Монетарная политика Центрального Банка Королевства Норвегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание

Королевство Норвегия является одной из самых благополучных стран современности. Согласно данным за 2011 год, Норвегия находится на первом месте в мире по Индексу развития человеческого потенциала. При этом Норвегия является крупным экспортером нефти (2 место в Европе) и природного газа (4 место в Европе), что делает ее активным участником мирового рынка. Этот факт указывает на то, что любые изменения в глобальной экономике имеют сильное отражение на национальной. Подобное положение государства делает его особенно интересным для изучения, ведь в этом случае перед Центральным Банком ставятся более сложные задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНХ БАНКОВ
Базовая теория экономической политики…………………..................5
Модель IS-LM…………………………………………………...............7
Роль Центрального Банка в проведении экономической политики………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ
История и структура Центрально Банка Норвегии …………………19
Основные направления политики Центрального Банка……………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Уланова Ирина. Курсовая.docx

— 1.94 Мб (Скачать документ)

На международной конференции в Париже в 1867 году, в котором также приняла участие Норвегия, был рекомендован золотой стандарт. И 4 июня 1873 года вступил в силу закон, который декларировал переход на золотой стандарт и использование терминов «крона» (krone) и «оре» (øre). Это мероприятие было проведено отчасти для достижения более курса валюты - золото рассматривалось более надежным, чем серебро, - и отчасти для достижения международной системы, основанной на фиксированных валютных курсах по отношению к золоту. Право на выкуп как серебра, так и золота было приостановлено на длительное время и окончательно отменено в 1931 году.

В 1875 году Норвегия вступила в Scandinavian Mint Union, который был создан Швецией и Данией в 1873 году с целью введения единой Скандинавской монеты на основе золота. Этот союз просуществовал вплоть до 1914 года, но формально он был расторгнут лишь в 1972.

В 1914 году обязанность  обеспечения валюты золотом было приостановлено и крона находилась в колеблющемся состоянии. Экспорт  золота и серебра был запрещен. Во время Первой Мировой Войны объем денежной массы в Норвегии увеличился в 4 раза, однако это не привело к обесценению кроны – причиной этого являлся резкий рост доходов торгового флота. Право выкупа золота выло восстановлено в 1916 году, однако в то время крона ценилась выше официального курса золота, поэтому в апреле 1916 года банк был освобожден от обязанности покупать золото для обеспечения валюты. Потом эта обязанность восстанавливалась и отменялась несколько раз, но после того как Великобритания отказалась от золотого стандарта в 1931 году, Норвегия последовала ее примеру.

В 1939 году был  установлен валютный курс норвежской кроны по отношению к доллару  США (1$ = NOK 4.40), а из-за того что доллар США был привязан к золоту, Норвегия фактически вернулась к золотому стандарту.

Королевство Норвегия было оккупирована немцами  во время Второй Мировой Войны. Поэтому  Норвежский Банк был перемещен в  Лондон, а золотовалютные резервы  были перевезены в Лондон, Нью-Йорк и Оттаву. После войны была проведена  Денежная Реформа (8 – 22 сентября 1945 года) с целью извлечения излишков денежной массы из обращения и тем самым не допустить инфляцию.

В 1946 году Норвегия присоединилась к Бреттон-вудской  валютной системе. Был установлен курс в NOK 20.00 к фунту стерлингов и NOK 4.03 к доллару США. Максимально разрешенные колебания курс составляли 1%.

В 1962 году организация  по контролю над Монетным двором и Королевским Монетный двором были переданы в ведение Норвежского Банка.

Как известно, в 1971 году Бреттон-вудская валютная система потерпела крах и 21 декабря  вступил в силу Смитсоновский  договор, а затем Норвегия присоединилась к "European snake", которая продолжала свое существование после распада Смитновского договора, а 12 декабря 1978 года вышла из этого союза и привязала крону к валютной корзине.

И вот наконец  в 1985 году, а именно 9 сентября вступил  в силу новый закон о Банке  Норвегии и денежно-кредитной системе  государства, который регламентирует его деятельность и по сей день.

Высшими директивным органам Банка Норвегии являются Исполнительный совет (Executive Board), который состоит из 7 членов, назначаемых королем, и Наблюдательный совета (Supervisory Council), состоящий из 12 членов, которые избираются Стортингом на срок 6 лет.

Президент и вице-президент Центрального Банка Норвегии являются, соответственно, председателем и заместителем председателя Исполнительного совета. Президент отвечает ежедневное руководство банком и является его официальным представителем.

Наблюдательный  совет осуществляет надзор за деятельностью  Банка и гарантирует, что правила, регулирующие деятельность банка, не нарушаются. Управление Наблюдательным советом осуществляет надзорные функции от имени Наблюдательного совета.

Между исполнением непосредственных функций Центрального банка и инвестиционным менеджментом проведена четкая границы. Операции Центрального Банка включают в себя операционные отделы Рыночных и Банковских услуг, отдел Денежно-кредитной политики и отдел, отвечающий за финансовую стабильность.

Операционный  отдел инвестиционного менеджмента (Norges Bank Investment Management – NBIM) управляет государственным пенсионным фондом и валютными резервами страны.

Кроме того банк имеет собственное подразделение  внутреннего аудита.

Подобное  разделение на несколько относительно крупных объектов обеспечивает соответствующий диапазон контроля для президента и вице-президента. В конце 2011 года, в отделе по операциям Центального Банка было около 315 сотрудников, в том числе в Управлении Наблюдательного совета, в то время как операционный отдел по управлению инвестициями было около 315 сотрудников. Всего Банк Норвегии насчитывает около 630 постоянных сотрудников. Более наглядно и подробно с системой Норвежского Банка можно ознакомиться в Приложении 4.

      1. Основные направления монетарной политики Центрального Банка Норвегии

Правительство Королевства Норвегия установило, что  основной целью денежно-кредитной  политики государства является определенный уровень инфляции. Проведение монетарной политики должно быть ориентировано на низкую и стабильную инфляцию. Итак, целью этой политики является годовая инфляция потребительских цен, составляющая приблизительно 2,5% и остающейся стабильной в течение большого промежутка времени. Денежно-кредитная политика также должна способствовать стабилизации производства и занятости. Наиболее важным инструментом денежной политики Банка является изменение процентной ставки по депозитам банков в Банке Норвегии.

Ключевая процентная политика устанавливается Исполнительным советом Банка Норвегии. Решения, касающиеся процентной ставки, принимаются во время встреч, которые проходят раз в шесть недель. Основой для принятия определенного решения является анализ стратегии денежно-кредитной политики, а также оценки цен, стоимостей и условий на денежном и валютном рынках.

Деятельность  Банка Норвегии регламентируется Законом  от 24 мая 1985 года. Этот акт содержит перечень целей и функций Центрального Банка, регламентирует отношения банка с правительственными органами, его деятельность на финансовом, домашнем и международном, рынке, бюджетную политику, определяет национальную валюту и организацию банка. Согласно этому закону, Банк Норвегии обязан предоставлять информацию относительно своей деятельности 3 раза в год, что и делает возможным анализ его политики.

Наиболее  интересным периодом для анализа  монетарной политики являются кризисные  годы и период выхода из кризиса. Именно эти данные показывают эффективность  политики, ее состоятельность. Норвегия является одной из самых благополучных  стран – она занимает первое место  в мире согласно Индексу  развития человеческого потенциала13 по данным за 2011 год. Очевидно, что изучение денежно-кредитной политики государства может выявить некоторые причины подобного благополучия страны.

Проведение  монетарной политики в Банке Норвегии начинается с установления определенных целей. Как уже говорилось ранее, на протяжении длительного времени  основной целью политики является инфляция на уровне 2,5%, поэтому более нет смысла возвращаться к этому шагу. Далее определяется инструмент политики. Однако в этом управление Норвежского Банка также придерживается заданного курса – основным инструментом долгий период времени является ставка рефинансирования. Затем проводится анализ ситуации на национальном и международном рынке. После проведенного анализа управлением центрального банка на его основе делаются прогнозы об изменении ситуации в экономике.

Давайте рассмотрим этот процесс на примере первого квартала 2008 года. Проводя анализ экономики, ЦБ делает следующие выводы: «темп инфляции сильно вырос. Хотя различные способы измерения темпа инфляции показывают несколько разные результаты, в общем инфляция близка к уровню в 2,5%. Длительный период сильного экономического роста привел к высокому уровню использования производственных мощностей. Рынок труда является плотным, а рост уровня заработной платы продолжается. В то же время перспективы глобального экономического роста ослабли. Участники денежного и финансового рынков в настоящее время прогнозируют, что ключевые интернациональные показатели будут значительно ниже, чем осенью 2007 года, причем не только в США, но и в Европе». Все эти данные подкреплены различными схемами и таблицами, которые представлены в Приложении 5. По мнению управления Банка Норвегии, прогнозы представляются неопределенными, так как любая новая информация в той нестабильной экономической ситуации может выявить такие аспекты, которые укажут, что норвежская экономика движется не по тому пути, который планировался. С одной стороны, неожиданно высокий рост расходов, повышение цен на импорт или более слабое положение кроны могут привести к темпам инфляции более высоким, чем прогнозировалось. С другой стороны, если спад в мировой экономике будет иметь более выраженный эффект на норвежской экономике или если стоимость кроны возрастет, то темп инфляции может оказаться ниже, чем прогнозировалось. Исходя из всех данных и прогнозов, управление принимается окончательное решение об установлении ставки рефинансирования на уровне 5% - 6% (изначально 5,25%) с момента публикации отчета до  следующего созыва, а именно 25 июня 2008 года. Однако эта ставка процента может быть изменена, если экономика государства переживет шок, что делает политику гибкой. В сложившейся ситуации подобное решение вполне оправдано, потому что ожидается рост темпа инфляции, что противоречит основной цели монетарной политики. Самым оптимальным методом борьбы с инфляцией представляется уменьшение количества денег в обороте, что и достигается путем увеличения ставки рефинансирования (предыдущая ставка рефинансирования колебалась около 4% и имела тенденцию на повышение).

 Примечательно то, что результаты этой политики возможно оценить уже в следующий квартал, когда публикуется новый отчет. Итак, отчет за период март – июнь оказывается вполне оптимистичным. В процессе деятельности Центрального Банка ставка рефинансирования была изменена лишь однажды – увеличена на 0,25% в конце апреля. Руководство Банка Норвегии было поставлено в затруднительное положение. Дело в том, что данные, относительно которых и строится политика, были достаточно противоречивы: с одной стороны, темп инфляции в мире продолжал расти, но с другой стороны, экономические последствия были не так сильны, как предполагалось ранее, а премия за риск на международных финансовых рынках оставалась высокой. Однако Центральный Банк принял решение о повышении процентной ставки, что, как оказалось, было правильным. Темп инфляции в Норвегии все еще находился приблизительно на уровне 2,5%, хоть и немногим выше этого показателя, крона оказалась лишь на 3,5% слабее своего пикового положения в 2003 году, коэффициент использования производственных мощностей оставался высоким, продолжался рост занятости население, а уровень безработицы, соответственно, продолжал свое падение (что также является целью монетарной политики). И все это несмотря на рост цен на энергию и потребительские товары, что ускорило рост темпа инфляции во многих странах (Приложение 6), и продолжительную стрессовую ситуацию на финансовых рынках. Я считаю, что монетарную политику за этот период можно считать успешной, несмотря на то что все-таки уровень инфляции оказался чуть выше ожидаемого. Но не следует упускать из вида то, что существует временной лаг между моментом определения политики и ее результатом на практике.

Анализируя  изменившуюся ситуацию на мировых рынках, Банк Норвегии снова принимает решение  об уровне ставки рефинансирования. Исследование показывает, что глобальные перспективы экономического роста ослабли, и, хотя ситуация на финансовом рынке несколько улучшалась по сравнению с мартом 2008 года, рыночные ставки на денежном рынке по-прежнему слишком высоки, а инфляция продолжила свой рост. И снова правительство сталкивается с дилеммой. Слабый рост мировой экономики сигнализирует о необходимости продолжить принятый ранее политический курс, однако из-за роста темпа инфляции в мире следует проводить политику уменьшения количества денег в обороте. Взвесив все аргументы, правление Центрального Банка принимает решение об увеличении уровня ставки рефинансирования до 5,25% – 6,25%. Таким образом оно снизило риски роста темпа инфляции, но эти меры не были излишни и не угрожали резким снижением экономического роста.

На протяжении всего года Банк Норвегии также проводил ряд антикризисных мер, касающихся банковского сектора: увеличилось количество займов, выданных банкам, снизились залоговые требования Центрального Банка, снизилось количество займов в евро относительно займов в кронах и долларах. Подобным образом Центральный Банк регулирует экономику в двойственной ситуации кризиса, так как изначально трудно определить, какая ставка рефинансирования наиболее приемлема, и борется со снижением темпов экономического роста, постоянно корректируя денежную массу в стране. Более того, подобные меры имеют маленький временной лаг сравнительно с инструментом ставки рефинансирования, и позволяет корректировать ситуацию в режиме «реального времени».

В конце года правительство резюмирует, что все-таки последствия экономического кризиса  оказались более ощутимыми, чем  ожидалось. Потрясения на финансовых рынках повлияли на уверенность бизнеса и домашних хозяйств и привели к снижению уровня инвестирования и потребления во многих частях мира. Резко упали цены на акции, на нефть и сырьевые товары. На фоне замедления экономического роста и темпов инфляции, в ряде стран ставки рефинансирования были снижены. А замедление темпов роста норвежской экономике происходят быстрее и несколько более выражено, чем предполагалось ранее. В то же время резко снизился валютный курс кроны, а темп инфляции остается достаточно высоким, хотя силы, влияющие на него, ослабли. Более того, предшествующая политика Центрального Банка оказалась не такой успешной, как предполагалось: заданный период времени темп инфляции отклонился от целевого уровня в 2,5% и был ближе к 3,5%. Хотя отклонение в 1% все-таки нельзя назвать критичным (сравнивая в тот же период с Россией, где целевой уровень инфляции равен 6% - 7%, а реально составил 13,3%), а в процессе своей деятельности банк принял меры, чтобы изменить ситуацию, увеличив ставку рефинансирования с 5,5% до 5,75%, а затем снизил до 5,25% по причине критической ситуации на банковском рынке США. Управление Банка Норвегии описывает сложившуюся ситуацию как «необычайно сильно неопределенную», и это с одной стороны, затрудняет принятие правильного решения относительно дальнейшей политики банка, а с другой – требует более активной денежно-кредитной политики, чем обычно.  Поэтому Центральный Банк производит дополнительные исследования рынка, на основе которых и будет принято окончательное решение.

Проанализировав такие дополнительные данные, как  мировые ставки рефинансирования, расходы  по финансированию и оказанию помощи банкам и размеры банковских депозитов, управление Банка Норвегии устанавливает  ставку рефинансирования на уровне 4% - 5%, несмотря на ожидания, которые характеризовались тем, что процентная ставка останется на том же уровне, что и во втором квартале, или даже повысится.

Анализируя  политику Банка Норвегии, можно сделать  вывод, что в целом она была вполне успешной. В этот тяжелый  кризисный год Норвежская экономика  смогла минимизировать понесенные потери и остаться в достаточно стабильном состоянии в отличие от многих других стран.  

Заключение

Изучив политику Центрального Банка Норвегии, можно  сделать вывод, что она обладает рядом особенностей.

Во-первых, примечателен тот факт, что Банк Норвегии для  проведения денежно-кредитной политики использует только один основной инструмент – ставку рефинансирования. Подобный подход к выбору инструментов политики достаточно спорный. Дело в том, что этот инструмент не является оперативным, сопровождается большим временным лагом. Более того, используя только один инструмент политики, Центральный Банк лишает себя возможности быстрого реагирования на изменившуюся экономическую ситуацию. Однако, следуя опыту Банка Норвегии, мы видим, что даже в кризисное время проводимая политика не потерпела краха. Возможно, уделяя большее количество внимания регулирования ставки рефинансирования и не растрачивая время и силы на другие инструменты, можно добиться намного большего успеха, что и демонстрируют положительные результаты монетарной политики Банка Норвегии.

Информация о работе Монетарная политика Центрального Банка Королевства Норвегия