Національна інвестиційна система Індії

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является анализ национальной инновационной системы Индии.
Для выполнения поставленной цели, выполняются такие задачи: определить историю формирования НИС Индии, ее общую характеристику, систему образования и науки в контексте НИС, государственную политику и инновационный потенциал НИС Индии, а также развитие технопарков и перспективы НИС Индии на будущее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
История появления НИС………………………………………………......5
Финансовая инфраструктура…………………………………………........9
Производственно-техносогическая инфраструкткра…………………...13
Информационная инфраструктура…………………………………........18
Кадровая инфраструктура……………………………………………......23

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Национальная инновационная система.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ  НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ  ІМЕНІ І.І. МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ  МАТЕМАТИКИ, ЕКОНОМІКИ  І МЕХАНІКИ

КАФЕДРА МІЖДУНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ  ВІДНОСИН 
 
 
 
 

ІНДИВІДУАЛЬНЕ ЗАВДАННЯ

На  тему:

«Національна інвестиційна система Індії» 
 
 
 
 

Студентки IV МЕО, 5 гр.

Спеціальності «МЕВ»

Смольнікової  Інни Геннадіївни 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Одесса 2011 р.

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

  1. История появления  НИС………………………………………………......5
  2. Финансовая инфраструктура…………………………………………........9
  3. Производственно-техносогическая инфраструкткра…………………...13
  4. Информационная инфраструктура…………………………………........18
  5. Кадровая инфраструктура……………………………………………......23
 

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком  смысле, поскольку характеризуется  резким усилением и усложнением  взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формировании мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. В условиях глобализации и образования единого мирового рынка формирование инновационных систем приобрело характер центрального экономического процесса в индустриально развитых странах. Это означает, что доминантой экономического роста становится система научных знаний, новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг.

     Актуальность  темы исследования. В современных  условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных процессов в ряде стран начиная с середины 80-х годов сформированы национальные инновационные системы выступающие основой развития инновационной экономики. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

     Главными  компонентами инновационных систем выступают научные, научно-технические и технологические новшества, воплощенные как в различных материальных, так и в нематериальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, уровню распространения и пр. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

     Национальная инновационная система – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

     Согласно докладу о мировом рейтинге конкурентоспособности Global Competitiveness Report 2010-2011, опубликованному в материалах Мирового Экономического Форума (2011), Индия находится на 51 месте среди 139 стран (Россия – на 63). По такому параметру, как «инновации и развитие экономики знаний» (innovation and sophistication), она занимает 42 место (Россия – на 80 месте).

     Целью данной работы является анализ национальной инновационной системы Индии.

     Для выполнения поставленной цели, выполняются  такие задачи: определить историю формирования НИС Индии, ее общую характеристику, систему образования и науки в контексте НИС, государственную политику и инновационный потенциал НИС Индии, а также развитие технопарков и перспективы НИС Индии на будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. История формирования НИС 

       Исследователи выделяют три этапа  в формировании и развитии  НИС Индии.

      1 этап.

       По настоящему о начале формирования  национальной инновационной системы  Индии можно говорить, лишь начиная  с обретения страной независимости  от британского господства (1947). Однако первый важный элемент инновационной структуры появился в 1942 году, когда по инициативе центрального руководства страны был образован Научно-промышленный исследовательский совет (CSIR)  – автономная организация, являющаяся и сегодня крупнейшим в Индии центром НИОКР. С 1947 года CSIR руководит национальной системой научно-исследовательских лабораторий. CSIR не только аккумулирует значительные государственные финансовые средства, но и пользуется поддержкой крупных представителей промышленности.

       Государственная политика независимой  Индии характеризовалась стремлением  к обретению теперь уже экономической  и технологической независимости.  Протекционистские меры, получившие  название лицензионного права  (Licence Rail), надолго определили развитие инновационного потенциала страны. Одна из мер - замещение импорта – предполагала организацию производства собственных товаров взамен ввозимых из-за рубежа. Импорт технологий требовал процедуры получения государственного разрешения. При этом индийское патентное законодательство косвенно поощряло копирование западных технологий, что обеспечивало процветание многих индийских предприятий, особенно фармацевтических концернов. Однако подобный подход рикошетом ударял и по индийским изобретениям, которые оказывались незащищенными с точки зрения права.

       В 1974 году индийское руководство  впервые приняло пятилетний план  научно-технического развития, разработанный  Национальным научно-техническим  комитетом. Научно-технический план  на 1974-79гг должен был содействовать внедрению и адаптации новых технологий и развитию собственных производственных мощностей. Фактически это была централизованная государственная программа НИОКР, объединившая усилия более чем 2 тысяч ученых, занятых планированием развития технологий в 24 широких секторах промышленности. С тех пор глава о научно-техническом развитии включалась в каждый пятилетний план.

      2 этап.

     Начало 1980х обозначило еще более пристальное  внимание государства к развитию науки и технологий. При кабинете министров была создана Консультативная комиссия по науке – орган, координировавший деятельность разных институтов, распределяя задачи и определяя направления развития.

     В 1982 году правительство Индии создает  при Департаменте науки и техники  Национальное бюро развития научно-технических предприятий (NSTEBD) , призванное стимулировать создание наукоёмких и высокотехнологичных предприятий. NSTEBD разработал программу «Парк научно-технических предприятий» (STEP), внедрение которой началось в 1984 году. Программа предусматривала выделение особых экономических зон для высокотехнологичных предприятий. С 1985 года ядром этой программы и самым ярким примером ее успеха стал город Бангалор в штате Карнатака, называемый индийской Кремниевой долиной. Cейчас в Бангалоре занято более 250 тысяч IT-специалистов. Это больше, чем в калифорнийской Кремниевой долине, где, кстати, 40% работников ИТ — индийского происхождения.

       В 1983 году вышло Положение о  технической политике, поощрявшее  НИОКР в частном секторе, создание  независимых лабораторий, которые сотрудничали бы с государственными организациями. Логичным шагом по развитию нового курса стало формирование Совета по прогнозированию и анализу технической информации (TIFAC) (1988). Совет занимается прогнозированием востребованности технологий, анализирует тенденции их развития, поддерживает инновации путем проведения сетевых мероприятий в отдельных технических отраслях национального значения. Государство также постаралось обеспечить пополнение фонда венчурного капитала, путем обложения импортируемых технологий пятипроцентным налогом. Финансированием собственных технологических разработок из полученных средств занимался Индийский банк индустриального развития.

       В целом второй этап развития  НИС характеризуется ослаблением  государственного контроля в  области промышленного лицензирования, постепенной либерализацией в области торговли и импорта, поощрением частной инициативы в сфере развития новых технологий и созданием государственной системы специальных институтов для поддержки инновационных технологий.

      3 этап.

     1990е  годы начались для Индии в  жестких условиях бюджетного  дефицита, высокого уровня инфляции, неустойчивого платежного баланса.  Экономика страны оказалась на  грани коллапса. Международный валютный  фонд в обмен на помощь потребовал  либерализации экономики.

       Реформы оказали важнейшее влияние  на развитие инновационной сферы.  Было отменено промышленное лицензирование (оно сохранилось в урезанном  виде в нескольких отраслях), иностранные  инвестиции объемом до 51% уставного  капитала одобрялись автоматически, неэффективные государственные предприятия были реорганизованы или приватизированы.

       Тем не менее, существенные  изменения в инновационной сфере  стали происходить лишь десятилетие  спустя, а в 1990е государство  по-прежнему финансировало до 70% научных разработок, затраты на НИОКР были ниже 1%, объем иностранных инвестиций рос медленно.

       Важным фактором развития НИС  стала реформа законодательства  об интеллектуальной собственности.  Индийский закон 1970г «О патентах»  претерпел существенные изменения  в 1990, 2002, 2005 гг., и теперь отвечает требованиям международного права.

       Первое десятилетие XXI века стало  для Индии временем экономического  прорыва и ускоренного развития  инновационной сферы [1].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Финансовая инфраструктура 

     В 1992 году была создана Индийская ассоциация венчурного инвестирования (IVCA), до недавнего времени объединявшая лишь индийских инвесторов чтобы оставаться лидером рынка обслуживания иностранных инноваций, стране необходимо уметь быстро внедрять собственные инновации. В Индии инноваторов поддерживают через множество правительственных и общественных программ игроков. Крупнейшие из них основаны Банком поддержки малого и среднего бизнеса. В Индии инноваторов поддерживают через множество правительственных и общественных программ (SIBDI) — это Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий объёмом 250 млн долларов и Фонд развития мелких и средних предприятий (SME Growth Fund) объёмом более 1 млрд долларов. (Для сравнения: капитализация Российского фонда информационных и коммуникационных технологий (РИФКТ) составляет 1,4 млрд рублей, Российской венчурной компании — 15 млрд рублей, т.е. 53 млн и 600 млн долларов соответственно). Основные задачи фондов — понижение характерных для инновационных отраслей долгосрочных рисков, поиск и инвестирование в новые компании в таких секторах, как «живые системы», информационные технологии, ритейл, инжиниринг, пищевая промышленность, инфраструктура здравоохранения, логистика и т.д. Венчурное подразделение банка ICICI, управляющее фондами более чем в 2 млрд долларов, занимаясь, строго говоря, традиционными прямыми инвестициями, часть средств выделяет на инновационные стартапы, в основном в ИТ [4].

     В последние годы в состав IVCA вошли  многие американские и европейские фонды, что значительно ускорило рост венчурных инвестиций. В прошлом году в Индии было зафиксировано 299 сделок прямого инвестирования в венчурные проекты, объём прямых венчурных инвестиций достиг 7,5 млрд долларов в год. (Россия сильно отстаёт от Индии по этим показателям. По данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования в 2005 году прошло всего 33 сделки прямого венчурного инвестирования. Сумму прямых венчурных инвестиций наблюдатели оценивают примерно в 100 млн долларов в год — такую оценку приводит, например, Олег Кужиков, директор венчурного подразделения «Тройки-Диалог» в интервью «Коммерсанту»).

Информация о работе Національна інвестиційна система Індії