Д.
Рикардо и вовсе не придавал значения
классификации налогов, считая, что все
налоги уплачиваются из прибыли капиталиста
и лишь некоторые – из поземельной ренты.
Единства
в оценке преимуществ и недостатков
косвенного обложения в финансовой
науке вплоть до середины ХIХ в. не
было, что отражало реальную практику
налогообложения и состояние науки. К
концу ХIХ в. произошло резкое столкновение
фискальных интересов государства с интересами
экономического развития, которое требовало
значительных инвестиций в связи с важнейшими
качественными изменениями технологии
производства (наступление века электричества,
внедрение в производство двигателя внутреннего
сгорания, разработка новых методов производства
стали и т. д.) и экономического строя общества
(акционерный капитал, корпорации, трансформация
чистой конкуренции в несовершенную).
Косвенные
налоги составляли основу тогдашних
бюджетов, а надо было найти такой
вид налогообложения, который без
ущерба для казны мог бы заменить
суммы поступлений от косвенного обложения
и обеспечить стимулы к росту производства.
В качестве альтернативы было предложено
прогрессивное подоходное обложение.
Исследуя
преимущества и недостатки каждой формы
налогообложения, финансовая наука
приходит к выводу, что только посредством
сочетания прямого и косвенного обложения
можно выстроить налоговую систему, отвечающую
фискальным интересам государства, экономическим
интересам налогоплательщиков. Помимо
этого ученые отмечают, что эффективная
налоговая система должна строится на
определенных принципах. Одни из этих
принципов определяют фундамент налоговых
отношений вне зависимости от пространства
и времени. Другие определяют условия
построения и функционирования в конкретной
стране и в конкретных исторических условиях.
В связи с этим весь комплекс принципиальных
установок для системы налогообложения
разграничивается на две подсистемы:
- Классические,
или общенациональные, принципы. Они как
бы идеализируют налогообложение. Если
налоговая система строится строго на
их основе, то ее можно считать оптимальной.
- Организационно-экономические
(правовые), или внутринациональные, принципы.
На основе этих принципов создаются налоговые
концепции и задаются условия действия
налогового механизма применительно к
типу государства, политическому режиму
и возможностям экономического базиса,
сложившимся социальным условиям развития
[38, стр. 60].
Каждая
новая реформа национальных систем
налогообложения приближает их к состоянию,
наиболее полно отвечающему вышеназванным
принципам. Вместе с тем национальные
системы налогообложения не теряют своей
индивидуальности. Определяемые наукой
в настоящее время принципы налогообложения
можно подразделить на две сферы.
Первая
сфера включает всеобщие, или фундаментальные,
принципы, которые, так или иначе, используются
в налоговых системах стран мирового сообщества.
О них писали в своих трудах А. Смит, Д.
Рикардо, А. Вагнер. Это и есть подсистема
общенациональных принципов построения
системы взаимоотношений налогоплательщиков
и государства. В этой сфере выделяют следующие
принципы:
- Принцип равномерности,
который требует, чтобы граждане каждого
государства принимали материальное участие
в обеспечении правительства соразмерно
тем доходам, которые они получают под
покровительством этого правительства.
Данное правило называют еще принципом
справедливости, требующим, чтобы обложение
было достаточно жестким для богатых лиц
и щадящим для социально слабо защищенных
слоев населения.
- Принцип определенности,
согласно которому налоговое законодательство
должно быть стабильным, любые его корректировки
ни в коем случае не должны приниматься
задним числом, а о предстоящих изменениях
необходимо широко информировать плательщиков.
Это позволит им принимать деловые решения
на перспективу.
- Принцип удобства,
предполагающий, что налог должен взиматься
в такое время и таким способом, которые
наиболее удобны для плательщика, то есть
государство должно устранить формальности
и упростить акт уплаты налога, а также
приурочить налоговый платеж ко времени
получения дохода.
- Принцип экономности
(дешевизны), который характеризует эффективность
налоговой системы для государства и определяется
административными затратами на ее обслуживание.
Наиболее эффективной будет та система,
которая обеспечивает наиболее полное
поступление налогов в бюджет при наименьших
затратах по их сбору.
Кроме
этих классических принципов со временем
сложился комплекс требований, предъявляемых
как со стороны государства, так и со стороны
плательщиков:
- Принцип всеобщности,
выражающий единый подход к налогоплательщикам
независимо от источника дохода;
- Однократность
обложения одного и того же объекта за
определенный период;
- Стабильность
налоговой системы в течение длительного
времени;
- Оптимальность
налоговых изъятий, то есть обеспечение
государства налоговыми доходами при
относительно небольшом количестве налогов
и справедливой тяжести обложения юридических
и физических лиц.
Вторая
сфера включает в себя экономические
и организационно-правовые принципы
построения налоговой системы в
конкретных условиях общественно-политического
и социально-экономического развития
страны. Данная совокупность принципиальных
требований относится к подсистеме внутринациональных
принципов, на основании которых принимается
закон о налоговой системе конкретной
страны на определенный период времени.
Эта система демонстрирует, какие фундаментальные
принципы налогообложения в полной мере
применимы в этой стране, какие – лишь
частично, а какие вовсе не вписываются
в систему правовых отношений налогоплательщиков
с государством.
В
Республике Беларусь имеются характерные
для ее экономики внутринациональные
принципы, отвечающим мировым стандартам
и получившие свое развитие. В частности,
в 2002 году Палатой представителей принят
Налоговый кодекс, который является систематизированным
сводом законов Республики Беларусь, регулирующим
отношения в области налогообложения,
сборов и пошлин. В нем законодательно
развиты и расширены действующие принципы,
введены новые, касающиеся построения
и функционирования налоговой системы
и учитывающие сложившиеся социально-экономические
отношения в государстве. В частности,
не допускается установление налогов,
нарушающих единое экономическое пространство
и единую налоговую систему государства;
не допускается вводить налоги, которые
прямо или косвенно ограничивают свободное
перемещение в пределах республики капитала,
товаров, денежных средств, или затруднять
законную деятельность налогоплательщиков;
не допускается устанавливать дополнительные
налоги или повышенные либо дифференцированные
ставки налогов в зависимости от форм
собственности, организационно-правовой
формы хозяйствующих субъектов, гражданства
физического лица.
Характерным
признаком научной обоснованности
и устойчивости национальных систем
налогообложения является совпадение
провозглашенных в законе и реально действующих
налоговых форм. В Беларуси это пока не
достигнуто, что связано с трудностями
перехода к рынку: не соблюдаются принципы
однократности налогообложения, эластичности
налоговых ставок, равнонапряженности
налоговых изъятий; допускается избирательный
подход к определению налоговых льгот
и санкций для отдельных налогоплательщиков,
до последнего времени существовала практика
законодательного изменения налогообложения
«задним числом».
Промышленно
развитые страны с социально ориентированной
экономикой ставят перед собой новые целевые
установки и принимают принципы налогообложения,
отвечающие особенностям и уровню их развития:
- Создание
условий, благоприятствующих инвестированию
сбережений корпораций и частных лиц для
формирования новых рабочих мест и борьбы
с безработицей.
- Обеспечение
конкурентоспособности продукции путем
стимулирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, новейших
технологий и фундаментальных исследований.
- Проведение
протекционистской политики и поддержка
отраслевого и территориального перелива
капитала.
- Стимулирование
накопления капитала и сбережений, сдерживание
личного потребления капитала.
- Обеспечение
социальных потребностей всех слоев населения
[11, стр. 60].
В
итоге можно сказать, что грамотное
построение налоговой системы –
необходимое условие для развития
экономически благополучного государства.
Подходы к организации налоговой
системы, начавшей свое развитие еще в
древнем мире, постоянно претерпевали
изменения, формулировались принципы
построения налоговых систем. Нужно отметить,
что выполнение этих принципов необходимо
для эффективности налоговой системы.
В Республике Беларусь не все принципы
выполняются, а уровня налоговых систем
развитых стран нашей стране в ближайшее
время достигнуть не удастся.
Характеристика налоговой
системы Республики Беларусь
Начавшийся
в 90-х годах процесс либерализации
экономической жизни на просторах бывшего
СССР привел к появлению в Республике
Беларусь тысяч независимых предприятий
и предпринимателей, десятков коммерческих
банков и страховых компаний, а также к
формированию рынка ценных бумаг и активизации
внешней торговли. Это потребовало скорейшего
принятия соответствующих законодательных
актов, направленных на обеспечение цивилизованного
сбора налогов с учетом всего многообразия
новых хозяйственных форм и отношений.
В связи с этим особенно актуальным стало
создание налоговой системы, соответствующей
изменившимся экономическим условиям.
Как следствие, в начале 1992 года взамен
существовавшей на базе командно-административной
экономики была введена в действие новая,
ориентированная на рынок система налогообложения.
Основу ее составил Закон «О налогах и
сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь», а также специальные акты налогового
законодательства, определяющие по каждому
виду налога конкретные объекты налогообложения,
порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально
налоговая система включала 15 основных
налогов и 8 видов отчислений в различные
внебюджетные фонды. Принятый перечень
налогов и некоторые методики исчисления
имели формальные признаки налогообложения
рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее
содержание определяли потребности сложившегося
соотношения доходов и расходов государственного
бюджета. В дальнейшем налоговая система
постоянно корректировалась: изменялись
состав налогов и сборов, порядок расчета.
По
состоянию на 1 января 2004 года действующие
в Республике Беларусь налоги и другие
обязательные платежи в бюджет в зависимости
от выполняемых функций и источника уплаты
могут быть объединены в 9 укрупненных
групп. [7, стр. 105-109]
- Налоги и
сборы, включаемые юридическими лицами
в выручку от реализации товаров (работ,
услуг), и именно:
- Налог на
добавленную стоимость. Объектом обложения
тут выступают обороты по реализации товаров
(работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную
территорию Республики Беларусь (за исключением
освобождаемых от налогообложения). Основная
ставка этого налога с 2004 года составляет
18% (ранее – 20 %).
- Налог с продаж
автомобильного топлива, которым облагаются
операции по реализации на территории
нашей страны автомобильного топлива.
Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости
реализуемого топлива.
- Сбор в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки и налог с пользователей автомобильных
дорог, уплачиваемые единым платежом.
Ставка сбора в 2004 году по сравнению с
2003 выросла на 1 % и составила 3 %, а облагается
им выручка от реализации товаров (работ,
услуг).
- Сбор на формирование
местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных
фондов и сбор на финансирование расходов,
связанных с содержанием ремонтом
жилищного фонда, также уплачиваемые единым
платежом. Объект обложения аналогичен
предыдущему сбору, а вот ставка наоборот
снизилась по сравнению с 2003 годом с 2,5
% до 1,15 %. Нужно отметить, что с текущего
года был отменен целевой сбор в местные
целевые бюджетные фонды стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной
продукции и продовольствия.
- Акцизы. Подакцизными
товарами в Республике Беларусь являются:
спирт гидролизный технический; спиртосодержащие
растворы (за исключением некоторых видов);
алкогольная продукция (за исключением
коньячного спирта и виноматериалов);
пиво; табачная продукция; нефть сырая;
автомобильное топливо, масло для дизельных
и карбюраторных двигателей; ювелирные
изделия; микроавтобусы и автомобили легковые
(за исключением предназначенных для профилактики
и реабилитации инвалидов). Ставки акцизов
устанавливаются в абсолютной сумме на
физическую единицу измерения подакцизных
товаров или в процентах от стоимости
товаров.
- Налоги на
прибыль и доходы. В эту группу входят: