Монополии, их типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:17, реферат

Описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Содержание

1. Введение (из истории монополизма)
2. Понятие монополии
3. Барьеры, защищающие монопольный рынок
4. Спрос на продукт монополиста
5. Формы монополий
6. Типы монополий
7. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Макроэкономика .Монополии..docx

— 45.60 Кб (Скачать документ)

 

Хотя правительство может  предоставить компании монопольное  право, например, в том случае, когда  имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может  в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления  неэффективности монополизации, уменьшить  социальные потери связанные с ограничением выпуска. 

Спрос на продукт  монополиста

Кривая  спрос на  выпуск продукции монопольной фирмы  совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса  на продукт, продаваемый монополией.   Поэтому  монополист  считается  с реакцией покупателей на изменение цены, когда  устанавливает цену на свой продукт.Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если  фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены).

Монопольное предложение

Монополист, в отличие  от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия  может выбрать цену, которая максимизирует  ее прибыль, и предоставить, самим  покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на продукцию монополии. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь  на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход  равняется предельным издержкам.Кривая предельных издержек монополиста направлена вверх, но при повышении спроса на товар фирмы монополист не всегда увеличит свой выпуск. Изменение выпуска произойдет только при сдвиге кривой предельного дохода.

Предельный доход  монополиста

В предыдущем пункте мы ужеоговаривалось, что кривая спроса на продукт монополиста направлена вниз, поэтому при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1)    На повышение  спроса монополист не всегда  отвечает увеличением выпуска,  вместо этого монополист может  просто поднять цены на свой  товар. Его реакция зависит  не только от изменения спроса  на его товар, но и от  того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.

2)    Невозможно определить  кривую спроса для монополиста,  так как для оного и того  же количества товара   можно  определить две и более цены. ( И наоборот две и более  цены могут ставиться в соответствие  одному и тому же выпуску). Кривую  спроса невозможно использовать  для того, чтобы объяснить, какое  количество продукции монополист  предложит на рынок, так как   фирма сама назначает цены.

Монопольная цена

 

Особого внимания  требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований. Монополии, как уже  говорилось выше, используя свое монополистическое  положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать  их. Вследствие этого появляется новая  разновидность цены, которая называется монопольной ценой, которая устанавливается  предпринимателем, занимающим монопольное  положение на рынке, и приводит к  ограничению конкуренции и нарушению  прав потребителя. К этому следует  добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или  монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также  [A1] отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.

 

Монопольной цены складывается из следующих составляющих:

1.    средняя прибыль,  получаемая предпринимателями в  условиях свободного перемещения  капитала в результате действия  межотраслевой конкуренции; 

2.    обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые  осуществляют нововведения;

3.    монопольная  сверхприбыль от использования  (злоупотребления) монопольного  положения.

 

Монопольная цена — это  верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение  длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают  в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение  других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.Следует учитывать также и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Формы и виды монополий

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1.    естественная,

2.    административная 

3.    экономическая. 

Естественная монополия

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Административная монополия

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

Государственные монополии

Существование государственных  монополий на рынке конкретных товаров  и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных  предприятий (например, железнодорожный  транспорт), так и государственными ограничениями притока новых  фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных товаров и т. д.).В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды  — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

 

Иной движущей  силой  действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Типы монополий

 

Современная экономическая  теория выделяет три типа монополий:

1)    монополия отдельного  предприятия;

2)    монополия как  соглашение;

3)    монополия, основывающаяся  на дифференциации продукта.

 

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

 

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.

 

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений  — картели и синдикаты.

 

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В  картельном соглашении могут оговариваться  единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Информация о работе Монополии, их типы и формы