- Налог на
прибыль, которым облагается прибыль от
реализации товаров (работ, услуг), иных
ценностей, имущественных прав и доходов
от внереализационных операций, уменьшенных
на сумму расходов по этим операциям. Ставка
налога на прибыль составляет 24 %.
- Налог на
доходы от дивидендов и приравненных к
ним доходов, удерживаемый у источника
дохода в размере 15 %.
- Налог на
доходы иностранных юридических лиц, не
осуществляющих деятельность в Республике
Беларусь через постоянное представительство.
Этим налогом облагаются дивиденды, роялти,
лицензии, другие доходы по перечню, определенному
Советом Министров, по ставке 15 %; доходы
от долговых обязательств (требований)
любого вида, в частности облигаций (кроме
государственных), векселей, займов (вкладов,
депозитов, кредитов, пользования временно
свободными средствами на счетах в банках
Республики Беларусь) (10%; плата за фрахт
в связи с осуществлением международных
перевозок (6%); стоимость товаров, ввезенных
и реализованных на выставках, выставках-продажах,
ярмарках (10 %).
- Подоходный
налог с физических лиц, уплата которого
осуществляется из совокупного дохода
физических лиц в денежной и натуральной
форме, полученного в течение календарного
года. Ставки подоходного налога составляют
9, 15, 20, 25, 30 %, а также существуют фиксированные
суммы налога.
- Налоги, сборы
и отчисления, относимые юридическими
лицами на себестоимость продукции (работ,
услуг):
- Чрезвычайный
налог и обязательные отчисления в государственный
фонд содействия занятости. Налоговой
базой является фонд заработной платы,
а ставка равняется 5 %.
- Обязательные
страховые взносы в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты. Нужно отметить, что этот фонд
с 2004 года включен в состав республиканского
бюджета. Объектом налогообложения для
работающих граждан выступают все виды
выплат. Ставки варьируются в зависимости
от рода деятельности.
- Земельный
налог, который взимается с земельного
участка, предоставленного в установленном
порядке во владение, пользование или
собственность.
- Налог за
пользование природными ресурсами (относится
на себестоимость в пределах установленных
лимитов). Им облагаются объемы используемых
природных ресурсов, объемы выводимых
в окружающую среду выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ и объемы переработанных
нефти и нефтепродуктов в размере 1 евро
за тонну.
- Плата за
размещение отходов производства и потребления
в окружающей среде (также относится на
себестоимость в пределах установленных
лимитов), взимаемая с объема этих отходов.
- Отчисления
за геологоразведочные работы, выполненные
за счет средств бюджета по ставке 1,6 %
от стоимости добытых полезных ископаемых
из разведанных за счет средств бюджета
месторождений.
- Плата, взимаемая
за древесину, отпускаемую на корню.
- Сбор за проезд
автомобильных транспортных средств иностранных
государств по автомобильным дорогам
общего пользования.
- Плата за
проезд тяжеловесных и крупногабаритных
автомобильных транспортных средств по
автомобильным дорогам общего пользования.
- Сборы, относимые
юридическими лицами на финансовые результаты:
- Оффшорный
сбор. Он взимается по ставке 15 % с перечисленных
денежных средств резидентом Республики
Беларусь нерезиденту, зарегистрированному
в оффшорной зоне, иному лицу, по обязательству
перед этим нерезидентом или на счет, открытый
в оффшорной зоне; с исполненного обязательства
в неденежной форме перед нерезидентом
Республики Беларусь, зарегистрированным
в оффшорной зоне; с переходящих в соответствии
с законодательством имущественных прав
и (или) обязанностей в связи с переменой
лиц в обязательстве, сторонами которого
выступают резидент Республики Беларусь
и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной
зоне.
- Налоги и
сборы, уплачиваемые юридическими лицами
за счет средств, остающихся в их распоряжении:
- Налог на
недвижимость. Этим налогом облагается
стоимость основных средств, являющихся
собственностью или находящихся во владении
плательщиков, объектов незавершенного
строительства по годовой ставке 1 %, а
также стоимость принадлежащих физическим
лицам жилых домов, садовых домиков, дач,
жилых помещений (квартир, комнат), надворных
построек, гаражей, иных зданий и строений
по годовой ставке 0,1 %
- Налог на
приобретение транспортных средств, налоговой
базой которого является цена приобретения
автомобильного транспортного средства
без учета НДС, а ставка равна 5 %.
- Местные налоги
и сборы. Нужно отметить, что не все эти
налоги и сборы уплачиваются за счет средств,
остающихся в распоряжении субъектов
хозяйствования, а именно налог с продаж
товаров в розничной торговле и налог
за услуги, оказываемые объектами сервиса,
включаемые в выручку, а также сбор с заготовителей,
относимый на себестоимость. В 2004 году
областные, Минский городской Советы депутатов,
Советы депутатов базового территориального
уровня вправе вводить на территории соответствующих
административно-территориальных единиц
следующие местные налоги и сборы:
- Налог с продаж
товаров в розничной торговле. Ставка
налога не может превышать 5 % выручки от
реализации товаров отечественного производства
и 15 % выручки от реализации товаров иностранного
производства.
- Налог на
услуги, оказываемые объектами сервиса.
Ставка этого налога составляет 10 %, хотя
в 2003 году она была 5 %.
- Целевые сборы
(транспортный сбор на обновление и восстановление
городского, пригородного пассажирского
транспорта, автобусов междугородного
сообщения и содержание ведомственного
городского электрического транспорта,
сбор на содержание и развитие инфраструктуры
города (района)). Ставка по целевым сборам
составляет 4 % суммы прибыли, остающейся
в распоряжении после налогообложения
(в 2003 году – 5 %).
- Сборы с пользователей
инфраструктуры соответствующих административно-территориальных
единиц.
- Сбор с заготовителей
(за осуществление промысловой заготовки
(закупки) дикорастущих растений, грибов,
технического и лекарственного сырья
растительного происхождения, сельскохозяйственной
продукции в целях их промышленной переработки
или реализации), ставка по которому равна
5 % стоимости объема заготовки (закупки).
- Курортный
сбор (за нахождение физических лиц в санаторно-курортных
и оздоровительных учреждениях, расположенных
на территории соответствующих административно-территориальных
единиц). Ставка по сбору – 3 % от стоимости
путевки.
- Сборы с физических
лиц при пересечении ими Государственной
границы Республики Беларусь через пункты
пропуска в размере 0,5 базовой величины
на одно физическое лицо на день уплаты
(в 2003 году – 3 евро).
- Налоги на
доходы, полученные в отдельных сферах
деятельности:
- Налог на
доходы, полученные в отдельных сферах
деятельности. Объектом налогообложения
выступают доходы банков, кредитно-финансовых
учреждений, страховых и перестраховочных
организаций, а также доходы иных юридических
лиц от операций с ценными бумагами. Налоговая
ставка составляет 30 % для кредитно-финансовых
учреждений и страховых организаций и
40% для иных юридических лиц.
- Налог на
доходы от осуществления лотерейной деятельности.
Налоговой базой выступает разность между
суммой выручки от организации лотерейного
процесса и суммой начисленного призового
фонда лотереи, а ставка равна 8 %.
- Налог на
игорный бизнес. Объекты налогообложения:
игровые столы, игровые автоматы, кассы
тотализаторов и кассы букмекерских контор.
- Упрощенная
система налогообложения, в которую входят:
- Единый налог
для производителей сельскохозяйственной
продукции. Налоговой базой является валовая
выручка, а ставка составляет 2 %.
- Налог для
субъектов хозяйствования, применяющих
упрощенную систему налогообложения.
Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.
- Единый налог
с индивидуальных предпринимателей и
иных физических лиц. Базовые ставки этого
налога установлены в евро за месяц осуществления
деятельности.
- Другие налоги
и сборы:
- Государственная
пошлина, которая взимается с юридических
действий и документов, имеющих юридическую
силу, выдаваемых в специальных учреждениях,
имеющих на то полномочия. Ставки госпошлины
устанавливаются Советом Министров.
- Платежи во
внебюджетные фонды:
- Отчисления
в инновационные фонды, уплачиваемые в
размере до 0,25 % себестоимости товаров
(работ, услуг). В зависимости от специфики
деятельности могут устанавливаться повышенные
нормативы отчислений.
- Отчисления
в фонд развития строительной науки, взимаемые
в размере 0,5 % стоимости строительно-монтажных
работ.
- Платежи в
государственный внебюджетный фонд гражданской
авиации.
Необходимо
отметить, что в 1992 году налоговая
система формировалась в условиях
нарастающего экономического кризиса,
который обострил проблему мобилизации
доходов в государственный бюджет, и потому
налоговая политика того периода приобрела
исключительно фискальный характер, который
выразился в чрезмерном изъятии доходов
у налогоплательщиков и в недостаточно
эффективных способах его осуществления.
С 1992 года проводились многочисленные
корректировки налогового законодательства,
которые несколько уменьшали уровень
налоговых изъятий, но принципиально не
улучшали саму налоговую систему. Уровень
налоговой нагрузки на экономику снизился
по сравнению с 1992 годом, но все равно остается
достаточно высоким (табл. 1).
Таблица
1. Динамика реальной и номинальной
налоговой нагрузки на экономику
Беларуси, %
Показатель |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
Темпы
роста ВВП |
92,4 |
83,3 |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
104,0 |
Номинальная
налоговая нагрузка на экономику (с
учетом ФСЗН) |
65,0 |
62,8 |
47,2 |
46,9 |
43,1 |
41,6 |
42,7 |
42,7 |
42,4 |
Реальная
налоговая нагрузка на экономику (с учетом
ФСЗН) |
49,6 |
49,4 |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
Недоимки
по платежам в бюджет и внебюджетные
фонды |
15,4 |
13,4 |
4,6 |
7,7 |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
Примечание.
Лит. источник: [21, стр. 52]
Отчасти
такой уровень налоговой нагрузки
на экономику объясняется тем, что налоговые
поступления являются основным источником
доходов бюджета Республики Беларусь.
В 2000 году они составляли 76,5 % доходов консолидированного
бюджета, в 2002 – 72,5 %. [29, стр. 111]. А если сюда
добавить доходы целевых бюджетных фондов,
то и вовсе получается более 90 %. В тоже
время в развитых странах основу доходов
бюджета также составляют налоги, однако,
уровень налоговой нагрузки на экономику
в большинстве из них ниже.
Важнейшей
характеристикой налоговой системы
на микроуровне является налоговая нагрузка
на предприятия, характеризующая степень
налоговых изъятий из выручки. Реальная
налоговая нагрузка на предприятия в среднем
по республике увеличилась с 16,1 % в 1993 г.
до 19,2 % в 2001 г. [35, стр. 84] Высокая налоговая
нагрузка на предприятия – один из факторов
ухудшения состояния реального сектора
экономики.
Не
мене важной характеристикой налоговой
системы является ее эластичность.
Сопоставление темпов роста ВВП с темпами
роста налогов и сборов в бюджет свидетельствует
о снижении эластичности налоговой системы
(таблица 2).
Таблица
2. Характеристика эластичности налоговой
системы Республики Беларусь
Показатель |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
Темпы
роста ВВП, % к предыдущему году |
103,4 |
105,8 |
104,0 |
Темпы
роста налогов и сборов в бюджет и внебюджетные
фонды (без ФСЗН), % к предыдущему году |
108,8 |
110,0 |
103,9 |
Коэффициент
эластичности налоговой системы |
2,6 |
1,7 |
0,98 |
Примечание.
Лит. источник [36, стр. 84]
Необходимо
также остановится на такой стороне
налоговой системы как соотношение
прямого и косвенного налогообложения.
Наибольшая и непрерывно увеличивающаяся
часть налоговых поступлений в Республике
Беларусь приходится на косвенные налоги
(таблица 3). Структура налоговых поступлений
в Беларуси существенно отличается от
большинства развитых стран, где преобладают
прямые налоги.
Таблица
3. Структура прямых и косвенных
налогов в Республике Беларусь
Налоги |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
%
в доходах бюджета |
% в ВВП |
% в доходах
бюджета |
% в ВВП |
% в доходах
бюджета |
% в ВВП |
% в доходах бюджета |
% в ВВП |
НДС |
25,8 |
9,2 |
25,1 |
9,1 |
26,2 |
9,0 |
25,3 |
8,8 |
Акцизы |
11,1 |
3,9 |
9,5 |
3,5 |
8,0 |
2,8 |
7,6 |
2,6 |
Налоги
с продаж |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
1,3 |
0,5 |
Сборы
и отчисления, уплачиваемые с выручки |
12,1 |
4,3 |
19,3 |
7,0 |
22,9 |
8,1 |
20,6 |
7,2 |
Прочие |
0,2 |
0 |
0,2 |
0 |
0,8 |
0,2 |
0,9 |
0,4 |
Всего
косвенных налогов |
49,9 |
17,7 |
54,8 |
19,9 |
58,7 |
20,4 |
55,7 |
19,5 |
Налог
на недвижимость |
2,6 |
0,9 |
0,9 |
0,3 |
2,3 |
0,8 |
3,4 |
1,2 |
Подходный
налог |
10,5 |
3,7 |
8,5 |
3,2 |
8,7 |
3,0 |
9,1 |
3,2 |
Налог
на прибыль и доходы |
12.6 |
4,5 |
13,8 |
5,0 |
14,0 |
4,9 |
13,0 |
4,6 |
Прочие |
2,1 |
0,8 |
2,4 |
0,8 |
2,9 |
1,0 |
2,5 |
0,9 |
Всего
прямых налогов |
27,8 |
9,9 |
25,6 |
9,3 |
27,9 |
9,7 |
28,0 |
9,9 |
Чрезвычайный
налог и отчисления в фонд занятости |
5,5 |
1,9 |
5,3 |
1,9 |
3,1 |
1,1 |
3,3 |
1,1 |
Земельный
налог |
1,1 |
0,4 |
0,7 |
0,3 |
0,6 |
0,2 |
0,8 |
0,3 |
Экологические
налоги |
1,4 |
0,5 |
1,2 |
0,4 |
1,0 |
0,3 |
1,1 |
0,4 |
Всего
смешанных налогов |
8,0 |
2,8 |
7,2 |
2,6 |
4,7 |
1,6 |
5,2 |
1,8 |