Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – изучение и анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь. Объектом исследования работы является занятость и безработица как современное экономическое явление. Предметом исследования является рассмотрение занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность безработицы и занятости;
рассмотреть виды безработицы и занятости;
проанализировать динамику уровня безработицы и занятости за последние годы в РБ, отметить особенности современной безработицы;
отметить программы по борьбе с безработицей и повышением уровня занятости в РБ.
Введение 3
1.Занятость и безработица как экономические явления 6
1.1.Понятие и основные теории занятости 6
1.2.Понятие и типы безработицы 12
2.Занятость и безработица в Республике Беларусь: причины и пути совершенствования 19
2.1.Причины безработицы в РБ 19
2.2.Национальная политика занятости в Республике Беларусь 21
Заключение 28
Список литературы……………………………………………………...…….30
Приложения…………………………………………………………………...31
Таким
образом, безработица является характерной
чертой рыночной экономики. Поэтому
полная занятость - нонсенс, не совместимый
с идеей рыночного хозяйства.
В то же время понятие "полная
занятость" не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу
Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. [6]
Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов.
Однако,
как показывает опыт, такие капиталовливания
ни к чему хорошему не приводят. Без
трансформации предприятий, без
реорганизации управления предприятиями,
без четкой синхронизации с состоянием
рынка и с изменениями на рынке,
выход их "долговой ямы" невозможен.
К сожалению, руководители предприятий
вынуждены тратить деньги, полученные
по кредитным линиям не на стратегические
нужды, а на выплату задолжностей
по заработной плате, погашение предыдущих
кредитов и т.д. Яркие выступления
руководителя белорусского правительства
с резкой критикой тех или иных
руководителей "на местах" нередко
необоснованны: в большинстве случаев
для повышения эффективности
хозяйственной деятельности предприятий
реального сектора экономики
требуется полное переоборудование
производства, закупка и внедрение
новых технологий, закупка качественного
сырья, изменение менталитета
Все эти реформы невозможны
благодаря только желанию
Процессы
увеличения уровня безработицы тесно
связаны с системой образования.
С одной стороны, выступает низкий
уровень реакции
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская – с 23 тыс. человек на 1 января 2010 г. до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011 г. и молодежная соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек).[7]
Основными проблемами в сфере занятости являются:
Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. [8]
Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.
В нашей стране политика занятости регламентируется Государственной программой занятости.[9]
В Государственной программе занятости определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.
Целью
Государственной программы
В рамках реализации Государственной программы занятости предполагается решение следующих задач:
-содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;
-вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
-интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
-содействие безработным в организации предпринимательской,
ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
-повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
-обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
-совершенствование системы социальной защиты от безработицы;
-обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2- 1,5 процента от численности экономически активного населения.
По данным Национального статистического коммитета целом ситуация на рынке труда остается стабильной, однако сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.[10]
Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили около 78 % от общего количества вакансий.
За последние годы значительно увеличилось количество лиц, получивших высшее образование, при одновременном сокращении числа подготовленных по рабочим профессиям в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Как следствие это усилило разрыв между объемом и структурой подготовленных работников и реальной потребностью в них организаций.
Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.
Анализ
конъюнктуры рынка труда
Для
многих организаций характерны превышение
фактической численности
Особенно сложная ситуация складывается на тех региональных рынках труда, где подавляющая часть трудовых ресурсов занята на одном-двух градообразующих предприятиях.
В 2011 году рынок труда республики будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики и под воздействием следующих факторов:
-сокращение численности трудовых ресурсов;
-наличие
избыточной рабочей силы в
ряде организаций при ее
-дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по
профессионально-
-сохранение
низкой конкурентоспособности
Согласно прогнозным расчетам в 2011 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6 процента по сравнению с 2010 годом).
С учетом численности безработных, состоящих на учете на конец 2010 года, общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2011 году составит 262 тыс. человек (101,5 процента по отношению к 2010 году).
Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющих длительный перерыв в работе, а также выпускников учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.[11]
Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.
Основная цель — не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
В январе-августе 2011 г. в экономике республики было занято 4 657,8 тыс.человек, что на 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 462,8 тыс. человек, или 74,3% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 147,8 тыс. человек.
Данные о численности занятого населения республики приведены в
таблице.(Приложение 1)
Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. было
принято на работу 569,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 38,8 тыс., уволено по различным причинам 608,4 тыс. человек.
Соотношение
принятых и уволенных работников
по республике составило 93,6% (в январе-июле
текущего года – 95,8%). Из общей численности
уволенных 7,6% было уволено за прогул
и другие нарушения трудовой дисциплины,
0,9% – в связи с сокращением
численности или штата
В январе-августе текущего года 68,9 тыс. работников организаций (2% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2010 г. – 4%). В августе 2011 г. по сравнению с июлем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 10,6% и составила 6,9 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 17,4% и составила 4,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в августе 2011 г. были предоставлены 1,1 тыс. человек, или 27,8% от общей численности работников,имевших вынужденные отпуска.
Информация о работе Национальные программы занятости и безработицы