Национальные программы занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы – изучение и анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь. Объектом исследования работы является занятость и безработица как современное экономическое явление. Предметом исследования является рассмотрение занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность безработицы и занятости;
рассмотреть виды безработицы и занятости;
проанализировать динамику уровня безработицы и занятости за последние годы в РБ, отметить особенности современной безработицы;
отметить программы по борьбе с безработицей и повышением уровня занятости в РБ.

Содержание

Введение 3
1.Занятость и безработица как экономические явления 6
1.1.Понятие и основные теории занятости 6
1.2.Понятие и типы безработицы 12
2.Занятость и безработица в Республике Беларусь: причины и пути совершенствования 19
2.1.Причины безработицы в РБ 19
2.2.Национальная политика занятости в Республике Беларусь 21
Заключение 28
Список литературы……………………………………………………...…….30
Приложения…………………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Занятость и безработица.docx

— 55.30 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Поэтому  полная занятость - нонсенс, не совместимый  с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную  и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень  безработицы при полной занятости  равен сумме уровней фрикционной  и структурной безработицы. Другими  словами, уровень безработицы при  полной занятости достигается в  том случае, когда циклическая  безработица равна нулю. Уровень  безработицы при полной занятости  называется естественным уровнем безработицы.[5] 

2.Занятость  и безработица в Республике Беларусь: причины и пути совершенствования

2.1.Причины безработицы в РБ

 

     Основной  причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального  производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких  условиях невозможно формирование рабочий  мест. [6]

     Большинство белорусских предприятий на сегодняшний  день являются убыточными. Особенно это  относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий  в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов.

     Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без  трансформации предприятий, без  реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий  вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления  руководителя белорусского правительства  с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко  необоснованны: в большинстве случаев  для повышения эффективности  хозяйственной деятельности предприятий  реального сектора экономики  требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение  новых технологий, закупка качественного  сырья, изменение менталитета работников и т.д.

       Все эти реформы невозможны  благодаря только желанию руководящего  аппарата. Требуются комплексные  реформы всего народного хозяйства.  С другой стороны, позиция "закрытых  дверей" и все более явная  изоляции Беларуси от западных  соседей, приводит как к финансовому  голоду (отсутствие инвестиций), так  и к постепенной деградации  научно-технического потенциала.

     Процессы  увеличения уровня безработицы тесно  связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все  более отчетливую структурную безработицу.

     Низкая  эластичность предложения на рынке  труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для  процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

     Остается  актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская – с 23 тыс. человек на 1 января 2010 г. до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011 г. и молодежная соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек).[7]

Основными проблемами в сфере занятости  являются:

  • содержание излишней численности персонала;
  • нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально,квалификационным составляющим;
  • расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы.

     Проблем предостаточно. Все экономические  процессы, развивающиеся на рынке  труда, тесно взаимосвязаны с  ситуацией во внутренней и внешней экономике. [8]

2.2.Национальная  политика занятости в Республике Беларусь

 

     Уровень занятости населения в любом  государстве подвержен влиянию  изменения деловой активности, экономических  кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области  политики.

     В нашей стране политика занятости  регламентируется Государственной  программой занятости.[9]

     В Государственной программе занятости определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

     Целью Государственной программы является повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда в  условиях модернизации экономики республики.

     В рамках реализации Государственной  программы занятости предполагается решение следующих задач:

-содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;

-вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

-интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

-содействие безработным в организации предпринимательской,

ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

-повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

-обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

-совершенствование системы социальной защиты от безработицы;

-обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2- 1,5 процента от численности экономически активного населения.

      По  данным Национального статистического коммитета целом ситуация на рынке труда остается стабильной, однако сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.[10]

     Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили около 78 % от общего количества вакансий.

     За  последние годы значительно увеличилось  количество лиц, получивших высшее образование, при одновременном сокращении числа подготовленных по рабочим профессиям в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Как следствие это усилило разрыв между объемом и структурой подготовленных работников и реальной потребностью в них организаций.

     Сложно  решаются вопросы трудоустройства  инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

      Анализ  конъюнктуры рынка труда показывает, что, с одной стороны, существует избыток кадров, а с другой –  дефицит квалифицированных работников.

     Для многих организаций характерны превышение фактической численности работников над размерами экономически обоснованной численности, низкий уровень оплаты труда, высокая текучесть кадров, отсутствие программ повышения квалификации и развития персонала.

     Особенно  сложная ситуация складывается на тех  региональных рынках труда, где подавляющая  часть трудовых ресурсов занята на одном-двух градообразующих предприятиях.

     В 2011 году рынок труда республики будет  формироваться в условиях структурной  перестройки экономики и под  воздействием следующих факторов:

-сокращение  численности трудовых ресурсов;

-наличие  избыточной рабочей силы в  ряде организаций при ее дефиците  на региональных рынках труда;

-дисбаланс  между спросом и предложением  рабочих мест по

профессионально-квалификационному  составу;

-сохранение  низкой конкурентоспособности на  рынке труда граждан, особо  нуждающихся в социальной защите  инвалидов, молодежи, женщин, граждан,  освободившихся из учреждений  уголовно-исполнительной системы  Министерства внутренних дел,  а также имеющих длительный  перерыв в работе.

     Согласно  прогнозным расчетам в 2011 году в органах  по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6 процента по сравнению  с 2010 годом).

     С учетом численности безработных, состоящих  на учете на конец 2010 года, общее  количество безработных, нуждающихся  в трудоустройстве, в 2011 году составит 262 тыс. человек (101,5 процента по отношению  к 2010 году).

     Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести  кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации  численности работников, имеющих  длительный перерыв в работе, а также выпускников учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

     В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.[11]

     Исходя  из поставленных задач определены следующие  приоритетные направления политики занятости населения:

  • создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

     Результатами  достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

     Основная  цель — не просто обеспечить граждан  Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально  эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное  дело и гарантировать достойное  вознаграждение за достойный труд.

     В январе-августе 2011 г. в экономике  республики было занято 4 657,8 тыс.человек, что на 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 462,8 тыс. человек, или 74,3% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 147,8 тыс. человек.

     Данные  о численности занятого населения  республики приведены в

таблице.(Приложение 1)

      Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства

негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. было

принято на работу 569,2 тыс. человек, в том  числе на дополнительно введенные  рабочие места – 38,8 тыс., уволено  по различным причинам 608,4 тыс. человек.

     Соотношение принятых и уволенных работников по республике составило 93,6% (в январе-июле текущего года – 95,8%). Из общей численности  уволенных 7,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением  численности или штата работников, ликвидацией организаций.(Приложение 2)

     В январе-августе текущего года 68,9 тыс. работников организаций (2% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2010 г. – 4%). В августе 2011 г. по сравнению с июлем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 10,6% и составила 6,9 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 17,4% и составила 4,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в августе 2011 г. были предоставлены 1,1 тыс. человек, или 27,8% от общей численности работников,имевших вынужденные отпуска.

Информация о работе Национальные программы занятости и безработицы