Монополии, их типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:17, реферат

Описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Содержание

1. Введение (из истории монополизма)
2. Понятие монополии
3. Барьеры, защищающие монопольный рынок
4. Спрос на продукт монополиста
5. Формы монополий
6. Типы монополий
7. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Макроэкономика .Монополии..docx

— 45.60 Кб (Скачать документ)

 

Синдикат — это объединение  ряда предприятий одной отрасли  промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный  продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

Хотя необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

 

Корнер – способ, придуманный  еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

 

Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники  корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

 

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники  которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму  вложенного капитала собственники отдельных  предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать  участие в управлении и присваивать  соответствующую часть прибыли  треста.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и, захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

 

За свою историю человечество накопило немалый опыт  столкновений  с  монополиями и убедилось, что  монополия – это экономическое  зло. Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов  нации в целом. И потому большинство  стран мира постепенно пришло к пониманию  необходимости борьбы с монополией.

Антимонопольное регулирование

 

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с  ними. Негативные результаты монополизации  проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической  структуры приводит к различным  отрицательным последствиям для  общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения  деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства  является создание условий для нормального  функционирования рынка.

 

Накопленный опыт и научные обобщения  помогли обществу понять все “плюсы”  и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

 

Под антимонопольной политикой  понимается система государственных  мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику.Можно выделить три направления антимонопольной политики.Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

К числу других наиболее широко применяемых  методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1) предельное упрощение процедуры  создания новых фирм;

2) снятие всех барьеров во  внешней торговле и открытие  внутренних рынков для зарубежных  фирм, разрушающих контроль над  рынком отечественных монополистов;

3) принудительное разделение крупнейших  фирм-монополистов на несколько  более мелких и независимых  друг от друга (как это было  проделано некогда со «Стандарт  Ойл»);

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо сложных  случаях (чаще всего это относится  к естественным монополиям) прямого  государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за проведение  политики ценовой дискриминации.

Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в тактическом  плане возможно двумя путями.Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.Во-вторых,  антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными являются одни направления антимонопольной политики, а с изменением ситуации акценты меняются.

 

Антимонопольная политика в  России

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в  России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший  в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее  положение на рынке, если их  результатом оказывается существенное  ограничение конкуренции и ущемление  интересов других участников  рынка, в том числе отдельных  граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения  доступа на рынок конкурирующих  фирм;

3) подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной  конкуренцией, в частности: распространяющие  ложные сведения о товарах  и фирмах своих конкурентов,  чтобы отпугнуть от них покупателей;  обманывающие покупателей относительно  реальных свойств и качества  своего товара; незаслуженно принижающие  в своей рекламе качество товаров  своих конкурентов; незаконно  использующие для своих товаров  чужие названия и товарные  знаки, а также копирующие форму,  упаковку и внешнее оформление  товаров своих конкурентов; похищающие  у своих конкурентов их коммерческие  секреты, а также техническую,  производственную и торговую  информацию;

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой  хозяйственный договор, потребовать  от монополиста возместить причиненные  его действиями убытки, а также  наложить на виновную фирму  штраф в размере до 1 млн. руб.

 

 

Заключение

 Итак, как уже было  сказано выше, сейчас в нашей  стране предпринимаются все попытки  борьбы с монополиями. Как показал  выше приведенный пример,  монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы  антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в России проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными  раннее монополиями. В ведение отмечано , что государственный сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий. Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует  многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя,  множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам.И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования. Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.  Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма. Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившийся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом.

 

 

Список используемой литературы:

1.    Экономика без  тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 2007г. 

2.    Экономическая  теория (политэкономия). Под ред.  В. И. Видяпина,               Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2007 г

3.     Конкуренция  и антимонопольное регулирование.  С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 2009 г. 368 стр.

4.    Рынок и антимонопольное  регулирование. А. И. Колесов,  Е. В. Исаенко,      А. В. Исаенко. Белгород, 2009 г.

5.    Frank R. X. Перевод главы 12 – «Монополия» 2005

6.    Экономика. Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. Москва: Дело, 2010г

7.    Вводный курс  по экономической теории. Учебник  для лицеев. Под ред.       Г. П. Журавлевой. Москва: ИНФРА – М, 2008 г. –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  Науки и Образования РФ Новосибирский                                                               Государственный Архитектурно-Строительный  Университет (Сибстрин)

 

 

 

Кафедра : общей экономики

 

 

Реферат по дисциплине Экономическая теория

Тема «Монополия:экономическая природа,

причины возникновения,формы»

 

 

 

 

 

Выполнила : студентка 251 группы

Мартын Алена  Игоревна

Проверила: Семенихина В.А.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

 

 

 

 

 


Информация о работе Монополии, их типы и формы