Монополии, их типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:17, реферат

Описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Содержание

1. Введение (из истории монополизма)
2. Понятие монополии
3. Барьеры, защищающие монопольный рынок
4. Спрос на продукт монополиста
5. Формы монополий
6. Типы монополий
7. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Макроэкономика .Монополии..docx

— 45.60 Кб (Скачать документ)

Содержание 

1.    Введение (из  истории монополизма)

2.    Понятие монополии

3.    Барьеры, защищающие  монопольный рынок

4.    Спрос на продукт  монополиста

5.    Формы монополий

6.    Типы монополий

7.    Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История монополии достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но новейшая история  монополизма  начинается в последней  трети XIX столетия, особенно во время  экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято  называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений  — кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю  свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти  проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая  регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике. Это  был период расцвета монополизма.

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические  образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные  предприятия, объединения предприятий  или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря  чему занимают доминирующее положение  на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь  выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия  монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

 

Определение монополии

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и правительственными организациями.   

Характерные черты  монополии

Совершенная монополия (так  же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

1)    монополист является  единственным производителем данного  товара;

2)    продукция носит  уникальный характер в том  смысле, что не имеет близких  заменителей;

3)    проникновение  в отрасль других фирм закрыто  целым рядом обстоятельств, в  результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти  и полностью контролирует объем  выпуска производства;

4)    степень влияния  монополиста на рыночную цену  очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить  любую сколь угодно высокую  цену (любая компания, в том числе  и монополистическая, сталкивается  с проблемой ограниченности рыночного  спроса и сокращения объема  продаж прямо пропорционально  росту цен).

К стати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».  Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.  Возможность получения монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Барьеры, защищающие монопольный рынок

Оказывается, что захватить  рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок  в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты  научились возводить барьеры  на входе в контролируемые ими  рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и  изменению там ситуации к лучшему  для покупателей.Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете,  стали бы конкурентными.Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

 

1.  Юридические барьеры.  Вход на монополизированный рынок  обычно очень сильно может  быть ограничен с помощью юридических  барьеров. Самыми  древними формами  таких барьеров были монопольные   права, которые присваивались  себе по праву сильного правителями  и которые со временем получили  название «государственных монополий».   Под этим именем они продолжают  существовать и сегодня. 

2.  Естественные барьеры.  В некоторых случаях рождение  монополии оказывается практически  неизбежным по сугубо объективным  причинам. Такие монополии называют  обычно естественными. Поскольку  порождающие их барьеры естественны,  то есть закономерно присущи  определенному рынку.

3.  Экономические барьеры.  Такие барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами или являются  следствием неблагоприятной общеэкономической  ситуации в стране.

Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

а). Собственность на все  предложение производственного  ресурса.   Монополия также  может поддерживаться  в результате владения всеми источниками конкретного  ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.

б).  Уникальные способности  и знания также могут создать  монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование  своих услуг. Фирма, обладающая технологическим  секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести  данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Источники монополий

Экономисты насчитывают  четыре фактора, каждый из которых, сочетание  некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая  фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

1. Полный (исключительный) контроль  над вводимыми важными факторами  производства.

Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она  обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев  защищенными патентами.Также, подобное монопольное положение создалось в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые  в копях алмазы действительно когда-то  превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце концов, синтетические алмазы стало невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и

исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

 

2. Экономия, обусловленная  ростом масштаба производства (проявляющаяся  в снижении долгосрочных средних  издержек  производства на единицу  продукции при увеличении объема  выпуска продукции)Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается  с наименьшими затратами одной  фирмой, носит название естественной монополии.Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом  масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.

 

3. Патенты.

 

В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью  той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет  право исключительного получения  прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также  издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие  цены для покупателей. С точки  зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень  большого числа изобретений, ко­торые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств  в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства. Например, только фирма «Полароид», благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.

 

4.  Государственные лицензии  или привилегии.

На многих рынках закон  не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные  лицензии.В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой. Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергия. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только  государственные монополии могут продавать табак.  В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам. В конечном счёте, наиболее ванным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный кон­троль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.

Информация о работе Монополии, их типы и формы