Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:52, курсовая работа
Понятие конкуренции. Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. 1
Введение 2
Глава 1 «Понятие конкуренции»
§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок 3
§ 1.2 Основные типы структур 7
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 9
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 11
§ 2.2.1 Чистая монополия 11
§ 2.2.2 Олигополия 18
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 20
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции 20
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса 22
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 23
Глава 3 «Формы конкуренции в условиях монополистического производства»
§ 3.1 Виды соперничества 27
§ 3.2 Неценовая конкуренция 29
§ 3.3 Реклама 30
Глава 4 «Отрицательные последствия»
§ 4.1 Потери от несовершенной конкуренции 33
§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 35
Заключение 38
Литература 40
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или MC=MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции достигается равенство MC=MR=P=AC. при несовершенной конкуренции: (MC=MR)<AC<P
Монополист,
стремящийся максимизировать
Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая TR и TC при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получиться, если сравнивать MR и MC. Другими словами, максимум различия между TR и TC (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.
На рисунке 2.5 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой E (точкой пересечения MC и MR), от которой проводиться вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установиться на уровне Е1. Затененный прямо-угольник показывает величину прибыли монополии. |
В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства MC и MR. Монополист руководствуется тем же правилом – он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MC и MR. И он расширяет производство вплоть до момента равенства MC и MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был при совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2. При совершенной конкуренции именно в точке Е2, происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точки Е2, то не было бы монопольной прибыли. Другими словами, монопольная прибыль превышает нормальный уровень прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Установление фирмой цены на уровне точки Е2, было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке MC=АС=Р, но при этом MC > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое предложение, когда расширение производства во имя "2 общественных интересов" будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.
Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1 до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это ясно из графика: на рис 2.5 видно, что Q1 < Q2 .
Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.
Насколько устойчиво это превышения над нормальной прибылью? Очевидно, многое будет зависеть от возможности притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной, сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая издержек АС будет лишь касаться кривой спроса.
Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера L = (P – MC)/P , 0 < L < 1
Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти.
При совершенной конкуренции, когда Р=МС индекс Лернера будет равен нулю.
Совершенная
конкуренция предполагает свободный
перелив всех факторов производства
из отрасли в отрасль. Поэтому
отчетливо проявляется
§ 2.2.2 Характеристика олигополистического рынка.
Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж.
1 Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров, с.131
Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенностей олигополистического рынка следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая монополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у них значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность состоит не только в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реагирования на действия друг друга) фирмы сталкиваются не столько с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.
В
условиях олигополии конкурентное взаимодействие
фирм затрагивает все сферы
Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения фирмы стратегию, цены и стратегия будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого проявления являются «ценовые войны».1
§2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции
Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 2.6)
Рисунок 2.6 Положение монополистической конкуренции
Экономисты
стали рассматривать
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов.
Но
все же их несколько меньше, чем
в модели совершенной конкуренции.
______________________________
Очевидно,
что наличие большого числа конкурентов
в отрасли не дает возможности
использования эффекта
Таким образом, основными чертами рынка монополистической конкуренции являются:
§2.2.3.2 Анализ кривой спроса.
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
На рисунке 2.7 линия AB является графиком спроса при монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
1 Учебник по основам экономической теории. М. 1995
Рисунок 2.7 Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P1, часть покупателей уйдет к конкурентам, и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4, производитель рассчитывает производить Q4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4. 1