Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа
Королевство Норвегия является одной из самых благополучных стран современности. Согласно данным за 2011 год, Норвегия находится на первом месте в мире по Индексу развития человеческого потенциала. При этом Норвегия является крупным экспортером нефти (2 место в Европе) и природного газа (4 место в Европе), что делает ее активным участником мирового рынка. Этот факт указывает на то, что любые изменения в глобальной экономике имеют сильное отражение на национальной. Подобное положение государства делает его особенно интересным для изучения, ведь в этом случае перед Центральным Банком ставятся более сложные задачи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНХ БАНКОВ
Базовая теория экономической политики…………………..................5
Модель IS-LM…………………………………………………...............7
Роль Центрального Банка в проведении экономической политики………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ
История и структура Центрально Банка Норвегии …………………19
Основные направления политики Центрального Банка……………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….32
Теперь следует рассмотреть каждый метод и инструмент воздействия более подробно.
Часть привлеченных средств коммерческие банки обязаны держать на специальном резервном счете в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (если в стране резервная банковская система) либо в виде наличности.
Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов и рассчитывается по формуле Rобяз = D х rr , где Rобяз – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Норма обязательных резервов устанавливается для каждого вида депозитов в зависимости от степени его ликвидности (чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма). Изменение нормы обязательных резервов действует на денежную массу следующим образом. При увеличении нормы резервирования, предложение денег в стране сокращается, что происходит по следующим причинам: во-первых, кредитные возможности коммерческих банков сокращается, то есть они имеют меньшие суммы денег, которые они могут предоставить заемщикам. «Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается» [7]. Чтобы подтвердить данное утверждение, представим следующую ситуацию: общая сумма депозитов коммерческого банка выросла на 2 000 долларов США, норма резервирования равна 10%. Тогда кредитная возможность банка рассчитывается по следующей формуле: ΔК1 = D * (1-rr) = 2 000 * 0,9 = 1 800. Если же норма резервирования увеличивается до 20%, то кредитная возможность банка равняется 2 000 * 0,8 = 1600. Снижение кредитной возможности банка очевидно. Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора (о чем уже упоминалось ранее). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2).
Таким образом,
изменение нормы обязательных резервов
оказывает влияние на денежную массу
по двум каналам: через изменение
кредитных возможностей коммерческих
банков и через изменение величины банковского
мультипликатора. Изменение величины
резервов коммерческих банков ведет к
изменению величины денежной базы (денежная
база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а
за изменением величины банковского мультипликатора
следует изменение денежного мультипликатора [(1+сr)/(cr+rr)].
Как результат даже незначительные изменения
нормы обязательных резервов могут привести
к непредсказуемым и существенным изменениям
денежной массы. Так, при норме обязательных
резервов, равной 10%, изменение предложения
денег банковской системой ΔМ1 = ΔК1 * mult1 = 1800 * 10 = 18000, а при норме резервирования, равной
20%, изменение предложения денег ΔМ2 = ΔК2 * mult2 = 1600 * 5 = 8000. Более того, стабильная норма резервных
требований является основой для комфортного
ведения дел коммерческими банками. Поэтому
этот инструмент практически не используется
для целей текущего контроля за предложением
денег. Изменение нормы обязательных резервов
в основном происходит в случаях, когда
Центральный банк намерен добиться значительного
сжатия или расширения денежной массы.
Учетная ставка
процента – это ставка процента,
по которой Центральный Банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам. Коммерческие
банки прибегают к подобным займам, если
они внезапно сталкиваются с необходимостью
пополнения или увеличения резервов или
для урегулирования сложной финансовой
ситуации. В последнем случае Центральный
Банк является кредитором последней инстанции.
«Денежные средства, полученные в ссуду
у центрального банка (через «дисконтное
окно») по учетной ставке, представляют
собой дополнительные резервы коммерческих
банков, основу для мультипликативного
увеличения денежной массы» [7]. Поэтому
при изменении учетной ставки Центральный
Банк способен воздействовать на предложение
денег. Для коммерческих банков учетная
ставка является издержками, связанными
с пополнением резервов. По мере роста
учетной ставки снижается величина заимствований
у Центрального Банка коммерческими и
тем меньший объем кредитов они предоставляют,
и соответственно, тем меньше денежная
масса, что опять же является следствием
маленьких кредитных возможностей банка.
При обратной ситуации, снижение процентной
ставки побуждает коммерческие банки
суживать деньги у Центрального Банка
для увеличения своих резервов. Их кредитные
возможности расширяются, увеличивается
денежная база, и начинается процесс мультипликативного
увеличения денежной массы (на уровне
банков ΔM = multбанк * ΔК или
на уровне экономики
ΔM = multден * ΔH10).
Следует также отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег путем изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента не изменяет величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора, влияя только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы.
Однако, изменение
учетной ставки также не является оперативным
и гибким инструментом денежно-кредитной
политики. Прежде всего, это связано с
тем, что объем кредитов, которые коммерческие
банки получают от ЦБ путем займа, сравнительно
невелик и не превышает 2-3% от общей величины
банковских резервов. Это можно объяснить
тем, что Центральный Банк не позволяет
коммерческим банкам злоупотреблять возможностью
получения у него кредитов. Предоставление
средств производится только в том случае,
если, согласно оценкам экспертов, банк
действительно нуждается в помощи, а причины
его финансовых затруднений объективны.
«Поэтому изменение учетной ставки скорее
рассматривается как информационный сигнал
о намечаемом направлении политики центрального
банка. Объявление о повышении учетной
ставки информирует о его намерении проводить
сдерживающую монетарную политику, как
правило, для борьбы с инфляцией» [7].
Учетная ставка также является своего рода ориентиром для установления ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу (межбанковская ставка процента) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Например, когда Центральный Банк объявляет о возможном увеличении учетной ставки, экономика очень быстро реагирует, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается (и наоборот).
Операции на открытом рынке (open market operations) являются одними их наиболее важных и оперативных средств контроля над денежной массой страны. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг на вторичных фондовых рынках и рынках ценных бумаг. Объектами операций на открытом рынке служат в основном краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя11.
Государственные ценные бумаги продаются коммерческим банкам и населению. При покупке Центральным Банком государственных облигаций резервы коммерческих банков на счете ЦБ увеличиваются, тем самым увеличивая общий объем резервных депозитов банковской системы. Результатом этого процесса является то, что кредитные возможности банков возрастают, и это приводит к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, очевидно, что операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, оказывают влияние на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную базу (при этом изменения величины банковского и денежного мультипликатора не происходит). Если же имеет место покупки ценных бумаг у домохозяйств или фирм, то происходит увеличение резервов коммерческих банков (так как продавец получает деньги у центрального банка и вкладывает их на счет в коммерческом банке). И следовательно предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Однако основное отличие заключается в том, что, если продавцом является коммерческий банк, его резервы увеличиваются на всю сумму покупки ценных бумаг, в то время как при продаже ценных бумаг частным лицом увеличивается лишь сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы изменяются в меньшей степени из-за нормы резервных требований, в соответствии с которой часть депозита составит обязательные резервы банка.
Такой метод
воздействия на экономику страны
используется как средство оперативного
воздействия на экономическую ситуацию
в период спада. Если же экономика «перегрета»,
то Центральный Банк производит обратное
действие - продает государственные ценные
бумаги на открытом рынке. Это существенно
ограничивает кредитные возможности коммерческих
банков, сокращает их резервы, и, соответственно,
денежную базу, что оказывает сдерживающее
влияние на экономическую активность.
Возможность проведения такой политики
с помощью операций на открытом рынке
обусловлена тем, что данные действия
выгодны коммерческим банкам и населению.
Дело в том, что цена на облигации и процентная
ставка находятся в обратной зависимости,
и, «когда Центральный Банк покупает государственные
облигации, спрос на них возрастает, что
ведет к росту их цены и падению ставки
процента. Владельцы государственных
облигаций (и коммерческие банки, и население)
начинают продавать их Центральному Банку,
поскольку возросшие цены позволяют получить
доход за счет разницы между ценой, по
которой облигация была куплена, и ценой,
по которой она продается (capital gain)» [7].
Это явление имеет и обратный эффект: когда
Центральный Банк совершает продажу государственных
облигаций, их предложение растет, что
приводит к снижению их цены и росту ставки
процента, что, в свою очередь, делает выгодной
их покупку.
Все эти действия провоцируют быструю
реакцию банковской системы, действуя
тоньше прочих инструментов денежно-кредитной
политики, поэтому «операции на открытом
рынке представляют собой наиболее эффективный,
оперативный и гибкий способ воздействия
на величину предложения денег» [7].
Имеет примерно тот же механизм, что и купля-продажа государственных ценных бумаг. При покупке иностранной валюты Центральный Банк производит оплату национальной валютой, что ведет к увеличению денежной массы. Продажа иностранной валюты производит обратный эффект на экономику государства.
Как уже говорилось ранее, коммерческие банки обязаны хранить в Центральном Банке резервы в виде депозитов, по которым не производится выплата процента. Однако Центральные Банки ряда стран (в том числе России и Норвегии) оказывают следующую услугу: они предлагают коммерческим банкам открывать у себя депозитарные счета, по которым в итоге будут проводиться процентные выплаты. Увеличивая процент по депозитам, Центральный Банк привлекает большее количество средств, тем самым сужая кредитные возможности банков и уменьшая денежную массу. Очевидно, что уменьшение процента дает обратный результат.
Приведенные
выше методы имеют внутриэкономическую
направленность, и именно им уделяется
основное внимание в этой работе. Однако
следует отметить, что существуют
также специальные меры внешнеэкономического
регулирования. К ним относятся
меры стимулирования экспорта товаров,
услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих
услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование
экспортных кредитов и инвестиций за рубежом,
введение и отмена квот, изменение величины
пошлины во внешней торговле.
Глава 2. Центральный Банк Королевства Норвегия.
История современного Центрального Банка Норвегии начала отсчет совсем недавно – в 1985 году, а точнее 9 сентября 1985 года, когда новый закон о Центральном Банке вступил в силу. Именно тогда Norges Bank прекратил свою работу как общество с ограниченной ответственностью и стал независимым юридическим лицом, контролирующимся государством.
Однако Центральный Банк Королевства Норвегия имеет более богатую историю, которая начинается еще в Средние Века. Чеканка норвежской монеты началось около 1000 года н.э., когда это право, как и в других странах, принадлежало королевскому двору. Однако в течение длительных временных промежутков, чеканка монет в Норвегии не производилась, а потребность в деньках удовлетворялась при помощи импорта иностранных монет. И только в 1628 году монетный двор был основан в Кристиании (современный Осло), а в 1686 году его перенесли в район Конгсберга, где Монетный двор Норвегии находится и по сей день, а именно в городе Ниброфоссен. А в 1695 году при правлении Кристиана V появились первые норвежские банкноты.
Первый эмиссионный банк в Норвегии-Дании (так как Норвегия с 1439 по 1814 год находилась под властью Дании) был основан в 1736 году и имел название Assignations-, Vexel- og Laanebanken (что можно перевести как Банк для ассигнаций, векселей и кредитования). Изначально банк являлся частной структурой, но подвергался королевскому регулированию. Этот банк не только выпускал банкноты, то есть являлся эмитентов национальной валюты, но и предоставлял займы правительству. Однако не существовало каких-либо ограничений относительно количества эмитированных банкнот, и в один момент в оборот было выпущено слишком большое их количество. В 1745 году банку пришлось отказаться от обеспечения денег серебром, и ценность банкнот резко упала. И факт, что правительство взяло банк под контроль в 1773 и продолжало использовать его для финансирования Казначейства, не явил собой большой помощи.
Для того чтобы «отчистить» денежную систему, в 1791 году был основан Den Danske og Norske Speciebank, новый банк-эмитент с инновационными методами регулирования. Однако государство продолжило использовать банк в целях финансирования своих затрат. Та же история повторилась и в 1799 году, и в 1813 с заново основанными банками. В последнем случае все вылилось в «Коллапс государственного банка», когда валюта резко обесценилась. В то время Норвегия отделилась Дании при правлении вице-короля Кристиана Фредрика. Из-за бедного урожая, государство страдало от недостатка денег, и тогда с целью увеличить доход, вице-король выпустил его собственную валюту ("Prince's Notes"12), которая заменила деньги, выпускаемые филиалом датского банка в Кристиании. Но когда в 1814 году Норвегия окончательно освободилась из-под власти Дании и подписала унию со Швецией, король Карл Юхан обесценил эту валюту, объявив ее недействительной, а оборот этих денег преследовался по закону. Но все же некоторое время банкноты Courantbanken, ассигнационные сертификаты, сертификаты казначейства, банкноты Rigsbanken и «Prince's Notes» находились в обращении одновременно, что приводило к всеобщим замешательству и путанице.
После ожесточенных дебатов в норвежском Учредительном Собрании весной 1814 года так называемый «Eidsvold Guarantee» получил одобрение: Rigsbanken должен был выпустить 14 миллионов банкнот, а Учредительное Собрание полностью контролировало валютный курс. Министр Канстер Танк назвал данное решение национальной катастрофой и подал в отставку. И он был прав: гарантия оказалось ненадежной. Однако в свете всех вышеизложенных событий, решение о создателей Конституции, по которому банк не должен был кредитовать правительство, вряд ли являлось удивительным.
Спустя два года Норвежский Банк был создан согласно Акту Стортинга (норвежского парламента) от 14 июня 1816 года. Согласно этому законопроекту, speciedaler (rixdollar) становился национальной валютой, которая состояла из 120 skillings или пять ort ("rigsort") по 24 skillings каждая. Серебряный фонд банка в размере двух миллионов rixdollars должен был финансироваться за счет добровольных вложений. Однако эта затея потерпела крах. Таким образом, в последующие годы фонд финансировался за счет обязательных сборов монет и драгоценных металлов – так называемый «серебряный налог». За взносы также выдавались долевые сертификаты. Штаб-квартира банка была расположена в Тронхейме с районными офисами в Кристиании, Бергене и Кристиансанде. Rixdollar должен был соответствовать "одной кельнской марке чистого серебра", то есть 233,85 граммам, и в 1819 году их можно свободно обменять на серебро. Однако в период после установления Банка Норвегии, доллар упал в цене, и в соответствии с Законом от 13 августа 1818 года, право выкупа было приостановлено. Затем, согласно постановлению Стортинга, серебряный курс корректировался относительно номинала вплоть до 1842 года, когда rixdollar был окончательно привязан к серебру по номинальной стоимости.
Информация о работе Монетарная политика Центрального Банка Королевства Норвегия