Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Понятие конкуренции. Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. 1

Содержание

Введение 2
Глава 1 «Понятие конкуренции»
§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок 3
§ 1.2 Основные типы структур 7
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 9
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 11
§ 2.2.1 Чистая монополия 11
§ 2.2.2 Олигополия 18
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 20
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции 20
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса 22
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 23
Глава 3 «Формы конкуренции в условиях монополистического производства»
§ 3.1 Виды соперничества 27
§ 3.2 Неценовая конкуренция 29
§ 3.3 Реклама 30
Глава 4 «Отрицательные последствия»
§ 4.1 Потери от несовершенной конкуренции 33
§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 35
Заключение 38
Литература 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по микроэкономике.doc

— 754.00 Кб (Скачать документ)

       §2.2.3.3 Равновесие фирмы  в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

     Благодаря наличию некоторой власти над  ценой (либо невысокой эластичности по цене) кривая спроса (или линия  цены) монополистического конкурента имеет отрицательный наклон, как  у монополии. Соответственно, отрицательный  наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью  абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке ½ Q. Средние и предельные издержки (AC и MC) монополистического конкурента измеряются в зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что в условиях обычной монополии.

 

    1 Учебник по основам экономической теории. М. 1995 [3]

Из рисунка  видно, что графическое изображение  монополистического конкурента аналогично положению фирмы – монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой  разновидностью продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации (т.е. отличий, самобытности) своего продукта он монополист, но в рамках всей отрасли – конкурент. Именно высокая конкурентность рынка данной модели и довольно узкие

возможности монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли в краткосрочном периоде. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциацией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде (рис. 2.8).

      Из  рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент  получает только нормальную прибыль, компенсируя  из продажной цены только свои средние  издержки.

      Почему  же получение сверхприбыли не характерно для монополистического конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов, как было упомянуто выше, весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т.е. отличительных особенностей, не меняет основного содержания продукта. Например, прохладительные напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или самодовольная «дутыш».

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую  конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном  периоде могло бы помочь расширить  этот рынок за счет конкурентов и  получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока, и получить

сверхприбыль  от расширения объема продаж затруднительно.

      Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть завязаны с сокращением  предельных издержек, а это, в свою очередь, зависит от усовершенствования новых технологий. Финансирование научных разработок и их внедрение – дорогой, долгий и рискованный путь. Поэтому фирмы при конкуренции перемещаются из области ценового соперничества в область неценовой конкуренции. Реклама и послепродажное обслуживание и т.п. – это все инструменты неценовой конкуренции, увеличивающие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы, покупатель может не снижать свой спрос при повышении цены, а иногда и расширить его.

      Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыли, - невысокие барьеры при вступлении в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмент, за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразиться на их прибыли. К тому же новую марку (новую особенность) продукта создать куда проще, чем принципиально новый продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке в условиях монополистической конкуренции – явление более частое, чем в условиях олигополии. Если частота сокращает продолжительность получения сверхприбыли монополистическими конкурентами.

      На  рисунке 2.9 показан результат разнонаправленного движения в долгосрочном периоде  кривых спроса и средних издержек. Кривая спроса D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие внедрения в отрасль привлеченных сверхприбылью новых производителей, а кривая средних издержек перемещается вверх в связи с дополнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверхприбыль исчезает, монополистический конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки его производственных мощностей – в точке долгосрочного равновесия E1 средние издержки не достигли своего минимума АСmin. Цена на его продукцию (Р1) установилась на более высоком уровне, чем тот, который наблюдался при совершенной конкуренции. Но это – плата за разнообразие, за возможность выбора богато дифференцированно спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.

      Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая конкуренция характеризуется невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в ренте потребителя к меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции. 1

 

1 Курс экономической теории– Киров: «АСА», с. 163

 

     Глава 3 Формы конкуренции.

 

 § 3.1 Научно-техническое, промышленно-производственное и торговое соперничество. Ценовая конкуренция.

 

      В период монополистической конкуренции  основными ее формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.

      Научно-техническое  соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводиться путем:

    • разработки новых продуктов: внедрения современных технологических процессов;
    • накопление и использование научно – технической информации; приобретение и использование патентов. При научно – техническом соперничестве обычно используют две модели:

     1. Конкурентная модель – основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики.

     2. Монополистическая модель – основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизации рынка. Монополисты, чтобы избежать потер за счет морального износа машин и оборудования, могут скрыть вновь созданные технику и продукцию.

     Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используется два подхода – эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».

     Эффект  масштаба. При данной технологии издержек производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.

     «Х-неэффективность». Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки возможностей снижения издержек до минимального уровня средних, введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечение работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.

     Торговое  соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам. В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цены на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

  • продавец должен быть монополистом или обладать степенью монополизации власти;
  • продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, который имеют разную способность платить за продукт;
  • первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.

        Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется при  оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).1

     § 3.2 Неценовая конкуренция.

      Конкуренция за объем продаж, действующие в  условиях несовершенной конкуренции  фирмы имеют более сложную  стратегию.

 

_______________________________________________________________

1 Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича, с. 120.

Поскольку в условии несовершенной конкуренции  снижение цен не является прибыльной стратегией, то фирмы концентрируют  внимание на увеличении объемов сбыта и расширении своей доли рынка. Фирмы стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать этот спрос как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводиться факторам неценовой конкуренции.

      Стратегия неценовой конкуренции может быть построена на базе одного или сразу нескольких факторов и может быть реализована путем углубления дифференциации продукта путем придания ему новых свойств, которые могут повлечь за собой охват новых групп потребителей. Высокорезультативным способом расширения рыночной доли фирмы может стать политика долгосрочного послепродажного обслуживания и гарантий. Мощным фактором укрепления конкурентной позиции является предоставление льготных условий продажи (кредит, скидки).

      Распространенным типом неценовой конкуренции является дифференциация на основе специализации (дешевый товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар). Положение кривых спроса и издержек, а также положение долгосрочного равновесия для каждой группы будет разным. Поэтому на рынке фирмы, реализующие свои товары по высоким ценам, будут сосуществовать с фирмами, продающими сходную продукцию по низким ценам.

 

§ 3.3 Реклама.

 

      Важнейшее место среди неценовых факторов конкуренции отводиться рекламе. Она  позволяет снизить чувствительность потребителя к цене и повысить барьеры входа на рынок, что повышает рыночную власть фирмы. Но увеличение рекламных издержек ведет к росту общего уровня издержек. Поэтому результативность рекламы (изменение величины прибыли) будет зависеть от характера изменения средних издержек LRACR и изменений спроса (рис.). Так как уровень издержек LRAC(Q) зависит от изменения спроса, то он может снизиться – LRAC(Q2) или возрасти LRAC(Q3), LRAC(Q4).

Информация о работе Монополистическая конкуренция