Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:08, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
В достижение поставленной цели было определено решение следующих задач:
- характеристика сущности монополии, ее характерные черты и виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- рассмотрение способов реализации монопольной власти;
- рассмотрение развития конкурентных отношений на рынках, основных направлений развития рынка газа.
Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Монополия: сущность, характерные черты и виды………………..5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………...…5
1.2. Характерные черты монополии………………………………………….7
1.3. Основные виды монополии…………………….………………………..10
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,
способы реализации…………………………………………………………..12
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….12
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………16
2.3. Способы реализации монопольной власти …………………………....18
Глава 3. Антимонопольная служба.………………………………………….26
3.1. Развитие конкурентных отношений на рынках……..………………….26
3.2. Рынок газа…………………………………………………………………29
3.3. Основные направления развития рынка газа. …………………………..34
3.4. Торговля газом на специализированной торговой площадке………….39
Заключение………………………………………………………………….….42
Список использованной литературы………………………………………....43
Базой для разработки Программы являлся опыт применения антимонопольного законодательства, в том числе на рынках газа, опыт проведения структурных реформ и зарубежный опыт.
Содержание и предлагаемые конкретные мероприятия, сформулированные в Программе, соответствуют положениям Энергетической стратегии России на период до 2020 года (далее Энергетическая стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 №1234-р.
В
соответствии с Энергетической стратегией
России до 2020 года основной целью энергетической
политики является эффективно развивающийся
ТЭК, удовлетворяющий потребностям растущей
экономики в энергоресурсах и интегрирующийся
с мировыми энергетическими рынками. Главная
составляющая энергетической политики
- это развитие внутренних топливно-энергетических
рынков. При этом один из главных инструментов
энергетической политики должно выступать
антимонопольное регулирование. [3]
Энергетическая стратегия России на период до 2010 года
(утверждена
распоряжением Правительства
3.2. Рынок газа
ЦЕЛИ:
1. Стабильное, бесперебойное
и экономически эффективное
2. Развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России;
3. Совершенствование
организационной структуры
4. Обеспечение
стабильных поступлений в
5. Обеспечение политических интересов России.
МЕРЫ:
1. Совершенствование недропользования и налогообложения в целях создания условий и стимулов для наращивания добычи и разработки новых газовых месторождений, в том числе малых и средних;
2. Обеспечение
благоприятного режима
3. Получение
максимальной выгоды от
4. Государственная
поддержка взаимовыгодных
5. Совершенствование
форм организации и участия
государства в управлении
6. Формирование
и развитие рынка газа на
основе создания равных условий
для всех производителей и потребителей
газа.
ЭТАПЫ:
1. Поэтапное повышение цен на газ;
2. Переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку;
3. Предоставление потребителям газа адаптационного периода;
4. Защита социально
чувствительных категорий
5. Развитие инфраструктуры внутреннего рынка;
6. Создание условий
для развития независимых
7. Создание условий
для формирования
8. Сохранение единой системы газоснабжения;
РЕЗУЛЬТАТ:
Максимально эффективное, надежное и сбалансированное обеспечение потребностей страны в газе на основе развития предпринимательства, либерализации рынка газа при планомерном снижении государственного регулирования вне естественно-монопольной сферы деятельности.
В соответствии с Энергетической Стратегией России на период до 2020 года основная цель энергетической политики - эффективно развивающийся топливно-энергетический комплекс, удовлетворяющий потребностям растущей экономики в энергоресурсах и интегрирующийся с мировыми энергетическими рынками. Одной из главных составляющих энергетической политики является развитие внутренних топливно-энергетических рынков.
В Программе было выделено более 10 проблем или особенностей на рынках газа, которые, с точки зрения Федеральной антимонопольной службы, требуют решения или улучшения (в краткосрочном и/или долгосрочном аспектах) для развития конкуренции на указанных рынках.
К ним относятся:
1. Инфраструктура рынка газа,
2.Недискриминационность
доступа (к мощностям и
3. Монополизация конкурентного сегмента (сбыт газа) группой лиц ОАО «Газпром»,
4. Ценообразование (регулируемое) на рынках газа,
5. Ситуация в газовом хозяйстве (газораспределительные сети),
6. Согласование ОАО «Газпром» использования газа в виде топлива,
7. Балансы газа по Российской Федерации,
8. Распространение ОАО «Газпром» своей рыночной власти на смежные рынки,
9. Внешние рынки газа,
10. Рынок акций ОАО «Газпром»,
11. Рынок сжиженных углеводородных газов.
По каждой из указанных выше проблем или особенностей в Программе представлены:
1. описание проблемы (особенностей),
2. краткая характеристика нормативно-правовой базы,
3. описание имеющегося опыта применения антимонопольного законодательства в части выделенной проблемной ситуации (в ряде случаев судебная практика по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также содержание предпринимаемых участниками рынка действий по решении указанной проблемы).
4.перечень мероприятий для развития конкуренции на рынках газа. В их составе выделены 3 категории мероприятий:
а) направленные
на совершенствование нормативно-
б) направленные на совершенствование методической базы и непосредственно деятельности антимонопольного органа,
в) подходы и принципы, которыми Федеральная антимонопольная служба предполагает руководствоваться при реализации установленных законодательством полномочий антимонопольного органа на рынках газа.
По некоторым вопросам представлен конкретный перечень нормативно-правовых документов, в которые необходимо вносить изменения и дополнения, а по другим - основные принципы формирования и развития конкурентных отношений на рынках газа.
Содержание Программы и сформулированные предложения были широко обсуждены со всеми участниками газового рынка, включая независимые организации, ОАО «Газпром», НП «Координатор рынка газа» и НП «Союзгаз», заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В рамках исполнения положений Программы при ФАС России был сформирован Экспертный совет по вопросам развития конкуренции на рынках газа в Российской Федерации. В состав Экспертного совета вошли представители производителей, трейдеров, потребителей заинтересованных ведомств, научных кругов.
При экспертном совете ФАС по вопросам формирования рынка газа сформированы три рабочие группы: по формированию рынка газа, по правилам недискриминационного доступа, по совершенствованию антимонопольного законодательства. Пути реформирования рынка газа мы обсуждаем с независимыми участниками рынка, общественными и научными организациями, экспертами, что дает нам основание рассчитывать, что выработанные предложения и документы будет отражать действительно реальные условия формирования конкуренции.
Мы плотно работаем с «Газпромом». По решению наших руководителей создана совместная рабочая группа, от ФАС ее возглавляю я, от Газпрома - г-н Рязанов. Обсуждаем и идеологию реформы, и отдельные документы по основным направлениям развития рынка газа.
В соответствии с поручением Председателя Правительства М.Е.Фрадкова создана межведомственная рабочая группа по развитию рынка газа.
Предметом
данной статьи являются первые два аспекта
данной программы, а именно вопрос формирования
инфраструктуры рынка газа и вопросы недискриминационного
доступа к системе магистральных и распределелительных
трубопроводов. [3]
3.3. Основные направления развития рынка газа.
Комплексное и целенаправленное улучшение ситуации на рынках газа возможно в рамках принятия «Основных направлений развития рынка газа в Российской Федерации».
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях развития рынка газа в Российской Федерации», подготовленный ФАС России, предусматривает этапность развития рынка газа в Российской Федерации, определяет содержание каждого из этих трех этапов, переход к которым предполагается осуществлять по результатам мониторинга реализации предыдущего этапов.
В соответствии с подготовленными предложениями и по итогам обсуждений развитие внутреннего рынка газа должно носить плавный, поступательный характер, при двухсекторной модели, заключающейся в постепенном расширении свободного и сокращении регулируемого секторов.
Рис. 5. Трансформация рынка газа, млрд. м3
(по материалам
ИНЭИ РАН и обсуждениям на
Экспертном совете ФАС)
На нерегулируемом секторе предлагается реализовывать газ, добываемый производителями газа, не входящими в группу лиц ОАО «Газпром», газ ОАО «Газпром» сверх объемов, поставляемых на регулируемый сектор, а также импортный газ. При этом объемы свободно реализуемого ОАО «Газпром» газа будут ежегодно увеличиваться в соответствии с темпами сокращения регулируемого сектора с учетом недопущения при этом возникновения и (или) усиления доминирующего положения группы лиц ОАО «Газпром».
Формирование цен на газ в нерегулируемом сегменте, основу которого составят торговля в рамках прямых двусторонних договоров (кратко-, средне- и долгосрочных), а также (спотовая) торговля газом на организованной торговой площадке и торговля газом на биржевой площадке, будет осуществляться на основе баланса спроса и предложения.
Регулируемые цены целесообразно сохранить для населения и определенного на федеральном уровне состава организаций, финансируемых из государственного бюджета. Для всех остальных категорий потребителей газа на протяжении переходного периода должен поставляться как по регулируемым, так и по договорным ценам. Для них может осуществляться планомерное снижение объемов поставок по регулируемой цене (лимитов) от фактических объемов потребления газа. При этом должна быть обеспечена синхронизация соотношения свободных и регулируемых секторов в электроэнергетике и в газовой сфере. Предполагается, что все новые потребители будут приобретать газ по договорным ценам на нерегулируемом секторе рынка газа.
Сокращение
регулируемого сектора рынка газа будет
происходить таким образом, чтобы обеспечить
необходимый объем инвестиций в развитие
газовой отрасли и вместе с тем не подорвать
конкурентоспособность отечественных
производителей, особенно энергоемких.
Недостающие объемы должны покупаться указанными потребителями на нерегулируемом секторе рынка по свободной цене, определяемой балансом спроса и предложения.
Формирование цен на газ в регулируемом сегменте должно осуществляться исходя из принципа возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, а также установления обоснованной прибыли, с учетом конъюнктуры рынка.
В июле 2005 года на экспертном Совете по вопросам развития конкуренции на рынках газа при ФАС России рассматривался вопрос о сценариях развития рынка газа в Росси, где было показано, что при одновременном повышении оптовых цен на газ (вариант С3), как и при оставлении текущей ситуации без изменений (вариант С1) будет наблюдаться постепенное снижение темпов прироста валового внутреннего продукта, что вступает в противоречие, с том числе с положением Энергетической стратегии.
Формирование
цен на газ исходя из рыночных условий,
с учетом конъюнктуры рынка (вариант С2)
будет способствовать устойчивому темпу
роста валового внутреннего продукта.
Рис.5. Темпы роста
ВВП в зависимости от цен энергоносителей,
%
Информация о работе Монопольная власть и способы ее реализации