Мотивация труда и стили управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы мотивация труда и стили управления. Данная тема весьма широко рассматривается в различных работах и трудах ученых, довольно известна и изучена многими, но несмотря на это тема мотивации к труду не только остается актуальной, но и развивается, преобразуется и открывает новые возможности её исследования. Изучение методов и направлений изменения механизма мотивации труда в рыночной среде представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач экономической науки. Это объясняется тем, что в переходный период прежняя структура производства не может быть быстро перестроена на основе рыночных механизмов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Основы мотивации труда. Теории мотивации
Понятие мотивации и мотивационный процесс………………….…5
Теории содержания мотивации…………………………………...….12
Теории процесса мотивации………………………………………….23
Современные подходы к мотивации труда в России…………...…32
Глава II Мотивация труда как фактор повышения производительности на предприятии
Вариативность использования мотивационных факторов……….36
Мотивация и ожидание…………………………………………….…..41
Ситуация демотивации и поиск путей их преодоления…………...44
Глава III Стили управления
Обзор теорий лидерства………………………………………………..49
Поведенческий подход к лидерству…………………………………..51
Ситуационные подходы к лидерству………………………………...60
Глава IV Взаимосвязь мотивации труда и стилей управления …..…….65
Заключение……………………………………………………………….……..71
Список использованной литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 411.09 Кб (Скачать документ)

Шестая отличительная особенность мотивационных систем России состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие высокого интереса к трудовой деятельности. Седьмая отличительная особенность мотивационных систем состояла в том, что ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. В этом плане опыт, накопленный в России и КНР в части морального поощрения лучших работников, заслуживает не только одобрения, но и широкого распространения на предприятиях других стран.

Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И думается, соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. Его необходимость доказана в 1000 защищенных докторских и кандидатских диссертаций, но изменение политической и экономической ситуации, в России свело на нет его развитие и практическое применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В противовес соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.

Положительным примером в этом плане может служить  КНР, где соревнование в условиях социалистической системы и развития рыночных отношений не утратило своей значимости и позволяет наряду с другими факторами сохранять высокие темпы развития экономики, которые превышают темпы развития наиболее paзвитых в индустриальном плане стран5. Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит, прежде всего, от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуй о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить  противоречия в стимулировании труда наемных работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Мотивация труда как фактор повышения производительности на предприятии.

2.1  Вариативность использования  мотивационных факторов.

Всегда  странно слышать, когда говорят, что в какой-либо компании существует единая, общая для всех система мотивации. Такого не может быть по определению. Максимум, что возможно, да и то с определенной натяжкой, — это единая система материальной мотивации. Безусловно, она должна быть регламентирована корпоративными правилами и строиться по прозрачной схеме: в этой ситуации каждый понимает, на что конкретно он может претендовать, а на что не может. Это помогает не обмануться в своих ожиданиях и избежать разочарований. В связи с вышесказанным хотелось бы остановиться на нескольких моментах и закономерностях построения материальной и нематериальной, но единой для всех системы мотивации.

Наличие бонуса, схема начисления, прозрачность, периодичность выплат. Система бонусов, премий, процентов — большое преимущество системы мотивации при одном существенном условии: данные выплаты зависят от реальных результатов, причем зависимость должна быть четкой, понятной и прозрачной. Это даст нам возможность успешно решить сразу несколько задач, которые мы и рассмотрим. Прежде всего, сотрудник заинтересован в максимальной результативности, при которой существенно вырастет его доход. Подобная ситуация позволит ему практически без ограничений увеличивать свой заработок. Еще один важный момент — то, что такая система позволит мотивировать и тех, для кого материальные стимулы не являются основными, поскольку в этом случае бонус становится синонимом официального признания достижения, профессионализма, результата. Что важно учитывать при формировании системы бонусов или премирования? Во-первых, система должна быть понятной, достаточно прозрачной, ее правила не должны меняться на ходу. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с такой ситуаций: на каком-то этапе сотрудник выходит на очень высокие показатели по результативности и заработкам, и в этот момент руководство снижает получаемый им процент или меняет систему бонусов — в сторону ее ухудшения. В этом случае неизбежно возникает демотивация, что часто приводит к уходу из организации успешных сотрудников. Следующий очень важный момент — периодичность. Если бонусы выплачиваются редко, например раз в год, они чисто психологически перестают восприниматься как реальная часть дохода, становясь чем-то разовым, позитивным, но не стабильным. Если бонус выплачивается часто, но его сумма по сравнению с окладом мала (10-20%), это, как правило, повышает удовлетворенность сотрудника системой компенсаций, но не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на его мотивацию и не стимулирует его к тому, чтобы прилагать дополнительные усилия.

Бонусы  могут быть как регулярными , так и разовыми. В последнем случае очень важно выработать четкие критерии поощрения за особые заслуги6.

Льготы и инструменты

Главное, о чем стоит помнить, — это о том, что любая льгота, предоставляемая сотрудникам, является инструментом дополнительной мотивации и, как следствие, повышения эффективности их работы и снижения текучести кадров. Для того чтобы определить, какие льготы и в каком объеме предлагать, следует учитывать следующие моменты:

  • Обзор и анализ рынка компенсаций: будем ли мы конкурентоспособны по сравнению с теми компаниями, с которыми ставим себя в один ряд.
  • Каковы мотивационные предпочтения большинства сотрудников: будет или нет для них дополнительным стимулом то, что мы предлагаем.
  • С чем мы имеем дело: с льготой или рабочим инструментом. Льгота — это то, что человек использует в личных целях: например, посещает хорошую поликлинику или получает вкусные обеды. А вот корпоративная машина для сотрудника, чья работа связана с разъездами, — это в первую очередь рабочий инструмент. Если мы разрешаем сотрудникам пользовать служебной машиной и заправлять ее за счет компании в выходные дни, то это тоже становится дополнительной льготой. Льготы легко предоставить, но очень трудно отменить. Полная или частичная отмена льгот, как правило, вызывает сильное недовольство и даже негодование. Поэтому, планируя предоставление какой-либо льготы, стоит четко просчитать, насколько хватит ваших намерений и вашего бюджета.
  • Переход от мотивации к демотивации. Когда сотрудник приходит в компанию — особенно если до этого он работал в организации, где льгот и рабочих инструментов было значительно меньше, — вначале он испытывает большую благодарность к компании. Проходит какое-то время, и все начинает восприниматься как само собой разумеющееся. А вскоре появляется критическое отношение к тем или иным частям компенсационного пакета. Чтобы снизить риск возникновения таких настроений, стоит осуществить специальный внутренний PR, который позволит сохранить или даже усилить позитивное восприятие сотрудниками компенсационного пакета.
  • PR льгот и компенсаций. Важно правильно преподносить льготы и показывать сотрудникам их преимущества и выгоды. Стоит также применять и неформальные методы PR в отношении льгот и дополнительных компенсаций. Например, многие компании издают специальное информационное пособие для новых сотрудников, в котором расписывают реальную экономическую эффективность тех или иных льгот и компенсаций, т.е. производят четкий экономический расчет, показывающий выгодность той или иной льготы для сотрудника.
  • Тактика внедрения инноваций. Этот вопрос тесно связан с предыдущим: любую инновацию, будь она позитивной или негативной, необходимо готовить и внедрять постепенно, именно при этом условии PR будет наиболее эффективным.

«Буфетный принцип»

Существует два принципиально  разных подхода к компенсациям и льготам, а также их вариации. Первый подход состоит в том, что сотрудникам предлагается четко определенный набор льгот и компенсаций — вне зависимости от их потребностей и пожеланий. Второй подход, который часто называют «буфетным принципом», оставляет сотруднику возможность выбора. Схема обычно следующая: сотруднику предлагается некоторый набор льгот, из которого он, исходя из какой-то определенной суммы, выбирает то, что оптимально для него. Естественно, сам набор определяет компания, исходя из разработанных ею принципов предоставления дополнительных льгот (например, льготы, направленные на укрепление здорового образа жизни или повышение уровня образования). У такого подхода есть масса преимуществ:

  • сотрудник может принимать решение самостоятельно, а людям это всегда нравится;
  • есть возможность получить именно тот набор льгот, который актуален для конкретного человека (условно говоря, один предпочитает занятия спортом, другой — дополнительное образование);
  • появляется возможность включить в медицинскую страховку членов семьи.

Однако эта система  имеет один очень существенный недостаток — сложность учета и отчетности, в том числе налоговой и документарной. Некоторые компании внедряют отдельные элементы «буфетного принципа» (выбор медицинской страховки, способов питания).

Важно понимать, что и  тот, и другой подход имеют определенные преимущества и недостатки: «буфетный принцип» более эффективен в отношении мотивирующего воздействия, но более сложен в осуществлении, классический же пакет довольно прост, но может вызывать значительно больше нареканий.

 

Обучение

В наше время все больше людей понимают, как важно постоянно  получать новые знания и повышать уровень своей квалификации — причем не только для того, чтобы успешно выполнять текущую работу, но и для того, чтобы увеличивать собственную ценность на рынке труда в расчете на будущее. Кроме того, растет число людей, которые действительно любят свою работу, заинтересованы в ее результатах и собственной продуктивности. Именно поэтому обучение, краткосрочное и долгосрочное, организованное и/или оплаченное компанией, становится все более значимым фактором мотивации.

 Тренинги и тем более оплата  второго высшего образования или получения степени МВА должны быть заслуженным поощрением или способом подтверждения профессионализма. Необходимо выработать четкие критерии оценки результативности сотрудника, а также определенных качественных показателей его работы и перспективности для организации, в соответствии с которыми и предоставлять льготы на получение образования.

Кредиты

Это один из наиболее существенных мотивационных  факторов. Если компания по каким-либо причинам не может выдавать кредиты, но хочет оказать поддержку сотруднику, например при покупке квартиры, тем самым дополнительно его мотивируя, она может выступить в роли поручителя. Некоторые организации даже компенсируют сотруднику проценты по кредиту специальными выплатами. Особенно актуальным становится этот элемент системы мотивации, когда компания инициирует перевод сотрудника из одного города в другой. Кроме того, в этом случае можно подписать документ, в котором сотрудник подтверждает свое обязательство отработать в компании определенный период времени. Безусловно, это обязательство лишено юридической силы, зато может быть важным фактором для самого сотрудника — при условии его порядочности.

    1. Мотивация и ожидание

Когда мы говорим мотивации  или демотивации, очень важно принимать во внимание временную шкалу. Практически любая потребность или нереализованное желание имеют свой пик и свой период спада. Если своими действиями мы попадаем на пик, то в такой ситуации добиваемся максимального эффекта и наиболее сильного мотивационного воздействия.

Эффект ожиданий

Важно понимать, что любой  человек так или иначе строит свои ожидания, связанные с положительным или отрицательным подкреплением (т.е. мотивацией). Вот простой пример: в детстве большинство из нас пытались угадать, что подарят нам родители на ближайший праздник. С замиранием сердца некоторые из нас ждали родительского собрания в школе, на котором мама узнает то, что мы от нее всеми силами скрывали. Так вот, очень важно, чтобы ожидания максимально соответствовали тому, что произойдет в действительности. В бизнесе существенное расхождение между ожиданиями и реальностью приводит к тому, что сотрудник оказывается немотивированным.

В этой связи важно помнить о  настрое сотрудника, общем настрое  в компании, а также том настрое, который создает руководитель или какой-то другой человек, входящий в состав референтной группы.

«Что такое хорошо и  плохо в организации»

Очень важно определить четкие «правила игры», достаточно постоянные во времени, которые не будут меняться слишком часто. Люди, работающие в компании, особенно новички, должны иметь возможность прогнозировать собственную успешность, понимать, за что их будут хвалить, а за что — критиковать. «Правила игры» должны обязательно включать в себя модель успеха в организации, своеобразный свод правил — «что такое хорошо и что такое плохо». Дело в том, что в действительности не бывает однозначно хороших или плохих действий. Если углубиться в философские вопросы, можно быстро убедиться в относительности принципов и ценностей. В разных компаниях по-разному относятся к тем или иным ценностям и моделям поведения. Где-то взятка за принятие решения в пользу поставщика или провайдера услуг, считается абсолютно нормальным явлением, не встречающим порицания. В других же компаниях такие действия, наоборот, считаются неприемлемыми. Очень любопытно и отношение разных компаний к инициативности. Здесь также встречаются два диаметрально противоположных подхода. Где-то кляузы и доносы поощряются и являются обязательным условием успешной карьеры, где-то — считаются недопустимыми. Таких примеров можно привести множество. Таким образом, мы видим, насколько может расходиться отношение к тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому важно, чтобы человек как можно раньше мог спрогнозировать положительное или отрицательное подкрепление своих поступков и действий, а также развитие своей карьеры. Есть несколько практических инструментов, которые позволяют ознакомить нового сотрудника с ценностями, нормами и правилами компании:

Информация о работе Мотивация труда и стили управления