Национализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:25, реферат

Описание

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Национализация в истории:рсов.

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.docx

— 39.23 Кб (Скачать документ)

Национализация  ресурсов

Национализация — передача в собственность государства  земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или  акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную  экспроприацию, полный или частичный  выкуп.

Национализация в истории:

    • Национализация крупной промышленности и банков в Советской России в 1917—1920
    • Национализация нефтедобычи в Мексике в 1938 правительством Ласаро Карденаса
    • Национализация ряда отраслей промышленности в Великобритании в 1940-х годах
    • Национализация Суэцкого канала правительством Египта в 1956 (см. Суэцкий кризис)
    • Национализация горнорудной промышленности в Чили в 70-х годах (при президенте Сальвадоре Альенде)
    • Национализация нефтедобычи в Венесуэле в 1976 г.
    • 24 марта 2011 года термин «национализация» ввел в законодательство Казахстан

Венесуэла - Национализация народного достояния

Вся современная история  Венесуэлы связана с историей эксплуатации её нефтяных ресурсов.

Нефть в Венесуэле была открыта в 1922 году. До национализации 1976 нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, среди владельцев которых сначала преобладали компании Великобритании, а с конца 1920-х — корпорации США. Согласно условиям концессий, их владельцам принадлежало добытое сырьё, и они же устанавливали на него цены. Государство же получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра (роялти), пропорциональную объёму производства, и налог на прибыль.

За период с 1917 по 1975 общий  размер доходов иностранных нефтяных корпораций в Венесуэле превысил $200 млрд, тогда как государство  получило лишь около $45 млрд.

История экономического развития. Валовой внутренний продукт (ВВП) Венесуэлы  — совокупность произведенных в  стране товаров и услуг — составил в 2002 приблизительно 131,7 млрд долл., а  средний доход на душу населения  был самым высоким в Латинской  Америке. Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной — высоким уровнем нефтедобычи.

С начала 1920-х до конца 1960-х  годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. Нефть обеспечивала более 90 % доходов Венесуэлы от экспорта и 60 % государственных доходов, составляя почти 25 % ВВП; именно нефтью объясняется большой объём иностранных инвестиций. Налоги и различные отчисления, выплачиваемые предприятиями нефтяной промышленности, позволили развернуть обширную программу общественных работ и предоставить кредиты многим частным предпринимателям. Валютные поступления от экспорта нефти позволяют закупать за рубежом не только потребительские товары, но и товары производственного назначения в достаточном объёме, что способствует быстрому росту производства.

После падения диктатуры  Хименеса в 1958 правительство взяло  курс на более сбалансированное экономическое  развитие. Увеличились затраты на образование, поощрялись капиталовложения в обрабатывающую промышленность, часть  средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 темп экономического роста  составлял 6,1 % в год. С 1961 по 1971 количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.

В 1959 правительство Венесуэлы  повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 % до 45 %, а к началу 1970-х  — до 50 % и выше. Стал меняться и  порядок определения цен на нефть, после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала Венесуэла.

В 1976 при президенте Карлосе  Пересе нефтяная промышленность Венесуэлы  была национализирована, однако Венесуэла  не смогла эффективно использовать создавшиеся  возможности и возросшие поступления  от экспорта нефти для увеличения собственного нефтедобывающего потенциала, развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости экономики  Венесуэлы от нефти.

Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие  и амбициозные проекты, жалование  высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг.

В конце 1980-х резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке  привело к экономическому кризису[1]. В 1989 президент Карлос Перес, вновь  избранный на этот пост, начал осуществление  программы экономической стабилизации и структурной перестройки, разработанной  по инициативе МВФ, однако предпринятая им шоковая терапия вызвала массовое недовольство населения, и Перес был отстранен от власти.

Недостаток собственных  ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Рафаэля Кальдера вновь открыть эту отрасль  для иностранных консорциумов, которые  занялись разведкой и разработкой  месторождений легкой и средней  нефти на условиях раздела продукции.

В 1973—1974 цены на нефть на мировом рынке, а следовательно, и доходы Венесуэлы от экспорта нефти  выросли на 400 %. Это дало правительству  средства для осуществления далеко идущих планов, включавших развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжелой промышленности, особенно металлургической; строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной части Венесуэлы — в Сьюдад-Гуаяне и других городах. Темп экономического роста в 1970—1977 составлял 5,7 % в год. После 1977 в экономике наблюдался застой. В 1986 объём ВВП Венесуэлы был даже ниже, чем в 1977. Снижение ВВП по сравнению с предшествующим годом зафиксировано в 1989 и ещё раз — в 1994. За период с 1965 по 1979 ВВП вырос на 93 %, однако с 1979 по 1995 прирост составил лишь 25 %. Пытаясь добиться стабилизации в экономике, сменявшие друг друга правительства принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике. В 1989 администрация Переса приняла программу жесткой экономии и сокращения расходов, что привело к волнениям и вспышкам насилия. В 1994 и 1995 правительство Кальдеры следовало провозглашенной им во время избирательной кампании более либеральной программе (отчасти имевшей популистский характер), однако в 1996 приняло неолиберальную программу, предусматривавшую новые соглашения о займах с Международным валютным фондом и проведение структурной перестройки экономики.

С приходом к власти Уго  Чавеса (1999) был принят закон, предполагающий усиление роли государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля государства в нефтеразведке  и нефтедобыче была установлена  на уровне не ниже 51 %. Значительно увеличена  и плата за недра — роялти. Недовольный реформами персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся  почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в  начале 2003 около 18 000 работников компании (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью  поставить деятельность компании под свой контроль.

Внутренние цены на бензин в Венесуэле с 1998 г. сохранялись  на уровне 0,03 доллара США за литр и были самыми низкими в мире. В конце января 2007 президент Венесуэлы  Уго Чавес объявил об увеличении внутренних цен на бензин до 0,05 долларов США за литр.

Половина нефти, добываемой в Венесуэле, экспортируется в США. Венесуэльская нефть на конец 2006 года составляла 13 % нефтяного импорта США.

В начале января 2007 Уго Чавес  объявил о предстоящей национализации крупнейших в Венесуэле телекоммуникационной и электроэнергетической компаний — Compania Nacional de Telefonos de Venezuela (CANTV) и EdC, контролируемых американскими фирмами. Речь идёт также  о намерении Венесуэлы получить контрольный пакет акций добывающих и нефтеперерабатывающих предприятий  «ExxonMobil», Shevron, Total, ConocoPhillips, Statoil, BP. По словам Чавеса, он намерен строить «социализм XXI века».

 

 

 

Президент Венесуэлы Уго  Чавес, переизбранный на новый шестилетний  срок, продолжает в Венесуэле национализацию. Президент подготовил законы, которые  должны вернуть под контроль государства  нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие  американским компаниям. Также должны быть национализированы предприятия  сферы телекоммуникаций, электроэнергетики  и водоснабжения. Следует установить общественную собственность на стратегические средства производства страны, подчеркнул Чавес.

"Мать всех революционных  законов" – именно так назвал  президент Венесуэлы Уго Чавес  готовящийся пакет законов, которые  должны наделить его полномочиями  для дальнейшей национализации  ключевых предприятий страны. В  первую очередь изменения коснутся  нефтеперерабатывающих предприятий,  которые в настоящий момент  контролируются иностранными компаниями  – в основном американскими.  НПЗ, работающие с тяжелой нефтью, составляют основу нефтяной промышленности  Венесуэлы. "В районе Ориноко…  международные компании контролируют  и полностью управляют процессом  переработки тяжелой нефти… они  должны быть переданы венесуэльцам", - заявил переизбранный президент,  принося президентскую клятву перед кабинетом министров.

Как сообщает AFP, президент  Чавес пообещал, что новые экономические  реформы будут еще более серьезными, чем в 2001 году, когда изменения  земельного законодательства привели  к массовым протестам со стороны  бизнесменов и социальным волнениям. "Если в 2001 году на социально-экономическую  структуру страны было оказано серьезное  воздействие, то на этот раз изменения  экономической ситуации будут еще  мощнее", - заявил Чавес. "Давайте  вернем наши стратегические средства производства… все, что было приватизировано, должно быть национализировано", - объяснил свою цель президент. В результате экономических  преобразований в Венесуэле своей  собственности могут лишиться американские компании Chevron и Texaco, а также французская Total.

Президент не раскрыл деталей, как именно будет проводиться  национализация, однако сообщил о  начале "глубокой реформы" конституции, которая должна превратить Боливарскую  Республику Венесуэлу, объявленную  в 1999 году, в Социалистическую Республику Венесуэлу.

На строительство социализма Чавес предложил израсходовать  часть золотовалютных резервов Центрального банка. 7 млрд долларов из 37 млрд будут  перечислены в фонд национального  развития. Кроме того, Чавес заявил, что Центробанк "не должен быть независимым", так как это "неолиберальная концепция".

Между тем, сообщение о  новых экономических преобразованиях  уже сказались на курсе национальной валюты. Как сообщает "Интерфакс", курс боливара к доллару США упал в понедельник на 17% - до рекордного минимума 4,062 боливара за один американский доллар. За последние шесть месяцев 2006 года стоимость боливара относительно американской валюты упала на 54%. Обвалились и котировки акций компаний, которые планируется национализировать.

Второй президентский  срок Чавеса, одержавшего победу на выборах 3 декабря 2006 года, официально начнется с 10 января 2007 года и продлится  до 2013 года. Чавес также контролирует законодательное собрание Венесуэлы, так как оппозиция бойкотировала последние выборы в парламент.

Во вторник 9 января стало  известно, что Венесуэла проводит консультации с членами Организации  стран экспортеров нефти (ОПЕК) для  проведения внеочередной встречи с  целью не допустить падения мировых  цен на нефть.

  Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что не признает решение международных арбитражей о выплате компенсации американской нефтяной компании Exxon Mobil Corporation (Public, NYSE:XOM).

Не так давно Арбитражный  суд международной торговой палаты в Париже постановил, что венесуэльская  государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela (PDVSA) обязана выплатить Exxon компенсацию в размере 908 млн  долл. В своей речи брат Уго заявил, что международные компании изъяли из недр Венесуэлы богатства на многие миллиарды долларов, и «акулы империализма»  не могут рассчитывать даже на поздравление с профессиональным праздником.

Кроме того, президент Венесуэлы  отдал правительству распоряжение о выходе страны из Международного центра урегулированию инвестиционных споров Всемирного банка (ICSID).

Сама Exxon Mobil оценивает свой ущерб от национализации активов  в Венесуэле в 7 млрд долл., и именно такую сумму требует от властей  страны. Как отмечают в компании, ICSID рассмотрит этот иск в феврале 2012г.

В то же время PDVSA согласна выплатить  лишь 255 млн долл. PDVSA учитывает свои средства в 300 млн долл., замороженные на счетах в США в связи с  национализацией бизнеса Exxon Mobil в  Венесуэле. Также будут учтены требования PDVSA к Exxon Mobil на сумму 160 млн долл. и  долг в размере 191 млн долл. перед  венесуэльской компанией, связанный  с разработкой одного из месторождений.

Другая нефтяная компания — ConocoPhillips (Public, NYSE:COP) оценивает свой ущерб от потери активов в Венесуэле  в 20 млрд долл. и также направила  соответствующие иски в международные  суды.

Причины нациолизаций венесуэльских властей

Во-первых, национализируя потребительскую  сферу, правительство предполагает, что контроль над ценами и наличие  в руках государства предприятий, производящих продовольствие, позволят снизить темпы инфляции и избежать резкого роста цен даже в случае снижения курса национальной валюты. Как известно, правительство Чавеса отказалось от девальвации, обосновав  это тем, что не желает снижать  внутренний спрос и покупательную  способность населения в зависимой  от импорта экономике. Такая мера, в свою очередь, означает снижение возможностей государства по инвестированию в проекты преобразований в стране из-за снижения экспортных поступлений, но правительство действует в интересах широких слоев населения.

Одновременно это означает, что Чавес больше не хочет вести  с частным бизнесом любопытную игру (которая ведется уже довольно давно). За последние годы массированные  государственные вложения и меры по перераспределению сверхдоходов от экспорта сырья привели к гигантскому  росту благосостояния «среднего  класса» Венесуэлы. Следствием этого  стал потребительский бум. Рост потребления  внутри страны привел, в свою очередь, к большой заинтересованности иностранных  компаний, ухватившихся за новый рынок  сбыта. Правительство Чавеса увидело  в этой ситуации шанс навязать компаниям  ряд ограничений, направленных на улучшение  социального положения беднейших  слоев венесуэльского общества –  например, продовольственные компании обязали производить определенный объем продовольствия по твердым  ценам.

Информация о работе Национализация