, являются двигателями производительности и экономического роста.
Культурно-нравственный капитал - задает стереотипные модели поведения и систему ценностей индивида, определяющую характер его реализации в процессе трудовой деятельности, это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.
Категория культурно-нравственного капитала обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.
Культурно-нравственный капитал предполагает признание существующих в общественной системе ценностей, культуры, этических норм, морали, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что сказывается на качестве человеческого капитала, определяется духовным развитием, условиями воспитания и уровнем образования.
Высокая культура и нравственность человека сегодня так же необходимы в производстве, как квалификация и интеллект. Репутация работника, имидж фирмы столь же важны для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях. Потому культурно-нравственный капитал необходимо учитывать как особый вид человеческого капитала во всех отраслях деятельности.
Показателями трудового капитала являются уровень профессионального образования, профессиональный опыт, совмещение профессий, профессиональные достижения и рост и др. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров. В частности, фирма "Дженерал электрик" расходует на это ежегодно более 100 млн долл. В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства [1].
В России квалификация рабочих растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда, им занято около 30% работающих. Вследствие недостаточной квалификации рабочих, инженеров, руководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства современных предприятий, гостиниц и общественных зданий иностранными фирмами.
Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности производства. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями.
Поскольку базой профессионализма являются общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда.
Интеллектуальный капитал - это капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта. Иногда его еще называют персональным интеллектуальным капиталом, поскольку он принадлежит конкретным физическим лицам (инноваторам) в виде накопленных профессиональных знаний, определяющих уровень их компетентности, ноу-хау и объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных и признаваемых за данным лицом, используемых в бизнесе и обеспечивающих прирост доходов инноватора и фирмы. От размеров человеческого интеллектуального капитала зависят трудовые возможности работников, эффективность трудовой отдачи, производительность, культура и качество труда. Интеллектуальный капитал - это совокупность врожденного и развившегося интеллектуального богатства человека в форме его интеллектуальной культуры и является достоянием индивидуума. Однако это достояние становится действительно капиталом только тогда, когда включается в капитал предприятия. Если для предприятия это фактор производства, то для общества в целом - потенциал экономического роста и его качественного развития.
Интеллектуальный капитал в инновационной экономике играет ведущую роль, т.к. лежит в основе получения новых знаний и активизации инновационной деятельности как на микроуровне, так и на макроуровне. В настоящее время интеллектуальный капитал является одним из ведущих факторов экономического роста, повышения конкурентоспособности, эффективности всей национальной экономики, отдельных фирм и личностей, а также источником устойчивого развития общества.
Информация о работе Моделирование структуры человеческого капитала