Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:53, реферат

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3-4

2. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации:

2.1 Понятие и сущность налогов и сборов…………………………………..5-7

2.2 Структура налоговой системы РФ……………………………………….7-11

3. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

3.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный

Бюджет Российской Федерации……………………………………….12-18

3.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты….19-20

4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской

Федерации……………………………………………………………….21-24

5.Заключение…………………………………………………………………...25-26

6.Список использованной литературы……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

оригинал.doc

— 1,023.00 Кб (Скачать документ)
 

3.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты. 

Правительством  в декабре 2008 года утвержден план мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике . Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях.

 

Первое - минимизация роста безработицы  и стабилизация производства. В связи  с этим Программа реализации мер  по поддержке рынка труда, принятая Правительством, предусматривает в  случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики. 

Второе - усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года действует План мероприятий по увеличению поступлений  налоговых и неналоговых доходов  в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009-2011 годы между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.

Практика  заключения соглашений дала положительный  результат: обеспечены обязательства  по увеличению заработной платы как  муниципальным бюджетникам, так работникам производственной сферы. Объем дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2008 год составил 12% к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2009 года условия Соглашений в части налоговых и неналоговых доходов исполнены с увеличением на 17,1%.

Экономический и социальный эффект совместных действий органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов  нашел отражение в положительной  динамике макроэкономических показателей  в январе - июне 2009 года. При росте цен на закупаемые промышленные товары более чем на 28% индекс промышленного производства вырос на 8%, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 19,2%. 

Третье. Любой кризис подталкивает к совершенствованию структуры управления и оптимизации нерациональных расходов. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ с 1 апреля 2009 года в органах исполнительной власти сокращена численность госслужащих. Для муниципальных образований, подпадающих по действие п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В дополнение к этим ограничениям, Правительство утвердило нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления.

В целях  минимизации расходов на коммунальные услуги Правительство утверждает натуральные  и стоимостные лимиты. Сверхлимитное  потребление оформляется дополнительными  соглашениями и оплачивается за счет средств учреждений, полученных от платных услуг. Кроме того, межведомственными рабочими группами проведены проверки эффективности работы действующей бюджетной сети учреждений социальной сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации. 

На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходит в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как "основные направления налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет назад. 

Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. 

Подобная  оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает  задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической  политики.

Какими  должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения. 

Естественное  и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. 

Однако  нельзя и снижать налоги сверх  меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно  низкие налоги могут привести к резкому  взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий. 

Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой  системы, ее совершенствование. Для  этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.  

Основные  направления налоговой реформы  в России в должны быть направлены на: 

1. ослабление  налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2. расширение  налоговой базы благодаря отмене  ряда налоговых льгот, расширению  круга плательщиков налогов и  облагаемых доходов в соответствии  с принципом "налоговой справедливости";

3. постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на физических  лиц;

4. решение  комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контролем  за соблюдением налогового законодательства. 

На сегодняшний  день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

  • расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
  • унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
  • расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
  • усиление социальной направленности налогов.
 

Для этого  нужно постоянно увеличивать, с  одной стороны, необлагаемый минимум  доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.  

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы  рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции. 

Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 

Успешность  развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    5.Заключение

На основании  всего сказанного можно сделать  следующие выводы:

1. Налоги  обеспечивают государство денежными  ресурсами, необходимыми для развития  общественного сектора страны. Налоги  могут выступать как эффективный  финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В  России действует трехуровневая  система налогообложения, включающая  федеральные налоги, налоги субъектов  Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.  

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика 

Рассмотрев  и проанализировав современное  состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы: 

- обеспечение  налогового администрирования является  залогом оптимальной налоговой  политики страны. Построение налоговых  администраций и контроль за  их деятельностью - это необходимое  условие построения новой, более совершенной налоговой системы; 

- налоговая  система РФ должна идти своим  путем, то есть опираться на  зарубежный опыт и в тоже  время следовать своим традициям  и особенностям; 

- при  помощи налоговых реформ, осуществить  ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ; 

- главная  задача налоговой политики - это  повышение уровня жизни населения  страны. 

Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. 
 
 
 
 
 
 

                     

                               6.Список использованной литературы 

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации