Национальное богатство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание

На сегодняшний день понятие «национальное богатство» представляет собой сложную систему понятий, показателей и определений. Сюда относят: природные ресурсы, трудовой потенциал, капитал, человеческий капитал и интеллектуальное могущество. Цель данной работы рассмотреть систему национального богатства и статистики его учета в России и зарубежных странах для выявления преимуществ и недостатков в определении «национального богатства» российских и зарубежных экономистов.

Содержание

1.Введение 1стр.
2.Национальное богатство, его показатели
I Природные ресурсы
2-28 стр.
II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.
28-29 стр.
III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.
29-33 стр.
IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).
33-40 стр.
V. Показатели национального богатства.
42-44 стр.
3. Заключение
44 стр.
4. Список использованной литературы
45 стр.

Работа состоит из  1 файл

Структура_национального_богатства.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

           Содержание

           1.Введение 1стр.

           2.Национальное  богатство, его  показатели

           I Природные ресурсы

            2-28 стр.

           II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.

           28-29 стр.

           III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.

             29-33 стр.

           IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).

           33-40 стр.

           V. Показатели национального богатства.

           42-44 стр.

           3. Заключение

           44 стр.

           4. Список использованной  литературы 

           45 стр. 

 

            1.Вступление

           На  сегодняшний день понятие «национальное  богатство» представляет собой сложную  систему понятий, показателей и  определений. Сюда относят: природные ресурсы, трудовой потенциал, капитал, человеческий капитал и интеллектуальное могущество. Цель данной работы рассмотреть систему национального богатства и  статистики его учета в России и зарубежных странах для выявления преимуществ и недостатков в определении «национального богатства» российских и зарубежных экономистов. Национальное богатство позволяет проанализировать потенциал экономического развития той, или иной страны, что, в условиях наступающего кризиса очень важно, поскольку необходима объективная оценка всех имеющихся в распоряжении данной страны ресурсов различного типа. 
2. Национальное богатство

           Национальное  богатство состоит  из трех принципиально  различных частей:

           I. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага.

           а) Земля;

           б) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы;

           в) Энергетические ресурсы;

           г) Лес и животный мир;

           II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.

           III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.

           IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).

           V. Показатели национального богатства.

           а) Основные фонды;

           б) Оборотные фонды;

           в) Личное имущество;

           г) Стратегические ресурсы;

           I1. Обеспеченность страны природными ресурсами - важный экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Рост производственного потенциала страны и увеличение разносторонних потребностей общества требуют изучения закономерностей территориального распределения и оценки природных ресурсов. На территории России сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. Даже при современном уровне наших знаний можно с полной уверенностью утверждать, что уже открытые, изученные и оцененные природные ресурсы на многие годы вперед обеспечат рост экономики страны.

           Земельный фонд России составляет 1709,8 млн. гектаров, т.е. 12,5 % мировой территории и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50 % запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород. Россия занимает ведущее место в мире по объему разведанных запасов минерального сырья. Доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов. В общем объеме полезных ископаемых, добываемых в мире, на долю России в конце XX века приходилось (в %): апатитов - 55, природного газа - 28, алмазов - 26, никеля - 22, калийных солей - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13, нефти - 12, каменного угля - 12 процентов. Минерально-сырьевой сектор в экономике России занимает ведущее место: около 40 % фондов промышленных предприятий и 13 % балансовой стоимости основных фондов сосредоточено в сфере недропользования. Сырьевыми отраслями обеспечивается 30 % ВВП и около 50 % объема экспорта страны. Вместе с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение общей величины запасов к текущей годовой добыче) основных видов минерального сырья, разработка которых экономически целесообразна по критериям мирового рынка, Россия заметно уступает отдельным зарубежным странам.

В последние  месяцы 2008 г. падение производства ускорилось. Так, если в октябре

в промышленности (в годовой оценке) еще фиксировался рост на 0,6% к соответствующему

периоду 2007 г., то в ноябре и декабре спад принял обвальный характер:

выпуск  промышленной продукции сократился соответственно на 8,7 и 1 0,3%,

причем  по всем видам экономической деятельности. В результате если в 2007 г.

выпуск  продукции промышленности увеличился на 6,3%, то в 2008 г. — лишь на

2,1%, или  в три раза меньше.

Пик роста  обрабатывающих производств был  достигнут (с поправкой на

сезонность) в июне 2008 г. В конце года их динамика резко замедлилась: в октябре

выпуск  увеличился только на 0,3% (в годовой  оценке), а в ноябре и декабре произошло

сокращение  соответственно на 1 0,3 и 1 3,2%. Основной причиной спада обрабатывающих

производств стало сокращение выпуска в фондообразующих  отраслях.

В производстве машин и оборудования, транспортных средств вследствие резкого

замедления инвестиций в основной капитал спад составил соответственно 12 и 8,7%.

При этом наиболее резко упали химическое производство (на 21,5% в IV квартале

2008 г.), обработка древесины и производство  изделий из дерева (на 16,4%), текстильное

и швейное  производство (на 16,2%).

Отметим, что хотя в большинстве отраслей промышленности стагнация

наблюдалась уже во II квартале 2008 г., в некоторых  обрабатывающих

отраслях, например в текстильном и швейном  производстве,

сокращение  началось еще в 2007 г. В ноябре и  декабре 2008 г. рост

не фиксировался ни по одному из видов экономической  деятельности.2

           Открытая экономика, развивающиеся процессы глобализации и транснационализации делают добывающие отрасли более чувствительными  к мировой конъюнктуре, что в  свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования. Поскольку следует учитывать две важные особенности ресурсов минерального сырья: размещение месторождений полезных ископаемых обусловлено геологическим строением земной коры, а, следовательно, ограничивается определенными пространственными рамками; минеральные ресурсы практически не возобновляются; при разработке минерально-сырьевых ресурсов временной фактор следует учитывать как определяющий. Следовательно, ориентация на интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать закреплению страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств, что делает экономику слишком зависимой от добычи и цены минеральных ресурсов (при спаде цен на данные ресурсы – происходит спад в экономике, что иллюстрирует следующий график3)

           

           Во избежание подобной ситуации, на мой взгляд, уместно было бы обратить внимание на зарубежный опыт в области недропользования. В частности, это касается распределения прав собственности на участки недр, то зарубежные страны могут быть подразделены на три группы:

          1. Право государственной собственности в данных странах на недра признано и закреплено законом (Аргентина, Бразилия, Мексика, Перу, Чили и другие);
          2. Право государственной собственности на недра распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, допускается частная собственность на участки недр и месторождения полезных ископаемых, но на всех земельных участках, независимо от формы собственности, только государственным органам принадлежит право давать разрешение на разведку и эксплуатацию недр специальным субъектам предпринимательской деятельности (Франция, Германия, Япония и другие);
          3. Такие страны как, Англия, отдельные штаты США, Канада при наличии частной собственности на земельный участок, допускается и право собственности на полезные ископаемые, расположенные под этим участком. В большинстве случаев здесь допускается признание самостоятельных прав на земельный участок и участок недр, и допускаются сделки отдельно в отношении прав на земельный участок и участок недр под ним.

           Во многих странах доминирующее положение принадлежит праву государственной собственности на недра. Так, в США, недропользование практически регулируется и контролируется федеральными властями. Политика США в данной области в последние десятилетия направлена на создание резервов собственных разведанных полезных ископаемых -  для этой цели покупаются большие площади земель, которые содержат минеральное сырье, а так же запрещено предоставление для недропользования сельскохозяйственных земель, налажен учет этих земель, регистрация, созданы специальные контролирующие органы (Бюро по управлению земельной собственностью, Лесная служба, Служба национальных парков и др.). Одним из основополагающих законопроектов в этой деятельности служит закон 1976 года № 94-579 "О федеральном землепользовании". На практике это позволяет основную часть природных ресурсов удерживать в руках государства, изымать их из частной собственности в случае государственных и общественных нужд и получать доход в казну государства от эксплуатации природных ресурсов.

           Природные ресурсы - главная составляющая средств, поступающих в бюджеты различных стран в результате перехода к рентным принципам налогообложения. Причем следует отметить, что в странах, богатых природными ресурсами (в том числе и Россия), находят большое распрстранение идеи конституционного закрепления природных ресурсов и ренты от их использования за обществом – речь идет о равном доступе каждого гражданина страны к рентному доходу, о формировании общественных фондов будущих поколений на основе отчислений от рентного дохода, развитие концепций национального дивиденда. Поэтому следует согласиться с мнением  Д.С.Львова, который полагает, что в концепции национального дивиденда лежит тезис о том, что все окружающие нас природные ресурсы, природная среда, территория, водный и воздушный бассейны – все это является общественным достоянием, то есть способны и обязаны выступать как форма общественной собственности (то есть собственности всего населения страны). При этом следует сказать о формировании общемировой тенденция: в странах с развитой рыночной экономикой индивидуальная частная собственность (на природные ресурсы тоже), удерживает свои позиции только в распределительных отношениях. В сфере производства господствует общая собственность, причем, как правило, в акционерном виде. Во многих странах стала ярко проявляться тенденция формирования многоукладного природопользования. Но, несмотря на это, естественные фокторы, которые связаны с климатом, почвами, недрами, географическим положением страны всегда являются важнейшими условиями организации процесса природопользования и его эффективности.

           Многолетняя практика разных стран сформировала различные формы природопользования. Напрмер, в земельных отношениях превалируют титулы собственности, пользования, аренда, то в горных отношениях – определяющую роль играют договорные формы недропользования, которые включают в себя: концессии, соглашения о предоставлении услуг с риском, товарищества, все виды договоров аренды участков недр, лицензии, а так же соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, и так далее.

           Основу горных отношений  во многих странах составляют концессии. Причем, повсеместно по концессионному договору государство вступает или предоставляет концессионеру право собственности на природные ресурсы, тем не менее сохраняя за собой право на контроль за деятельностью концессионера. Концессия предоставляется за плату – эта плата складывается из следующих показателей: ежегодная плата за каждую единицу площади концессионной территории, плата за каждую единицу извлеченного полезного ископаемого, и, конечно же, роялти муниципалитетам (по месту расположения участка недр, где ведется добыча) за ежегодную добычу сырья по установленным государством ставкам. Но, помимо этого, концессионеры облагаются единымим для всех недропользователей налогами и пошлинами (включая налог на корпоративную прибыль).

           Государства, которые не обладают достаточными экономическими и техническими возможностями для самостоятельной добычи полезных ископаемых, как правило, заключают с добывающими компаниями договоры(или соглашения) о разделении продукции, без предоставления компании прав собственности на недра. Вместо уплаты пошлин и налогов, расчет основан на количестве извлеченных полезных ископаемых, которые делятся в определенной пропорции в соответствии с уже заключенным соглашением между государством и добывающей национальной или иностранной компаниями. Разделение продукции возможно двух типов – это непосредственно рассчитывая объем добытой продукции или же  после расчета издержек добывающей компании.

Арендные (иначе лизинговые) отношения больше характерны для США, чем для какой либо другой страны. Общим и обязательным к исполнению правилом является получение аренды согласно результатам конкурса или аукциона. Удельный вес иных договорных форм недропользования  не так уж и велик.

           Плата за природные  ресурсы, выступающая как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем по поводу использования ресурсов, занимает важное место в механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего выражены в форме прямых либо косвенных налогов, или каких-либо иных целевых платежей, как правило, выделяется три основных вида целевых платежей в зарубежных странах:  

Информация о работе Национальное богатство