Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:25, реферат
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Национализация в истории:рсов.
Национализация ресурсов
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Национализация в истории:
Венесуэла - Национализация народного достояния
Вся современная история Венесуэлы связана с историей эксплуатации её нефтяных ресурсов.
Нефть в Венесуэле была открыта в 1922 году. До национализации 1976 нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, среди владельцев которых сначала преобладали компании Великобритании, а с конца 1920-х — корпорации США. Согласно условиям концессий, их владельцам принадлежало добытое сырьё, и они же устанавливали на него цены. Государство же получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра (роялти), пропорциональную объёму производства, и налог на прибыль.
За период с 1917 по 1975 общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в Венесуэле превысил $200 млрд, тогда как государство получило лишь около $45 млрд.
История экономического развития. Валовой внутренний продукт (ВВП) Венесуэлы — совокупность произведенных в стране товаров и услуг — составил в 2002 приблизительно 131,7 млрд долл., а средний доход на душу населения был самым высоким в Латинской Америке. Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной — высоким уровнем нефтедобычи.
С начала 1920-х до конца 1960-х годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. Нефть обеспечивала более 90 % доходов Венесуэлы от экспорта и 60 % государственных доходов, составляя почти 25 % ВВП; именно нефтью объясняется большой объём иностранных инвестиций. Налоги и различные отчисления, выплачиваемые предприятиями нефтяной промышленности, позволили развернуть обширную программу общественных работ и предоставить кредиты многим частным предпринимателям. Валютные поступления от экспорта нефти позволяют закупать за рубежом не только потребительские товары, но и товары производственного назначения в достаточном объёме, что способствует быстрому росту производства.
После падения диктатуры Хименеса в 1958 правительство взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. Увеличились затраты на образование, поощрялись капиталовложения в обрабатывающую промышленность, часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 темп экономического роста составлял 6,1 % в год. С 1961 по 1971 количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.
В 1959 правительство Венесуэлы повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 % до 45 %, а к началу 1970-х — до 50 % и выше. Стал меняться и порядок определения цен на нефть, после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала Венесуэла.
В 1976 при президенте Карлосе
Пересе нефтяная промышленность Венесуэлы
была национализирована, однако Венесуэла
не смогла эффективно использовать создавшиеся
возможности и возросшие
Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг.
В конце 1980-х резкое снижение
нефтяных цен на мировом рынке
привело к экономическому кризису[1].
В 1989 президент Карлос Перес, вновь
избранный на этот пост, начал осуществление
программы экономической
Недостаток собственных ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Рафаэля Кальдера вновь открыть эту отрасль для иностранных консорциумов, которые занялись разведкой и разработкой месторождений легкой и средней нефти на условиях раздела продукции.
В 1973—1974 цены на нефть на мировом рынке, а следовательно, и доходы Венесуэлы от экспорта нефти выросли на 400 %. Это дало правительству средства для осуществления далеко идущих планов, включавших развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжелой промышленности, особенно металлургической; строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной части Венесуэлы — в Сьюдад-Гуаяне и других городах. Темп экономического роста в 1970—1977 составлял 5,7 % в год. После 1977 в экономике наблюдался застой. В 1986 объём ВВП Венесуэлы был даже ниже, чем в 1977. Снижение ВВП по сравнению с предшествующим годом зафиксировано в 1989 и ещё раз — в 1994. За период с 1965 по 1979 ВВП вырос на 93 %, однако с 1979 по 1995 прирост составил лишь 25 %. Пытаясь добиться стабилизации в экономике, сменявшие друг друга правительства принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике. В 1989 администрация Переса приняла программу жесткой экономии и сокращения расходов, что привело к волнениям и вспышкам насилия. В 1994 и 1995 правительство Кальдеры следовало провозглашенной им во время избирательной кампании более либеральной программе (отчасти имевшей популистский характер), однако в 1996 приняло неолиберальную программу, предусматривавшую новые соглашения о займах с Международным валютным фондом и проведение структурной перестройки экономики.
С приходом к власти Уго Чавеса (1999) был принят закон, предполагающий усиление роли государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля государства в нефтеразведке и нефтедобыче была установлена на уровне не ниже 51 %. Значительно увеличена и плата за недра — роялти. Недовольный реформами персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в начале 2003 около 18 000 работников компании (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью поставить деятельность компании под свой контроль.
Внутренние цены на бензин в Венесуэле с 1998 г. сохранялись на уровне 0,03 доллара США за литр и были самыми низкими в мире. В конце января 2007 президент Венесуэлы Уго Чавес объявил об увеличении внутренних цен на бензин до 0,05 долларов США за литр.
Половина нефти, добываемой в Венесуэле, экспортируется в США. Венесуэльская нефть на конец 2006 года составляла 13 % нефтяного импорта США.
В начале января 2007 Уго Чавес
объявил о предстоящей
Президент Венесуэлы Уго Чавес, переизбранный на новый шестилетний срок, продолжает в Венесуэле национализацию. Президент подготовил законы, которые должны вернуть под контроль государства нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие американским компаниям. Также должны быть национализированы предприятия сферы телекоммуникаций, электроэнергетики и водоснабжения. Следует установить общественную собственность на стратегические средства производства страны, подчеркнул Чавес.
"Мать всех революционных
законов" – именно так назвал
президент Венесуэлы Уго Чавес
готовящийся пакет законов,
Как сообщает AFP, президент
Чавес пообещал, что новые экономические
реформы будут еще более
Президент не раскрыл деталей, как именно будет проводиться национализация, однако сообщил о начале "глубокой реформы" конституции, которая должна превратить Боливарскую Республику Венесуэлу, объявленную в 1999 году, в Социалистическую Республику Венесуэлу.
На строительство социализма Чавес предложил израсходовать часть золотовалютных резервов Центрального банка. 7 млрд долларов из 37 млрд будут перечислены в фонд национального развития. Кроме того, Чавес заявил, что Центробанк "не должен быть независимым", так как это "неолиберальная концепция".
Между тем, сообщение о
новых экономических
Второй президентский
срок Чавеса, одержавшего победу на
выборах 3 декабря 2006 года, официально
начнется с 10 января 2007 года и продлится
до 2013 года. Чавес также контролирует
законодательное собрание Венесуэлы,
так как оппозиция
Во вторник 9 января стало известно, что Венесуэла проводит консультации с членами Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК) для проведения внеочередной встречи с целью не допустить падения мировых цен на нефть.
Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что не признает решение международных арбитражей о выплате компенсации американской нефтяной компании Exxon Mobil Corporation (Public, NYSE:XOM).
Не так давно Арбитражный суд международной торговой палаты в Париже постановил, что венесуэльская государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela (PDVSA) обязана выплатить Exxon компенсацию в размере 908 млн долл. В своей речи брат Уго заявил, что международные компании изъяли из недр Венесуэлы богатства на многие миллиарды долларов, и «акулы империализма» не могут рассчитывать даже на поздравление с профессиональным праздником.
Кроме того, президент Венесуэлы
отдал правительству
Сама Exxon Mobil оценивает свой ущерб от национализации активов в Венесуэле в 7 млрд долл., и именно такую сумму требует от властей страны. Как отмечают в компании, ICSID рассмотрит этот иск в феврале 2012г.
В то же время PDVSA согласна выплатить лишь 255 млн долл. PDVSA учитывает свои средства в 300 млн долл., замороженные на счетах в США в связи с национализацией бизнеса Exxon Mobil в Венесуэле. Также будут учтены требования PDVSA к Exxon Mobil на сумму 160 млн долл. и долг в размере 191 млн долл. перед венесуэльской компанией, связанный с разработкой одного из месторождений.
Другая нефтяная компания — ConocoPhillips (Public, NYSE:COP) оценивает свой ущерб от потери активов в Венесуэле в 20 млрд долл. и также направила соответствующие иски в международные суды.
Причины нациолизаций венесуэльских властей
Во-первых, национализируя потребительскую
сферу, правительство предполагает,
что контроль над ценами и наличие
в руках государства
Одновременно это означает,
что Чавес больше не хочет вести
с частным бизнесом любопытную игру
(которая ведется уже довольно
давно). За последние годы массированные
государственные вложения и меры
по перераспределению сверхдоходов
от экспорта сырья привели к гигантскому
росту благосостояния «среднего
класса» Венесуэлы. Следствием этого
стал потребительский бум. Рост потребления
внутри страны привел, в свою очередь,
к большой заинтересованности иностранных
компаний, ухватившихся за новый рынок
сбыта. Правительство Чавеса увидело
в этой ситуации шанс навязать компаниям
ряд ограничений, направленных на улучшение
социального положения