Национальное богатство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание

На сегодняшний день понятие «национальное богатство» представляет собой сложную систему понятий, показателей и определений. Сюда относят: природные ресурсы, трудовой потенциал, капитал, человеческий капитал и интеллектуальное могущество. Цель данной работы рассмотреть систему национального богатства и статистики его учета в России и зарубежных странах для выявления преимуществ и недостатков в определении «национального богатства» российских и зарубежных экономистов.

Содержание

1.Введение 1стр.
2.Национальное богатство, его показатели
I Природные ресурсы
2-28 стр.
II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.
28-29 стр.
III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.
29-33 стр.
IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).
33-40 стр.
V. Показатели национального богатства.
42-44 стр.
3. Заключение
44 стр.
4. Список использованной литературы
45 стр.

Работа состоит из  1 файл

Структура_национального_богатства.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)
        1. Налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого и горное имущество в стоимостном выражении, выражаемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или же наоборот - рыночными ценами;
        2. Налог на единицу добытого полезного ископаемого;
        3. Подоходный налог, уплачивается в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и одновременно оказывает влияние на рыночную стоимость добываемого им полезного ископаемого.

           Так, например во Франции система налогообложения включает в себя три основных налога - это налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы (прогрессивный налог  на оборот компании) взимаемый государством и налог на добывающую деятельность в пользу местных муниципальных образований. Ставка и база налогообложения определяется каждый год парламентом. По оценкам аналитиков, французская система налогообложения в сфере недропользования признана наиболее эффективной в мире. В Германии установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на горные разработки налог на рудное поле. Отдельно выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Помимо этого следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Норвегии и Дании тоже введены специальные налоги на добычу углеводородов. Так, например, в США в области недропользования действуют три основных налога: налог на добытую продукцию, налог на недвижимость (это горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), и подоходный налог.

           Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают арендную плату за землю и аренду участка недр. Платежом, зависящим от объемов извлекаемых компанией полезных ископаемых (или от их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается вне зависимости от прибыльности компаний, причем роялти выплачивается с самого начала производства, поэтому легко контролируется. Величина роялти в большинстве стран мира находится в пределах от 12,5 до 20 процентов стоимости добытой нефти.

           Глубокий анализ зарубежного опыта показывает, что эффективное регулирование природопользования может осуществляться только при единовременном использовании нескольких видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории (где ведется добыча). С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств для их воспроизводства и охраны. Платежи за право пользования природными ресурсами предназначены для регулирования распределения территорий между конкурирующими направлениями природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование социальных, природоохранных и других мер для данной территории. Уровень этих платежей должен соответствовать рыночным ценам на соответствующее сырье и, одновременно, способствовать снижению (рациональности) потребления ресурсов. В Российской Федерации правовая основа платности природопользования определена в Законе "Об охране окружающей природной среды" 1995 года. Этим Законом установлено: что плата за природные ресурсы (к ним относятся: земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. В дальнейшем принципы платного природопользования нашли свое отражение и в других природно-ресурсных законах Российской Федерации. Для совершенствования и обеспечения эффективности этих законопроектов было принято значительное число нормативных и других правовых документов, связанных с порядком расчета и внесения платежей за пользование природными ресурсами.

           При пользовании  недрами закон Российской Федерации "О недрах" предусматривает  следующие виды платежей: сбор за участие  в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы. Платежи за пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.

           Землепользование  в России в соответствии с законом "О плате за землю" является платным. Формами оплаты здесь являются: земельный налог, арендная плата, цена на землю при ее покупке.

           Система платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с Лесным кодексом РФ, включает: лесные подати, арендную плату.

           Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе РФ и включает: плату за пользование водными объектами (водный налог), плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

           Постановлением Правительства  Российской Федерации 4 введена плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по только лицензиям или соответствующим разрешениям. С введением в действие нового Налогового кодекса Российской Федерации действовавшая система платежей за природопользование была отменена - вместо нее были введены ресурсные налоги и сборы: налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, земельный налог, лесной налог, водный налог и экологический налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами.

           Несмотря на наличие, сравнительно большого количества ресурсных налогов, предусмотренных новым Налоговым кодексом РФ, поступления от них в местные и федеральный бюджеты будут составлять не более 5 % от общих полученных средств. Анализ показывает, что при существующем уровне налогов отсутствуют стимулы для ресурсосбережения и снижения уровня загрязнения окружающей среды, и, как следствие, финансирование природоохранных мероприятий и работ по воспроизводству природных ресурсов становится проблематичным.

           Перспективы развития России зависят от рационального использования ее природно-ресурсного потенциала. Поэтому, в условиях существующей переходной экономики, приоритет должен быть отдан,в первую очередь, рациональному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов, поэтому ресурсные платежи и налоги должны быть экономически значимыми - иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества, чего, к сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает – это главный его недостаток.

           Перенос налогового бремени в природопользовании на рентные платежи требует осуществить комплекс мер, среди которых особую значимость имеет кадастровая оценка природных ресурсов.

           Существует два основополагающих вида оценки природных ресурсов: кадастровая в целях налогообложения и рыночная. Кадастровая оценка природных ресурсов осуществляется, специальной государственной структурой, по единой методике на всей территории страны, региона, в целях налогообложения. Рыночная оценка природных ресурсов осуществляется только лицензированными оценщиками по каждому участку, предназначенному для коммерческих целей. Методы оценки природных ресурсов постоянно следует уточнять и совершенствовать путем привлечения более точной информации о рентообразующих факторах. Благодаря этому, достигается большее приближение к точной оценке рыночной стоимости природных ресурсов. Правильная оценка рентной стоимости природных ресурсов имеет огромное значение – прежде всего, для достижения справедливости в природопользовании.

           Сложность оценки природных  ресурсов заключается в том, что  природные объекты выполняют  множество различных функций, одни и те же природные ресурсы в  составе разных природных объектов могут иметь разные области применения. При этом часть групп природных ресурсов приносит постоянный годовой доход за продолжительный период времени при обеспечении рационального использования, другая - приносит доход в течение строго определенного времени (минерально-сырьевые ресурсы), третья - не приносит прямого дохода, но удовлетворяют потребности общества в поддержании экологического баланса, четвертая – ресурсы, нетронутые хозяйственной деятельностью человека, но имеющие важное стратегическое значение. Специфика оценки природных ресурсов, заключается в том, что при расчетах показателей оценки приходится использовать неполную информацию, постоянно корректировать показатели оценки социально-экономических условий производства, проводить расчеты по оценке в агрегированном виде.

           Основным показателем  при оценке природных ресурсов является показатель эксплуатационной ценности данных ресурсов. Для лесных ресурсов, наряду с показателями эксплуатационной ценности, в качестве оценочного показателя определяется также показатель средозащитной ценности. Эксплуатационная и средозащитная ценность природных ресурсов могут определяться как в годовом исчислении, так и за некоторый расчетный срок эксплуатации данного природного ресурса (с учетом фактора времени). Простая, и в то же время эффективная для условий России модель расчета показателей оценки отдельных видов природных ресурсов заключается в следующем: методом зонирования остальные участки (объекты) могут быть определенным образом сгруппированы и при помощи методов аналогии и сравнения оценены. Показатели оценки природных ресурсов имеют высокую практическую значимость, например, оценка природных ресурсов необходима для: ведения кадастров природных ресурсов и формирования единого государственного банка оценочных данных отдельных видов природных ресурсов; разработки стратегий, долгосрочных планов развития национальной экономики; выбора оптимальных параметров эксплуатации (использования) природных ресурсов; отражения в структуре национального богатства страны удельного веса природных ресурсов; определения экономических активов страны с учетом стоимости природных ресурсов; выявления экономической эффективности работы отраслей, предприятий и организаций по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов; совершенствования хозяйственного механизма управления экономикой страны и других целей.

           Земельные ресурсы, как составляющая национального  богатства страны, следует оценивать по следующим основным аспектам5:

           как всеобщий пространственный базис; как средство производства в сельском и лесном хозяйстве; как эталон естественной ненарушенной природы; как кладовая минерального сырья; как база размещения объектов отдыха и оздоровления.

           Земля - уникальный ресурс: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести, предложение земли для использования практически неэластично.

           Оценка  земли, как составляющей национального богатства  страны, представляет собой сопоставимый количественный и  экономический расчет ее потребительских  свойств и эколого-экономических  эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.

           Целевое назначение земельных участков определяется задачами выбора эффективных направлений и способов землепользования для обеспечения населения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по целевому назначению на территории страны выделяется семь категорий земель. Оценка земли, как составляющей национального богатства (далее - оценка земли), должна основываться на учете следующих обстоятельств и факторов. Ограниченность земли и невозможность ее воспроизводства способствуют возникновению двух ключевых видов монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь). Монополия собственности порождает абсолютную ренту, а монополия хозяйствования на земле - дифференциальную земельную ренту. Но в экономической литературе используется термин "земельная рента".

            Земельная рента - это вид дохода, регулярно получаемого от земли за счет разности между общественной стоимостью продукта и более низкой индивидуальной его стоимостью при производстве на разных по качеству и местоположению земельных участках.

           К постоянным факторам, которые обусловливают регулярное воспроизводство земельной ренты, относят качество почв и месторасположение земельных участков, степень интенсивности использования земель, новейшие технологии выращивания и новые сорта растений, органическое строение капитала, монополия на собственность и использование земельного участка.

           В аграрном производстве любые технические и технологические усовершенствования средств труда и интенсификация производства всегда проявляются опосредованно - через функционирование земли. Размер земельной ренты в сельском хозяйстве равен сумме трех показателей: излишка стоимости сверх общественной цены производства продуктов, разницы между общественной и индивидуальной ценой производства и разницы между монопольной ценой и затратами на производство продукции на земельных участках особого качества и особых климатических условий.

           Ценность городских  земель заключается в их возможности  обеспечивать дополнительный доход, который  возникает благодаря удобному местоположению относительно рынков ресурсов и продаж, а также благодаря инфраструктурному  обустройству территории. Размер земельной ренты в населенных пунктах практически формируют и определяют четыре фактора: спрос, ограниченность, полезность и ликвидность земельных участков.

           В недропользовании земельный участок выступает как кладовая минерального сырья, оценка объектов недропользования обусловливается следующими составляющими: сырьевая или функциональная ценность природного ресурса как продукта переработки и потребления; инженерно-геологические условия залегания природного ресурса; экономико-географическое положение участка недр. Параметры экономико-географического положения земельного участка объекта недропользования характеризуются факторами межрегионального, регионального и местного значения (плотность населения, близость и классификация транспортной и инженерной инфраструктуры). Оценка земельного участка недропользования, как элемента национального богатства страны, может формироваться с учетом следующих видов земельной ренты: межрегиональная и региональная рента, определяемая различиями в уровнях социально-экономического развития и природными особенностями отдельных частей территории; отраслевая рента, определяемая особенностями формирования рентного дохода по различным видам полезных ископаемых и в различных сегментах рынка недвижимости; локальная рента, связанная с факторами местоположения земельного участка относительно системы расселения, промышленных узлов, особо охраняемых территорий; инфраструктурная рента, определяемая уровнем развития инженерно-транспортной инфраструктуры и интенсивностью ее использования.

           Показатели ценности земельных участков не сельскохозяйственного назначения за пределами границ поселений, как пространственного базиса для объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения, определяются величиной ренты, которая создается за счет местоположения, обустройства и функционального использования соответствующего земельного участка.

           Ценность земельных  участков объектов отдыха, оздоровления и эталонов ненарушенной природы  определяется суммарным экономическим, экологическим и социальным эффектами, получаемыми от их соответствующего использования. Методологическую основу оценки земли, как составляющей национального богатства страны, определяют следующие положения: использование народнохозяйственных и хозрасчетных оценочных критериев и показателей в соответствии с особенностями функционирования земли в экономике страны и многие другие

Информация о работе Национальное богатство