Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:06, курсовая работа
Курсовая, БНТУ, ПСФ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 6
1.1 Система национальных счетов: эволюция, сущность, структура. Особенности учета в Республике Беларусь 6
1.2 Понятие национального продукта. Измерение результатов экономической деятельности по системе национальных счетов. Основные макроэкономические тождества 20
1.2.1 Понятие национального продукта 20
1.2.2 Измерение результатов экономической деятельности по системе национальных счетов 21
1.2.3 Основные макроэкономические тождества 25
1.3 Национальное богатство Республики Беларусь: анализ структуры 28
1.3.1 Понятие национального богатства 28
1.3.2 Анализ структуры национального богатства Республики Беларусь 31
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ IS-LM 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Расчет производится для процентных ставок в интервале от 3% до 30% с шагом 3%. Величина предложения денег в реальном исчислении определяется в соответствии с формулой (2.24).
, (2.24)
где Ms – номинальное предложение денег в экономике;
Р – уровень цен в экономике.
Величина спроса на деньги определяется в соответствии с формулой (2.25).
(2.25)
Расчет национального дохода ведется на основе функции спроса на деньги (2.26).
(2.26)
Из данной формулы (2.26) следует, что (2.27):
, (2.27)
где: e – чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;
f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
На основании данных таблицы 2.4 строится функция LM (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Функция LM
Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составляется таблица 2.5. Основой для ее составления являются данные таблицы 2.1 и 2.4.
Таблица 2.5 - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Процентная ставка, r |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
1 |
2 |
3 |
3 |
2166,15 |
881,25 |
6 |
1981,54 |
1226,91 |
Продолжение таблицы 2.5 | ||
1 |
2 |
3 |
9 |
1796,92 |
1572,56 |
12 |
1612,31 |
1918,21 |
15 |
1427,69 |
2263,86 |
18 |
1243,08 |
2609,51 |
21 |
1058,46 |
2955,17 |
24 |
873,85 |
3300,82 |
27 |
689,23 |
3646,47 |
30 |
504,62 |
3992,12 |
На основании данных таблицы 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода (рисунок 2.3). Рисунок является комбинацией рисунков 2.1 и 2.2.
Рисунок 2.3 - Совмещенный график IS/LM для базового периода
Значение равновесного национального дохода = 1687,78 млрд.руб. Значение равновесной процентной ставки = 10%. Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым, т.к. изменяются макроэкономические параметры. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под фискальной политикой
подразумевается воздействие
Таблица 2.6 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
10,27 |
1253,12 |
295,69 |
170,00 |
1718,81 |
295,69 |
492,75 |
492,75 |
1718,81 |
2 |
11,01 |
1316,20 |
283,85 |
204,00 |
1804,05 |
283,85 |
492,75 |
492,75 |
1804,05 |
3 |
11,90 |
1391,89 |
269,65 |
244,80 |
1906,34 |
269,65 |
492,75 |
492,75 |
1906,34 |
4 |
12,96 |
1482,72 |
252,60 |
293,76 |
2029,09 |
252,60 |
492,75 |
492,75 |
2029,09 |
5 |
14,24 |
1591,72 |
232,15 |
352,51 |
2176,38 |
232,15 |
492,75 |
492,75 |
2176,38 |
Расчет производится для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода. Национальный доход (гр.10) определяется по формуле (2.28)
(2.28)
Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства (2.29)
, (2.29)
Размер сбережений определяется в соответствии с формулой (2.30).
(2.30)
Правильность расчетов контролируется выполнением равенств:
На основе данных таблицы 2.6 строится график (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Стимулирующая фискальная политика
Следовательно, при проведении
государством стимулирующей фискальной
политики посредствам увеличения размера
государственных расходов (снижения
налогов) происходит увеличение совокупного
спроса, что приводит к увеличению
национального дохода, а также
предполагает ускоренное обновление основного
капитала и совершенствование
Далее рассматривается влияние сдерживающей фискальной политики на размер национального дохода. При этом предполагается, что налоги в каждом периоде увеличиваются на 15% по сравнению с предыдущим периодом, а государственные расходы и уровень цен остаются неизменными.
Таблица 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
10,27 |
1253,12 |
295,69 |
170,00 |
1718,81 |
295,69 |
492,75 |
492,75 |
1718,81 |
2 |
9,86 |
1199,24 |
302,26 |
170,00 |
1671,50 |
302,26 |
492,75 |
492,75 |
1671,50 |
3 |
9,39 |
1137,28 |
309,82 |
170,00 |
1617,10 |
309,82 |
492,75 |
492,75 |
1617,10 |
4 |
8,84 |
1066,03 |
318,50 |
170,00 |
1554,53 |
318,50 |
492,75 |
492,75 |
1554,53 |
5 |
8,22 |
984,08 |
328,50 |
170,00 |
1482,58 |
328,50 |
492,75 |
492,75 |
1482,58 |
На основании таблицы 2.7 строится график IS/LM для сдерживающей фискальной политики (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
На основании рисунка 2.5 можно сделать вывод о том, что, если государство увеличивает налоги, кривая IS смещается влево. Вследствие этого равновесие перемещается влево, ставка процента уменьшается, национальный доход уменьшается. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетно-налоговая сдерживающая политика стимулирования экономики сопровождается уменьшением ставки процента и уменьшением размера национального дохода.
Суть кредитно-денежной (монетарной)
политики состоит в воздействии
на экономическую конъюнктуру
При анализе кредитно-денежной политики выполняются все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства.
Таблица 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Гос.расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Номинальное предложение денег Ms, млрд. руб. |
1 |
10,27 |
1253,12 |
295,69 |
170 |
1718,81 |
295,69 |
492,75 |
492,75 |
1718,81 |
1020,00 |
2 |
9,66 |
1280,72 |
305,39 |
170 |
1756,10 |
305,39 |
591,30 |
591,30 |
1756,10 |
1224,00 |
3 |
8,94 |
1313,83 |
317,02 |
170 |
1800,86 |
317,02 |
709,57 |
709,57 |
1800,86 |
1468,80 |
4 |
8,06 |
1353,58 |
330,99 |
170 |
1854,56 |
330,99 |
851,48 |
851,48 |
1854,56 |
1762,56 |
5 |
7,02 |
1401,26 |
347,74 |
170 |
1919,01 |
347,74 |
1021,77 |
1021,77 |
1919,01 |
2115,07 |
Расчет и анализ проводится для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.
На основании полученных в таблице 2.8 данных строится график (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
Увеличение государством предложения денег сдвигает кривую LM вниз. В результате равновесие перемещается вниз, ставка процента снижается с, а уровень национального дохода увеличивается. Таким образом, если государство ставит своей задачей увеличение национального производства, оно увеличивает предложение денег, что имеет своим следствием снижение ставки процента, рост инвестиций, расширение спроса на товары и услуги и, в конечном итоге, рост национального дохода.
Таблица 2.9 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Гос.расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Номинальное предложение денег Ms, млрд. руб. |
1 |
10,27 |
1253,12 |
295,69 |
170 |
1718,81 |
295,69 |
492,75 |
492,75 |
1718,81 |
1020,00 |
2 |
10,88 |
1225,52 |
285,99 |
170 |
1681,51 |
285,99 |
394,20 |
394,20 |
1681,51 |
816,00 |
3 |
11,36 |
1203,44 |
278,24 |
170 |
1651,68 |
278,24 |
315,36 |
315,36 |
1651,68 |
652,80 |
4 |
11,75 |
1185,78 |
272,03 |
170 |
1627,81 |
272,03 |
252,29 |
252,29 |
1627,81 |
522,24 |
5 |
12,06 |
1171,65 |
267,07 |
170 |
1608,72 |
267,07 |
201,83 |
201,83 |
1608,72 |
417,79 |
Информация о работе Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности