Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:08, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
В достижение поставленной цели было определено решение следующих задач:
- характеристика сущности монополии, ее характерные черты и виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- рассмотрение способов реализации монопольной власти;
- рассмотрение развития конкурентных отношений на рынках, основных направлений развития рынка газа.
Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Монополия: сущность, характерные черты и виды………………..5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………...…5
1.2. Характерные черты монополии………………………………………….7
1.3. Основные виды монополии…………………….………………………..10
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,
способы реализации…………………………………………………………..12
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….12
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………16
2.3. Способы реализации монопольной власти …………………………....18
Глава 3. Антимонопольная служба.………………………………………….26
3.1. Развитие конкурентных отношений на рынках……..………………….26
3.2. Рынок газа…………………………………………………………………29
3.3. Основные направления развития рынка газа. …………………………..34
3.4. Торговля газом на специализированной торговой площадке………….39
Заключение………………………………………………………………….….42
Список использованной литературы………………………………………....43
Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию в первой трети XX в. А. Пигу, хотя явление, получившее это название, было известно и ранее. А. Пигу также предложил различать три вида, или степени, ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны. Этот вид дискриминации предполагает, таким образом, как персональное (англ. intrapersonal), так и межличностное (англ. interpersonal) различение цен спроса. Поэтому ее часто называют совершенной ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное различие цен спроса.
Наконец, ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным Ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой (не зависящей от объема покупки) цене. В таком случае, очевидно, имеет место лишь межличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное. Такой вид ценовой дискриминации часто называют сегментацией рынка.
Рассмотрим
каждый их этих видов ценовой дискриминации.
[1]
Совершенная ценовая дискриминация
При
совершенной ценовой дискриминации (или
дискриминации первой степени) цена каждой
единицы продукции устанавливается на
уровне цены рыночного спроса именно
этой единицы, в результате чего весь
потребительский излишек присваивается
монополистом. Совершенная ценовая дискриминация
представлена на рисунке 3.
Рис.3. Совершенная
ценовая дискриминация.
Мы знаем, что оптимальный выпуск простой, недискриминирующей монополии определяется пересечением кривых МС и MR. Он, как видно на рис. 3, составит Q2* при цене Р2*. Излишек потребителей составит в таком случае сумму, равную площади P2*AL, излишек продавца — сумму, равную площади СР2 LЕ2. Если бы монополист смог осуществить совершенную ценовую дискриминацию, он стал бы продавать каждую единицу продукции по той цене, по которой кто-либо согласился ее покупать, т. е. по ценам ее спроса, все множество которых представлено ординатами точек линии спроса, D. Следовательно, каждая дополнительно произведенная и проданная единица продукции увеличивала бы общую выручку монополиста ровно на ту сумму, по которой она бы продавалась.
А это значит, что для монополиста, осуществляющего совершенную ценовую дискриминацию, кривая спроса становится и кривой предельной выручки, как в случае совершенной конкуренции. (На рис. 3 слияние кривой MR с кривой 1) показано стрелкой). Однако в отличие от совершенно конкурентного рынка, на котором существует единая цена и, значит, MR = AR, в случае монополии, проводящей совершенную ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны и, значит, MR * AR-
Оптимальный выпуск монополиста, проводящего совершенную ценовую дискриминацию, также определяется пересечением кривых предельной выручки и предельных затрат. Но, поскольку для него кривой предельной выручки становится кривая спроса, именно ее пересечение с кривой МС (точка Е1 на рис. 3) определяет оптимальный выпуск. Таким образом, объем выпуска при совершенной ценовой дискриминации увеличивается до уровня, соответствующего совершенно конкурентному рынку, Q*1. Следствием этого является увеличение общественного выигрыша (англ. social gain) на величину безвозвратных (в случае простой монополии) потерь, равных площади криволинейного треугольника E2LE1.
С другой стороны, практикующий совершенную ценовую дискриминацию монополист, как очевидно из рис. 3, присваивает себе весь потребительский излишек PL*2AL , который в случае простой, недискриминирующей монополии, при выпуске Q*2, достался бы покупателям.
В чистом виде совершенная
ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация второй степени
Ценовая
дискриминация второй степени, или так
называемое нелинейное ценообразование
- политика назначения различных цен в
зависимости от объема покупки, таким
образом, что связь между объемом продаж
и общими доходами монополиста носит нелинейный
характер.
Предположим (Рис.4), что
монополист устанавливает две цены: при
объеме от 0 до Q* цена Р`, при объеме от Q*
до Q** цена Р``. Если бы монополист устанавливал
единую цену, например Р`, то его совокупный
доход равнялся бы произведению соответствующего
объема и цены (TR=Р`Q*), что соответствует
площади прямоугольника 0Р`АQ*. При осуществлении
нелинейного ценообразования доход увеличивается
и становится равен площади выделенной
фигуры 0Р`А Q*С Q**.
Рис.4. Реализация
монопольной власти с помощью нелинейного
ценообразования.
Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.
В реальной
жизни ценовая дискриминация
второй степени чаще всего
принимает форму ценового
Иногда
данный тип дискриминации называют самоотбором.
Не имея реальной возможности определить
цены спроса всех своих клиентов (как при
совершенной ценовой дискриминации), продавец
предлагает всем одинаковую структуру
цен, предоставляя покупателю самому решать,
какой объем и, следовательно, какие рыночные
условия он выбирает. [14]
Ценовая дискриминация третьей степени
Ценовая
дискриминация третьей степени, или дискриминация
на основе сегментации рынка - политика
назначения различных цен на один и тот
же товар для различных групп покупателей
(сегментов рынка).
Примерами подобной ценовой
дискриминации могут служить:
1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд к городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.
2. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале.
3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).
4. Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессора и студенты, члены профос тональных обществ и пр.).
5. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.
6. России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян. [1]
После
того, как фирма разделит своих
потенциальных покупателей на
некоторое количество
Рассмотрим,
как это происходит.
Пусть монополист выделяет два изолированных
сегмента рынка. Его цель, как и прежде,
максимизация совокупной прибыли.Основное
условие максимизации прибыли на первом
сегменте рынка может
быть записано как MC=MR1,
где MR1 - предельный доход от реализации
на первом сегменте.
Соответствующим образом, основное условие
максимизации прибыли на втором сегменте
имеет вид: MC=MR2,
где MR2 - предельный доход от реализации
на втором сегменте рынка.
То есть MC=MR1=MR2.
Мы знаем, что предельный
доход фирмы соотносится с коэффициентом
эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed),
поэтому равенство MR1=MR2 можно представить
как
P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2) или P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).
Из данного равенства видно,
что в основе ценовой дискриминации третьей
степени лежит различие в эластичности
спроса для разных сегментов рынка: чем
выше эластичность спроса,
тем относительно ниже
должна быть цена.
На практике это означает использование
ценовых скидок для категории потребителей
с эластичным спросом и назначение более
высоких цен для потребителей с неэластичным
спросом. [14]
Глава 3. Антимонопольная служба
3.1. Развитие конкурентных отношений на рынках газа
В последнее время на рынках газа происходят достаточно серьезные изменения. За те два года, что обсуждается тема развития рынка газа у органов власти, организаций, которые работают в газовой сфере, сложился определенный консенсус в понимании того, в каком направлении нужно двигаться. Никто уже не ставит вопрос об имущественном выделении из ОАО «Газпром» естественной монополии - систем транспортировки газа, как необходимого предварительного условия для процесса реформирования. Дискуссии, которые в течение очень продолжительного времени велись на эту тему, оказались контрпродуктивными вместо того, чтобы заниматься поэтапным улучшением ситуации. В результате в реформировании газовой сферы имеет место отставание от других сфер, скажем, от электроэнергетики, от нефтяной сферы, от ряда других сфер.
Есть понимание того, какими могут быть этапы формирования газового рынка. Обсуждается концепция так называемого двухсекторного рынка газа. Речь идет о поэтапном сокращении регулируемого сегмента и расширении нерегулируемого, переходе как в регулируемом, так и в нерегулируемом сегментах, на систему прямых контрактов. Такой опыт есть в электроэнергетике. Необходим подготовительный период для выстраивания контрактных отношений сначала в регулируемом сегменте с переходом на нерегулируемый сегмент.
Возникает вопрос: какова зона конкуренции и насколько существуют предпосылки для конкуренции, за счет чего могут быть обеспечены условия конкуренции? То, что она может иметь место, подтверждает тот факт, что за короткий срок произошло увеличение доли независимых организаций газа до 14-15%.
Вопрос в том, насколько в свободном режиме они торгуют. Но факт остается фактом - независимые участники рынка начинают играть весомую роль на рынке. Независимые газовые компании, которые специализируются на разработке газовых месторождений, и нефтяные компании, которые одновременно добывают и нефть, и газ, обеспечивают основные приросты добычи газа. Этот сегмент имеет перспективы для расширения. В энергетической стратегии России его доля оценивается в 30% и более.
Каковы условия для конкуренции, когда мы имеем одного крупного участника рынка, который совмещает потенциально конкурентные и естественно монопольные виды деятельности, и целый ряд независимых участников рынка, которые, естественно, на газовом рынке обладают меньшими возможностями, чем доминирующие субъекты? Какие инструменты могут гарантировать формирование условий конкуренции? О какой конкуренции мы ведем речь?
Ответить на эти вопросы попытались в ФАС России в рамках разрабатываемой программы - Программы мероприятий Федеральной антимонопольной службы по развитию конкуренции в газовой отрасли (далее Программа). Кроме того, цельный программный документ необходим ФАС России для:
- определения
приоритетных направлений
- проведения
единообразной политики и
- подготовки
предложений Федеральной
Информация о работе Монопольная власть и способы ее реализации