МВФ и его место в мировой валютной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Особое место среди международных валютно-кредитных институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ).
МВФ наряду с МБРР были учреждены на международной валютно-финансовой конференции (1-22 июня 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Их создание было направленно на восстановление экономики стран, пострадавших в ходе Второй мировой войны, обеспечение относительной валютной стабильности в мире и расширение рынков.

Содержание

Введение
Международный Валютный фонд
Как организована деятельность МВФ
Роль МВФ в либерализации отношений между странами
Совершенствование механизмов МВФ. Взаимодействие с национальными экономиками по укреплению стабильности мировой валютной системы
Обзор инструментов МВФ и новых функций
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЭ.docx

— 132.34 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине

"Мировая экономика"

 

ТЕМА:

"МВФ  и его место в мировой валютной  системе"

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр.сз-481

Нечаевой  А.И.

Преподаватель:

Пищулина  Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

 2012 г.

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Международный Валютный фонд
  3. Как организована деятельность МВФ
  4. Роль МВФ в либерализации отношений между странами
  5. Совершенствование механизмов МВФ. Взаимодействие с национальными экономиками по укреплению стабильности мировой валютной системы
  6. Обзор инструментов МВФ и новых функций
  7. Заключение

Список  используемой литературы

Приложение 1. Основные показатели МВФ

Приложение 2. Схема организационной структуры  МВФ

 

1. Введение

 

Особое  место среди международных валютно-кредитных  институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ).

МВФ наряду с МБРР были учреждены на международной  валютно-финансовой конференции (1-22 июня 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Их создание было направленно на восстановление экономики стран, пострадавших в ходе Второй мировой войны, обеспечение относительной валютной стабильности в мире и расширение рынков.

Именно  Фонд является организацией, которая  определяет международные принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы.

Крушение  жесткой Бреттон-Вудской и создание более гибкой Ямайской мировой валютной системы явилось отражением серьезного изменения в расстановке сил  между промышленно-развитыми странами. США утратили господствующие позиции  в мировой экономике и образовались три «центра силы»: США, ЕЭС и  Япония. Следствием этого усилились  функции МВФ в качестве координатора политики стран-членов Фонда. Одновременно произошла модификация страновой  географии деятельности МВФ. Основными  объектами его кредитной деятельности стали развивающиеся страны.

В этом контексте  анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации  к потребностям мировой экономики  и его способности оказывать  своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и  государств в валютно-финансовой сфере.

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает  высокий уровень наличия средств  у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его  ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.

Безусловный научный интерес вызывает также  рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных  золотовалютных резервов Россия нуждается  в выработке нового подхода к  взаимоотношениям с МВФ.

Принципиально важным для данной работы является определение роли и места МВФ  в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.

 

2. Международный Валютный Фонд

 

МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере, в которой почти все  страны мира работают сообща на благо  всех. Главная цель МВФ состоит  в сохранении стабильности международной  валютной системы - системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и  услуги. Это необходимо для обеспечения  устойчивого экономического роста  и повышения уровня жизни.

Все государства-члены  МВФ, число которых увеличилось до 185 стран в январе 2007 года с присоединением Черногории, представлены в его Исполнительном совете, который служит форумом для обсуждения национальных, региональных и глобальных последствий их экономической политики.

Основные  направления деятельности МВФ включают:

• консультирование государств-членов относительно внедрения  мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать  финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический  рост и снизить уровень бедности;

• временное  предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда  имеется недостаток иностранной  валюты вследствие того, что их платежи  другим странам превышают их собственные  валютные доходы;

• оказание странам по их просьбе технической  помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые  для проведения обоснованной экономической  политики.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ  Колумбия. Фонд также имеет представительства  в более чем 80 странах по всему  миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год МВФ продолжается с 1 мая по 30 апреля.

Расчетной единицей МВФ является Специальное  право заимствования (СДР). На 30 апреля 2007 года обменный курс СДР к доллару  США составлял 1 доллар США за 0,65609 СДР, а курс доллара США к СДР  составлял 1 СДР = 1,52418 долл. США. Пересчет финансовых данных МВФ в доллары  США является приблизительным и  приводится для удобства. Годом ранее (30 апреля 2006 года) обменные курсы составляли 1 долл. США = 0,67978 СДР и 1 СДР =1,47106 долл. США.

 

3. Как организована деятельность  МВФ

 

Высшим директивным органом  МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-членами  МВФ.

Согласно Статьям соглашения Фонда, Исполнительный совет отвечает за ведение  дел Фонда и в этих целях  использует все полномочия, переданные ему Советом управляющих.

Исполнительный совет состоит  из 24 исполнительных директоров и их заместителей, назначаемых или избираемых государствами-членами, и отвечает за текущий надзор, за работой МВФ  в штаб-квартире Фонда, находящейся  в Вашингтоне, округ Колумбия. Председателем  Исполнительного совета является Директор-распорядитель  МВФ.

В Совет управляющих входит по одному управляющему и одному заместителю  управляющего от каждого из 185 государств-членов МВФ. Управляющим обычно является министр  финансов государства-члена или  глава его центрального банка. Все  управляющие собираются один раз  в год на Ежегодные совещания  МВФ и Всемирного банка.

Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) является консультативным  органом, состоящим из 24 управляющих  МВФ (или их заместителей), которые  представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора.

МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед  ним по таким вопросам, как выполняемые  Советом функции надзора за управлением  международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и  связанного с ним анализа изменений  глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые  могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле и в сентябре или октябре - во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Комитет по развитию (официально именуемый  Объединенным министерским комитетом  Советов управляющих МБРР и МВФ  по передаче реальных ресурсов развивающимся  странам) является совместным органом  Всемирного банка и МВФ, состоящим  из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или  МВФ; он консультирует Советы управляющих  МВФ и Всемирного банка по важнейшим  вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для  содействия экономическому развитию в  развивающихся странах. Комитет  по развитию, как и МВФК, обычно проводит заседания два раза в год.

Согласно Статьям соглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя  Фонда. Любой исполнительный директор может предложить кандидатуру на этот пост, независимо от гражданства  кандидата. Директор-распорядитель  назначается на пятилетний срок с  возможностью повторного назначения на новый срок. В свою очередь, по согласованию с Исполнительным советом, он назначает  первого заместителя Директора-распорядителя  и двух заместителей Директора-распорядителя  для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию  председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем  штата сотрудников МВФ и ведет текущую работу МВФ под руководством Исполнительного совета. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала в конкретных областях.

Сотрудники МВФ назначаются  Директором-распорядителем и несут  ответственность только перед МВФ. По состоянию на 30 апреля 2007 года персонал МВФ насчитывал 2005 специалистов и  управленцев и 673 сотрудника других уровней. Восемьдесят два члена  профессионального и управленческого  персонала работали в должности  постоянного представителя в  странах Африки, Азии и Тихоокеанского региона, Европы, Ближнего Востока и  Латинской Америки и Карибского бассейна, отвечая в общей сложности  за работу в 92 государствах-членах. Благодаря  своему профессиональному опыту  и знаниям и знакомству с местными условиями постоянные представители  участвуют в составлении рекомендаций МВФ по экономической политике, ведут  мониторинг экономических показателей  стран и координируют техническую  помощь. Представители в странах  с низким доходом участвуют в  обсуждениях стратегии сокращения бедности. Кроме того, постоянные представители  предупреждают МВФ и принимающую  страну о потенциальных отступлениях от намеченной политики, оказывают  поддержку в осуществлении программ на местах и играют активную роль в  связях МВФ с общественностью, ведут  работу с различными ветвями власти, организациями гражданского общества, донорами и другими заинтересованными  сторонами.

Система управления людскими ресурсами  в Фонде отражает эволюцию оптимальной  практики, отвечающей миссии организации  и цели поддержания качества и  разнообразия ее персонала. Статьи соглашения гласят, что от сотрудников Фонда ожидается «высочайший уровень» эффективности и технической квалификации и что при назначении сотрудников Директор-распорядитель «уделяет должное внимание необходимости найма сотрудников на максимально возможной широкой географической основе». Кроме того, все сотрудники соблюдают высочайшие этические нормы поведения, отвечающие принципам честности, беспристрастности и конфиденциальности, согласно Кодексу поведения МВФ и его Правилам и положениям.

Признавая, что государства-члены  должны иметь возможность опираться  на услуги лиц, которые благодаря  своему профессиональному опыту  и подготовке понимают широкий круг задач разработки и проведения политики, стоящих перед руководством стран, и могут дать рекомендации по экономической  политике, соответствующие условиям каждого из 185 государств-членов, Исполнительный совет давно подчеркивает необходимость  разнообразия и выражает обеспокоенность  по поводу недостатков в этой области, неоднократно призывая к принятию мер  по совершенствованию разнообразия персонала. В связи с этим Фонд прилагает все усилия для того, чтобы разнообразие персонала отражало состав государств-членов организации, проводя активный поиск кандидатов со всего мира. Недавно он создал Совет по вопросам разнообразия с  целью осуществления своей программы  повышения разнообразия, продолжая  работу, начатую с учреждения в 1995 году должности Советника по вопросам разнообразия. Ведется мониторинг результатов  этой работы, и о возникающих проблемах  открыто сообщается в различных  форматах на веб-сайте МВФ, в том  числе в Годовом отчете по вопросам разнообразия. Из 185 государств-членов МВФ, 142 были представлены в составе  персонала на конец 2006 года.

Организационная структура МВФ  приведена ниже (Приложение 2).

 

4. Роль МВФ в либерализации  валютных отношений между странами

 

Фонд  является межправительственной финансово-кредитной  организацией, имеющей статус специализированного  учреждения ООН, и служит институциональной  основой мировой валютной системы.

Место и  роль Фонда в « Справочнике  по МВФ» определяется следующим образом.

«МВФ  является центральным учреждением  международной валютно-финансовой системы – системы международных  платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести  между собой экономические операции. МВФ предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, - не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем».

Информация о работе МВФ и его место в мировой валютной системе