Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа
Королевство Норвегия является одной из самых благополучных стран современности. Согласно данным за 2011 год, Норвегия находится на первом месте в мире по Индексу развития человеческого потенциала. При этом Норвегия является крупным экспортером нефти (2 место в Европе) и природного газа (4 место в Европе), что делает ее активным участником мирового рынка. Этот факт указывает на то, что любые изменения в глобальной экономике имеют сильное отражение на национальной. Подобное положение государства делает его особенно интересным для изучения, ведь в этом случае перед Центральным Банком ставятся более сложные задачи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНХ БАНКОВ
Базовая теория экономической политики…………………..................5
Модель IS-LM…………………………………………………...............7
Роль Центрального Банка в проведении экономической политики………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ
История и структура Центрально Банка Норвегии …………………19
Основные направления политики Центрального Банка……………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….32
Правительство Российской Федерации
Нижегородский
филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального
Факультет экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему
«Монетарная политика Центрального Банка Королевства Норвегия »
Студентка группы 09Э2
Уланова Ирина Александровна
Ф.И.О.
Научный руководитель:
преподаватель Д. В. Балковская
должность, звание, подпись, И.О.Ф.
Нижний Новгород 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНХ БАНКОВ
ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
«С первых дней развития экономического анализа роль решений, принимаемых правительственными органами и определяющих экономическую политику, была постоянным предметом дискуссий, причем не только среди экономистов-теоретиков, но и среди журналистов и широкой публики, поскольку эти решения влияют на жизнь и благосостояния граждан» [3, 640]. Именно эти слова Джеффри Сакса наглядно иллюстрируют важность экономической политики государства, в том числе монетарной политики Центрального Банка того или иного государства. Более того, от нее не только зависит экономическое положение конкретной страны, но она также, в условиях современной глобализации, охватывает экономику других стран.
Вопросом экономической политики занимается особая отрасль экономической теории, делящаяся на 2 подгруппы: нормативная теория экономической политики занимается тем, что определяет, как именно правительственным органам следует действовать, а позитивная теория экономической политики изучает, как политики действуют на практике. Рассматривая нормативную теорию, человек неизбежно сталкивается с различными подходами к этому вопросу. Однако существует классическая (или базовая) теория, впервые проанализированная голландским экономистом Яном Тинбергеном в начале 50-х годов ХХ века. В своей работе «On the Theory of Economic Policy» (Amsterdam: North Holland, 1952) Тинберген «со всей тщательностью обрисовал основные шаги выработки оптимальной политики» [3, 641]. Согласно данной теории, первым шагом правительства является выбор конечных целей экономической политики в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Затем данная функция используется для определения целевых показателей, достижение которых и должно стать результатом политики1. Во-вторых, необходимо оценить политические инструменты, которыми правительственные органы располагают. А также требуется экономическая модель, которая связывает целевые показатели и инструменты их достижения. Именно это и позволяет выбрать оптимальный масштаб проводимых политических действий.
Все инструменты,
имеющиеся в распоряжении правительственных
органов, подразделяют политику на фискальную
и монетарную. Фиcкальная (налогово-бюджетная)
политика — правительcтвенная политика, один из
оcновных методов вмешательства государcтва
в экономику с целью уменьшения колебаний
бизнеc-циклов и обеспечения cтабильной
экономической системы в краткосрочной
перcпективе. Основными инcтрументами
фиcкальной политики являются доходы и
раcходы государственного бюджета, то
еcть: налоги, транcферты и государcтвенные закупки товаров и
услуг. Фиcкальную политику в cтране проводит
правительcтво государства. Монетарная
(или денежно-кредитная) политика влияет
на количество денег в обращении (иными
словами, изменяет денежную массу в экономике)
с целью воздействия на макроэкономические
процессы посредством денежно-кредитного
регулирования2, чаще всего
направлена на достижение и сохранение
финансовой стабильности, в частности
на укрепление курса национальной валюты
и обеспечение устойчивости платежного
баланса страны. Центральный Банк играет
непосредственную и самую важную роль
в проведении монетарной политики.
1.2 Модель IS-LM.
Для того чтобы понять, как именно монетарная политика влияет на экономику государства, следует обратиться к классическим моделям рыночного равновесия. Модель IS-LM была разработана Джоном Хиксом в 1937 году и базируется на исследованиях Дж. Кейнса, которые были изложены в его работе «Общая теория занятости, процента и денег»3. «Модель IS-LM ценна не только тем, что ее можно использовать в экономическом прогнозировании, но и тем, что она позволяет глубже понять, как политика государства может влиять на макроэкономическую активность»[4, 576].
Модель IS-LM представляет собой макроэкономическую модель, описывающую общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации равновесия на товарном (модель IS) и денежном рынке (модель LM). В данной работе нас интересует монетарная политика и, следовательно, равновесие на денежном рынке, которое следует рассмотреть более подробно (равновесие на товарном рынке регулируется фискальной политикой государства).
«Кривая LM является комбинацией значений дохода и процентных ставок, при которых рынок находится в равновесии при неизменных экзогенных переменных и уровне цен» [5, 235]. Она выводится из условия равновесия, которое наступает при равенстве спроса и предложения денег. Основой данного подхода к изучению рынка денег является «предпочтение ликвидности» или спрос на деньги4.
Центральный
Банк влияет на равновесие на денежном
рынке путем с изменения
1.3 Роль Центрального Банка в проведении экономической политики.
Основные задачи Центрального Банка страны определяют его непосредственные функции, в соответствии с которыми он является:
И наконец,
Центральный Банк выступает органом
регулирования экономики
Прежде чем приступить к изучению самой политики Центрального Банка, необходимо обозначить цели, которые преследует государство, проводя какую-либо политику. Итак, основными целями монетарной политики государства являются:
Если рассматривать кредитно-денежную политику Центрального Банка в рамках модели IS-LM, то очевидно, что она направлена на изменение кривой LM путем изменения предложения денег. Рост предложения денег сдвигает кривую LM вправо (Приложение 2.а). Проанализируем график Приложение 2.б. «Точка пересечения кривой MS1 и кривой Мd определяет первоначальный равновесный уровень ставки процента iA» [4, 606]. Затем Центральный Банк увеличивает предложение денег (что может быть сделано с помощью различных механизмов, которые будут рассмотрены позднее), кривая предложения денег смещается вправо в положение Ms2, и образуется новая точка равновесия А’c новыми равновесными показателями. Именно таким способом и происходит воздействие правительства на экономику государства.
Итак, какие
же инструменты находятся в
Методы кредитно-денежной политики также подразделяются на несколько видов.
Касаются объема денежного предложения и цены на финансовом рынке, существуют в форме различных директив Центрального Банка. К ним относятся различные лимиты и ограничения относительно разнообразных спектров деятельности коммерческих банков. «При использовании административных методов воздействия наиболее широко пользуются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами)» [6, 1]. Неоспоримым плюсом прямого метода воздействия на экономику является тот, факт, что происходит сокращение временных лагов7.
К этим методам относятся мероприятия, которые оказывают косвенное влияние на принятие решений экономическими субъектами. Данные методы проводятся с помощью рыночных механизмов и не предполагают наличие каких-либо лимитов или запретов. Основными отрицательными чертами данного метода являются наличие большого временного лага и низкая предсказуемость последствий. Однако подобные мероприятия не приводят к деформации рынка, что вполне вероятно при применении административных методов воздействия. «Выделяют 3 основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые нормативные и корректирующие» [6]. Однако в основном используются только нормативные и корректирующие методы. Все виды отчислений и коэффициентов, которые носят обязательный характер и устанавливаются в виде нормативов, относятся к нормативным методам управления. Основным нормативным инструментом является изменение нормы резервирования, которая во многом определяет размер денежного (банковского) мультипликатора8. Корректирующее воздействие Центральный Банк осуществляет путем проведения кредитных операций и операций с ценными бумагами. Эти операции проводятся по усмотрению Центрального Банка в необходимых масштабах и через определенные промежутки времени, что позволяет достичь более быстрого эффекта. Эту форму воздействия отличает гибкость и оперативность, возможность в зависимости от ситуации оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию.
Информация о работе Монетарная политика Центрального Банка Королевства Норвегия