Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:53, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
1.Введение………………………………………………………………………3-4
2. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации:
2.1 Понятие и сущность налогов и сборов…………………………………..5-7
2.2 Структура налоговой системы РФ……………………………………….7-11
3. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
3.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный
Бюджет Российской Федерации……………………………………….12-18
3.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты….19-20
4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской
Федерации……………………………………………………………….21-24
5.Заключение…………………………………………………………………...25-26
6.Список использованной литературы……………………………………….27
7. Система
налогообложения должна быть
комплексной при умелом
8. Обязательны
простота, равномерность, точность,
удобство по форме, экономность сбора,
избежание чрезмерной тяжести. Налоги
по способу взимания бывают прямыми и
косвенными. Прямые налоги взимаются государством
непосредственно с доходов и имущества
налогоплательщиков. Объектом налога
выступает доход (зарплата, прибыль, процент
и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков
(земля, основные средства и т.п.)
Построение
налоговой системы
Налогоплательщики
могут в некоторой степени
оказывать обратное воздействие
на другие элементы налоговой системы,
в частности обжаловать решения
налоговых администраций, через
избирательное право косвенно влиять
на законодательство, трактовать все законодательные
неясности в свою пользу, но они, безусловно,
занимают наиболее подчиненное положение.
Это обусловливается основным признаком
налога - его обязательностью и доминирующей
функцией налогового платежа - фискальной.
Наиболее
значительное обратное влияние на законодательную
базу оказывает налоговое администрирование,
которое в процессе функционирования
выявляет несоответствия и нестыковки
налогового законодательства.
Налоговая
система подвержена постоянному
изменению под действием как внутрисистемных,
так и внешнесистемных факторов (воздействий),
т.е. она является не статической, а динамической
системой.
Налоговая
система РФ строится по территориальному
принципу и состоит из трех уровней
в зависимости от уровня управления
процессом налогообложения: федеральный
(на уровне РФ), региональный (на уровне
республик в составе РФ, краев, областей,
городов федерального значения) и местный
(на уровне муниципальных образований).
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую
очередь систему налогов
При этом
важно подчеркнуть, что перечень
региональных и местных налогов
стал исчерпывающим, т.е. ни один орган
законодательной власти субъекта Федерации
и представительный орган местного
самоуправления не имеют права ввести
ни одного налога, не предусмотренного
НК РФ. Это качественно изменило условия
хозяйствования для предприятий, достаточно
резко повысило их уверенность в незыблемости
налоговой системы.
Российская
система налогообложения в
Диаграмма 1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов
В федеральный бюджет по видам налогов в 2009 году (%)
3. Характеристика налоговой
системы Российской
Федерации.
3.1
Структура и динамика
налоговых поступлений
в Федеральный Бюджет
РФ.
Каждое
государство для реализации присущих
ему функций имеет доходы, которые
представляют из себя денежные или
материальные ресурсы, поступающие
государству в процессе распределения
или перераспределения
В период
абсолютизма развивается
В настоящее
время, аккумулируя налоги в бюджетном
фонде, государство финансирует
важнейшие направления жизни
и деятельности как общества в целом,
так и отдельных индивидуумов: здравоохранение,
образование, культура и искусство, правоохранительная
деятельность, государственное управление,
инвестиционная деятельность в областях
промышленности и сельского хозяйства
и многое другое.
Очень
важно отметить, что именно за счет
налоговых поступлений
Таблица 1. Поступления налогов в федеральный бюджет в 2009 году.
Вид налога | Поступления
(млрд. рублей) |
Соотношение
(%) |
Изменения
(%) | |
2008 год | 2009 год | |||
Поступления налога на прибыль организаций | 760,5 | 195 | 25,6 | -74,4 |
Поступления единого социального налога | 507 | 510 | 100,6 | 0,6 |
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 997,5 | 1 177 | 118 | 18 |
Поступления по сводной группе акцизов | 126,1 | 82 | 65 | -35 |
Налога на добычу полезных ископаемых | 1571,2 | 982 | 62,5 | -37,5 |
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации | 1250,5 | 1 263 | 101 | 1 |
В Фонд социального страхования | 64,2 | 52 | 81 | -19 |
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 88,1 | 89 | 101 | 1 |
В территориальные
фонды обязательного |
153 | 153 | 100 | 0 |
Всего | 5518,1 | 4503 | 81,6 | -18,4 |
Вывод:
По проведенным расчетам, поступления
налогов в федеральный бюджет
в 2009 году сократились на 18,4.
Налоговая
система является одним из наиболее действенных
инструментов экономической политики
государства. С одной стороны, она обеспечивает
формирование доходных источников бюджетов
всех уровней. С другой стороны, меняя
объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных
субъектов, государство влияет на экономическое
поведение налогоплательщиков.
Современная
налоговая система РФ введена
в действия с 1 января 1992г. на основе
Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ", принятого 27 декабря
1991г. Несовершенство этого Закона РФ
связано было наряду с множеством ее недостатков,
прежде всего с отсутствием единой законодательной
и нормативной базы налогообложения. В
целях разрешения сложившихся в налоговой
системе проблем в Российской Федерации
с 1января 1999 года введена часть первая
НК РФ. Огромное значение для формирования
бюджета любого уровня имеют государственные
доходы. Доходы представляют собой часть
национального дохода страны, обращаемого
через различные виды денежных поступлений
в собственность государства с целью создания
финансовой базы для осуществления задач
и функций.
Диаграмма 2.Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов
в федеральный бюджет в 2008-2009 гг.
Вывод:
Поступления доходов в федеральный бюджет
в 2009 году сократились на 1066 млрд.руб.,
по сравнению с 2008 годом.
Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Рассматривая
понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет
занимает центральное место в финансовой
системе любого государства, это имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий
(финансовый) год.
Бюджетный
кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как
"форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления".
Бюджетная
система - основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетных субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
В перечень этих налогов входят:
Налоговые
доходы от федеральных налогов и
сборов, а также налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, зачисляются
в федеральный бюджет при соблюдении следующих
нормативов:
Таблица 2. Нормативы зачисления налогов в федеральный бюджет
Вид налога | Норматив (%) |
Налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет | 100 |
Налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) | 100 |
Налога на добавленную стоимость | 100 |
Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья | 50 |
Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого | 100 |
Акцизов на спиртосодержащую продукцию | 50 |
Акцизов на табачную продукцию | 100 |
Акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей | 40 |
Акцизов на автомобили легковые и мотоциклы | 100 |
Акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации | 100 |
Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | 100 |
Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | 95 |
Налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) | 40 |
Налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации | 100 |
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | 100 |
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | 95 |
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции | 100 |
Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) | 70 |
Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) | 100 |
водного налога | 100 |
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет | 100 |
Государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) | 100 |