1) отсутствие
немедленной потребности в использовании
ресурсов МВФ в момент утверждения;
2) положительная
оценка политики страны МВФ и соблюдение
международных стандартов;
3)конструктивное
взаимоотношение с частными кредиторами
в случае финансового кризиса.
- Инструменты, предназначенные для преодоления внутренних трудностей с платежным балансом (SBA) и проведения структурных реформ (EFF), конечной целью применения которых является достижение устойчивого доступа стран к международному рынку капиталов. В МВФ понимают необходимость более строгого регулирования продолжительности доступа к SBA и EFF. Сейчас границы между Соглашениями SBA и Соглашениями EFF размыты. Первые, нося краткосрочный характер (до 18 месяцев), в основном используются для стабилизации платежного баланса в условиях, когда для этого не требуются структурные реформы. Вторые – применяются для поддержки более долгосрочных программ, включающих существенную структурную составляющую. Однако в целях удлинения сроков поддержки на практике EFF зачастую использовались для финансирования краткосрочных программ, не имевших структурного компонента, а программы, поддерживаемые SBA, рассчитывались на более длительные сроки и включали структурные компоненты.
- Инструменты, предназначенные для целенаправленной поддержки со стороны МВФ макроэкономической стабильности в беднейших странах в сочетании с программой борьбы с бедностью, реализуемыми Всемирным банком. В настоящее время к ним относится Механизм сокращения бедности и увеличения экономического роста (Poverty Reduction and Growth Facility, или PRGF(ПРГФ)). Программы, поддерживаемые в рамках ПРГФ, составляются на основании Стратегии сокращения бедности (ПРСП), которая разрабатывается при участии правительства, неправительственных организаций, доноров и международных учреждений, а затем утверждается Исполнительным Советом МВФ и Всемирного банка. В программах имеются положения, ориентированные на поддержку бедных слоев населения и предусматривающие перераспределение государственных расходов на развитие социальных секторов и инфраструктуры, а также подчеркивающие важность совершенствования государственного управления как одной из основополагающих предпосылок макроэкономической стабильности, устойчивого роста и сокращения бедности. Кредиты предоставляются странам-членам в рамках трехлетних договоренностей с возможностью продления на один год об использовании ПРГФ под 0,5% годовых. В рамках «трехлетней договоренности» страна может заимствовать средства в пределах 140% (максимум до 185%) своей квоты в МВФ. Погашение кредитов осуществляется равными платежами один раз в полгода в течение 5-10 лет.
В 2007 финансовом году Исполнительный
совет провел обзор рекомендаций
МВФ относительно
- использования помощи в странах Африки к югу от Сахары, основываясь на оценке НОО;
- рассмотрел результаты и ценность ретроспективных оценок;
- сопоставил показатели стран, заключивших превентивные договоренности, с показателями стран, договоренности которых предусматривали использование финансовой помощи.
Совет также сделал запрос на подготовку
дополнительных документов по вопросам
политики, с тем, чтобы более четко определить
роль МВФ в странах с низкими доходами.
Ретроспективные оценки (ЭПА) предоставляют
МВФ возможность отойти от текущего
долгосрочного участия в программе
конкретного государства-члена, с
тем, чтобы по-новому взглянуть на свой
общий стратегический подход и сделать
выводы для будущих программ. В мае 2006
года Исполнительный совет обсудил подготовленный
персоналом МВФ документ «Обзор ретроспективных
оценок и вопросов, касающихся политики
в отношении долгосрочного участия в программах».
Совет заключил, что, в общем и целом ЭПА
послужили поставленным целям и продолжают
быть важным институциональным механизмом
для извлечения уроков и укрепления традиций
накопления опыта в МВФ. Однако их ценность
может быть повышена за счет большей выборочности
и пристального внимания к небольшому
числу важнейших вопросов. Исполнительные
директора высказали предположение о
том, что систематические обсуждения в
ЭПА причин успехов или неудач в реализации
программ и потенциальных стратегий выхода
позволили бы извлечь дополнительные
полезные уроки; и в целом согласились
с тем, что в той мере, в которой позволяет
бюджетная ситуация МВФ, персонал должен
расширять усилия по налаживанию связей
и консультаций с донорами, внешними экспертами
и властями стран, сохраняя при этом конфиденциальность
информации.
Превентивные
договоренности.
Также в мае 2006 года Совет обсудил
исследование, проведенное персоналом
МВФ, в котором сопоставлялись превентивные
программы и программы кредитования,
в рамках которых заемщики имеют
намерение использовать финансовые
средства. Это исследование было проведено
по запросу Совета, с тем чтобы
установить, существовали ли систематические
различия с точки зрения предусматриваемых
программами мер политики, предъявляемых
условий или макроэкономических результатов,
и если такие различия существовали, объяснялись
ли они характером программы или обстоятельствами,
которые заставили соответствующее государство-член
обратиться за поддержкой МВФ.
Исполнительные директора сошлись
во мнении о том, что программы, предусматривающие
заимствование финансовых ресурсов,
с большей вероятностью запрашивались
государствами-членами, имевшими более
слабые макроэкономические показатели,
тогда как превентивные программы,
как правило, запрашивались государствами-членами,
которые имели более устойчивые
макроэкономические детерминанты, но
сталкивались с факторами неопределенности.
8. Заключение
Наше время — это период преобразований
в мировой экономике и в
Международном Валютном Фонде. Круг
источников глобального роста расширился:
Европа, США и Япония имели прочные
экономические показатели за прошедший
год, но существенный вклад в глобальный
рост внесли также страны с формирующимся
рынком, имеющие средний уровень
дохода, включая Китай и Индию.
Продолжается процесс инноваций
на финансовых рынках, который открывает
широкие возможности, но в то же время
создает определенные новые риски.
В Фонде продолжается работа над
реформами, предусмотренными Среднесрочной
стратегией и в 2007 финансовом году мы
могли наблюдать ее первые плоды.
Некоторые из наиболее важных преобразований
в МВФ касаются функции экономического
наблюдения, или надзора, составляющего
основную сферу деятельности Фонда. Внедрение
механизма многосторонних консультаций
предоставляет Фонду, а также международному
сообществу, важный новый инструмент для
выработки согласованных подходов к общим
проблемам.
Международный
Валютный Фонд является важным регулятором
современной мировой валютной системы.
Его работа тесно взаимосвязана
с другими международными финансовыми
организациями. Их совместная деятельность
необходима для нормального функционирования
экономики как развитых, так и
развивающихся стран. Роль МВФ в
качестве поддержки экономики во
время порой непредсказуемых
финансовых кризисов и преодолении
бедности неоценима.
Список используемой литературы
- Роль МВФ и Всемирного банка в мировой экономике: монография / Галеев Виктор Равильевич; Дипломатическая акад. МИД России/ Москва 2006 г.
- Иницмативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности. И. Рулёва/ Мировая экономика и международные отношения / 07-2007.
В качестве дополнительного источника
использовался официальный сайт
МВФ
1. Обзор МВФ
онлайн 8 мая 2008 г.
2. Годовой
отчет 2007 МВФ.
3. Приложение
к обзору МВФ/ том 35, сентябрь
2006 г.
Приложение 1