Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:08, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
В достижение поставленной цели было определено решение следующих задач:
- характеристика сущности монополии, ее характерные черты и виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- рассмотрение способов реализации монопольной власти;
- рассмотрение развития конкурентных отношений на рынках, основных направлений развития рынка газа.
Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Монополия: сущность, характерные черты и виды………………..5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………...…5
1.2. Характерные черты монополии………………………………………….7
1.3. Основные виды монополии…………………….………………………..10
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,
способы реализации…………………………………………………………..12
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….12
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………16
2.3. Способы реализации монопольной власти …………………………....18
Глава 3. Антимонопольная служба.………………………………………….26
3.1. Развитие конкурентных отношений на рынках……..………………….26
3.2. Рынок газа…………………………………………………………………29
3.3. Основные направления развития рынка газа. …………………………..34
3.4. Торговля газом на специализированной торговой площадке………….39
Заключение………………………………………………………………….….42
Список использованной литературы………………………………………....43
На основании изложенного, совершенно очевидно, что создание условий для формирования цен в газовой отрасли на основе рыночных принципов, является актуальной темой.
В рамках указанного выше проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях развития рынка газа» предлагается принять перечень и план-график подготовки проектов нормативных правовых актов по развитию рынка газа, к которым относятся, в частности, проекты Порядка недискриминационного доступа к газотранспортным системам и порядка использования газа в качестве топлива. Также к числу первоочередных, по мнению ФАС России, относятся также и изменения и дополнения в Правила поставки газа, разработка нового постановления Правительства Российской Федерации о порядке формирования балансов газа.
На первом этапе предлагается принять указанные нормативные правовые акты, а также провести эксперимент по продаже 5-10 млрд.м3 газа по свободным ценам на организованной торговой площадке. На втором этапе, имея надлежащую правовую базу, предлагается начать торговлю природным газом по рыночным ценам, с поэтапным расширением нерегулируемого сегмента рынка. На третьем этапе после 2010-2011 годов - сформировать окончательные условия для функционирования и развития торговли газом на рыночных принципах.
В целях контроля ситуации на рынке газа в Российской Федерации предлагается принять следующие методы государственного регулирования и контроля:
- государственное антимонопольное регулирование и контроль;
- государственный
контроль в сферах, отнесенных
законодательством к сферам
- государственное
регулирование цен (тарифов) в
сферах, отнесенных законодательством
к сферам деятельности
- государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг, перечень которых определяется федеральными законами;
- таможенно - тарифное регулирование;
- контроль соотношения
доли регулируемого и
Правительство Российской Федерации будет осуществлять постоянный мониторинг реализации положений «Основных направлений развития рынка газа в Российской Федерации» с представлением на ежегодной основе уполномоченными федеральными органами исполнительной власти доклада в Правительство Российской Федерации. На основе результатов такого мониторинга будут приниматься решения о дальнейшем осуществлении или корректировке соответствующих мероприятий. [3]
3.4. Торговля газом на специализированной
торговой площадке.
Формирование организованной торговли газом по свободным (коммерческим) ценам на краткосрочные поставки газа является важным методом развития свободного сектора рынка газа.
Торговля газом должна осуществляться на специализированной торговой площадке, которая будет учреждена всеми участниками нерегулируемого рынка газа. При этом такая площадка будет в равной степени зависеть от всех участников рынка, органов исполнительной власти, вырабатывающих условия ее эксплуатации на условиях консенсуса.
На площадке должна осуществляться торговля физическими объемами газа (спотовая торговля) в режиме на сутки (двое суток) вперед. Участниками торговли газом будут ОАО «Газпром» и хозяйствующие субъекты, входящие с ним в одну группу лиц; независимые производители газа; хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбытом газа и не входящие с ОАО «Газпром» в одну группу лиц, которые отвечают установленным законодательством Российской Федерации квалификационным критериям; потребители газа, отвечающие установленным законодательством Российской Федерации квалификационным критериям.
Продавцы газа участвуют в торгах с подтвержденными объемами имеющегося в их распоряжении газа. На начальной стадии функционирования организованной торговли группа лиц ОАО «Газпром» предоставляет для торговли до 5 млрд.м.3 газа, а независимые производители газа также выставляют на торги не менее 5 млрд.м.3 газа. Доля газа, продаваемого на торгах группой лиц ОАО «Газпром», должна зависеть от того, насколько соблюдены условия конкуренции на стороне предложения газа и обеспечено отсутствие возможности доминировать и злоупотреблять доминирующим положением на этом сегменте рынка. (Проект такого постановления в настоящее время внесен Минпромэнерго по согласованию с ФАС и Минэкономразвития в Правительство РФ).
Покупатели газа участвуют в торгах с подтвержденным соответствующим оператором газораспределительной системы согласием осуществить распределение газа в объемах, заявляемых покупателем. Формирование эффективной торговли газом потребует разработки правил работы указанной площадки, стандартов и правил совершения операций на данном сегменте рынка.
Для обеспечения устойчивости организованной торговли газом и конкуренции участников рынка, являющейся основой для формирования экономически обоснованного уровня цен на газ, будет предусмотрен комплекс мероприятий по противодействию необоснованному росту или падению свободных (коммерческих) цен на газ, а также пресечению злоупотреблений доминирующим положением каким-либо участником (участниками) торговли и (или) картельных сговоров. Такие механизмы должны включать в себя постоянный мониторинг уровня цен, выявление подозрительных сделок и согласованных действий участников рынка, а также действенный механизм наложения санкций. Предполагается, то меры государственного контроля в этой части будут дополнены инструментами правил организованной торговли, позволяющими действиями организатора торгов предотвращать подобного рода нарушения.
На организаторов торговли газом целесообразно возложить обязанности регулярно публиковать информацию о складывающихся в результате торговли ценах на газ и объемах торгов.
Регулярное проведение торгов позволит формируемым ценам стать общепризнанными индикаторами конъюнктуры рыночных цен на газ, что позволит более активно использовать данные цены для целей налогообложения в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Формирование в России организованной торговли газом по свободным ценам будет способствовать выявлению экономически обоснованного уровня цен на газ на внутреннем рынке, создаст условия стимулирования энергосбережения, повысит эффективность использования газотранспортной системы.
Развитие организованной торговли позволит выявить реальную ценность газа для потребителей, будет способствовать созданию стимулов к инвестициям в развитие инфраструктуры магистрального и регионального транспорта и хранения газа, в разработку новых месторождений, а также реализации новых экспортных программ.
Расширение
сферы применения рыночных цен, увязывающих
ценообразование с рыночным соотношением
спроса и предложения, позволит снять
проблему возникновения ресурсных ограничений
на внутреннем рынке газа, упорядочить
проведение договорных компаний, способствовать
установлению межтопливной конкуренции,
а также развитию долгосрочных контрактов,
индикатором цены для которых должна служить
цена, складывающаяся в результате торгов.
[3]
Заключение
По окончании исследования монопольной власти и результатам проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Список использованной литературы
Информация о работе Монопольная власть и способы ее реализации