Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:58, реферат
Социально-экономическое развитие в начале нынешнего столетия характеризуется возрастающей ролью человеческого капитала, способствующего обеспечению качественных параметров экономического роста. Человеческий капитал - единственный экономический компонент, обладающий способностью производить стоимость, но который очень сложно оценить. Для решения данной задачи необходимо прежде всего, очень четко представлять структуру человеческого капитала.
Организационно-
Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса. Интервалы прибыльности вложений капитала и темпы экономического роста компаний свидетельствуют о реальной капитализации организационно-
Организационно-
В процессе взаимодействия
Считаем необходимым подчеркнуть, что среди составляющих человеческого капитала наибольшее значение имеют капитал образования, капитал здоровья, трудовой капитал и организационно-
Это прежде всего объясняется тем, что структурный капитал можно представить как воплощенные знания, поскольку большинство его элементов - программное обеспечение, организационная структура, патенты, отношения с контрагентами - являются результатами работы сознания человека.
В основе организационного капитала, определяемого как систематизированная и формализованная компетентность компании, ее организационные возможности, также лежат знания, их носителями выступает персонал. Поэтому ценность коллективного капитала, представляющего собой человеческий капитал группы людей, объединенных по определенному признаку, напрямую зависит от уровня человеческого капитала каждого сотрудника.
При этом организационный капитал, входящий в состав коллективного капитала, выступает в двух формах: инновационный и процессный капитал.
Входящий в состав коллективного капитала организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал - это способность к обновлению компании, выраженная в виде интеллектуальной собственности, а также другие нематериальные активы и ценности, определяющие стоимость компании (идеи, торговые марки). Процессный капитал - это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).
Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики <2>.
------------------------------
<2> http//skvortsova.htm.
Социальный капитал - это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями. Социальный капитал - это человеческий капитал, способный реализовать свой потенциал [8]. В связи с этим при оценке человеческого капитала необходимо обращать особое внимание на социальный капитал как капитал сотрудничества и взаимодействия.
Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Поэтому, на наш взгляд, социальный и клиентский капитал являются важнейшими составляющими человеческого капитала фирмы, поскольку они составляют капитал взаимодействия и взаимоотношения, формируемый людьми. В связи с этим первоочередной задачей компании, стремящейся к увеличению своего интеллектуального капитала, должно стать наращивание капитала взаимодействия, носителем которого является рабочая сила.
Особое внимание следует уделить таким компонентам национального капитала, как капитал жизнеспособности нации, кадрово-ценностный капитал нации, т.е. образовательный и квалификационный уровень людей в стране, наличие творческих и предпринимательских талантов, культурный уровень нации в целом, инновационный, идеологический, интеллектуальный капитал - все то, что составляет главное достояние каждой нации и обеспечивает ее конкурентные преимущества.
Учет элементов структуры человеческого капитала позволит не только проводить грамотную инвестиционную политику, направленную на увеличение стоимости человеческого капитала, но и осуществлять более детальную его оценку.
Литература
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. 5-е изд., доп. М.: Норма, 2003. 416 с.
2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
3. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004.
4. Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2005, N 3. С. 29 - 37.
5. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 71.
6. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978. С. 15.
7. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. С. 30.
8. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Перев. с англ.; под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2004. 71 с.
Г.Тугускина
К. э. н.,
доцент,
зам. директора
по информационным
технологиям
Пензенского
торгово-экономического
техникума
Подписано в печать
16.08.2009
(Статья: Моделирование структуры человеческого капитала (Тугускина Г.) ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 9))
Информация о работе Моделирование структуры человеческого капитала