Налогово - бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:48, реферат

Описание

Прежде чем приступить к рассмотрению роли налогов в формировании доходов бюджетов, определимся с терминами и рассмотрим полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения.
Мы используем следующие категории и понятия:

Работа состоит из  1 файл

наработка налогово бюджетная.docx

— 203.64 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 2. Бюджет и бюджетная система

 

2.1. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней

Прежде чем приступить к рассмотрению роли налогов в  формировании доходов бюджетов, определимся  с терминами и рассмотрим полномочия органов власти различных уровней  в области налогообложения.

Мы используем следующие  категории и понятия:

Бюджет - система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом национального дохода) для образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования.

Бюджетная система  Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный план - юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается получение и распределение государственных денежных ресурсов, необходимых для выполнения основных функций государства.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Налогово-бюджетный  федерализм - совокупность таких отношений между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов, при которых региональные и местные власти, наряду с федеральной властью, самостоятельно определяют налогово-бюджетную политику на соответствующем уровне.

Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу па условиях долевого финансирования целевых расходов.

Полномочия органов  власти различных уровней в области налогообложения определяются Налоговым кодексом РФ. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена еще Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ", однако сам перечень налогов был несколько иным. В переходный период, пока не введена полностью в действие II часть НК РФ, перечень налогов определяется в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ". С принятием специальной части НК РФ перечень налогов будет регламентироваться Кодексом.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. Приведем основные из таких налогов:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. Налог на прибыль (доход) организаций;
  4. Налог на доходы от капитала;
  5. Налог на доходы физических лиц;
  6. Единый социальный налог;
  7. Государственная пошлина;
  8. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. Налог на пользование недрами.

Региональные налоги и  сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. При установлении регионального  налога законодательными органами субъектов  РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному  региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении регионального  налога законодательными органами субъектов  РФ могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком. К таким налогам относятся:

  1. Налог на имущество организаций;
  2. Налог на недвижимость;1
  3. Дорожный налог;
  4. Транспортный налог;
  5. Единый налог на вмененный доход;
  6. Налог на игорный бизнес;
  7. Региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Местные  налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами этих городов. К этим налогам относятся:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц;
  3. Налог на рекламу;
  4. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
  5. Местные лицензионные сборы.

Список налогов  России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального Собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем. Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 от 22.12.93 г. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое, на первый взгляд, демократическое право породило огромную волну произвола и дискриминации налогоплательщиков со стороны субфедеральных структур. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был "закрыт".

При рассмотрении роли налогов  в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  необходимо, прежде всего, классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений. Закон Российской Федерации  от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации  Российской Федерации"" внес изменения  в БК РФ и предусматривает следующие  элементы классификации доходов  бюджетов:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные перечисления;
  4. доходы целевых бюджетных фондов;
  5. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90% доходной базы бюджета. Это вызвано свойствами налога, которые были подробно рассмотрены в Главе 1. К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • займы;
  • доходы от денежной эмиссии;
  • доходы от приватизации;
  • иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы, как  правило, составляют менее 10 % доходов  бюджета. Это вызвано тем, что эти источники, как правило, влекут за собой дополнительные эффекты: денежная эмиссия - инфляцию, приватизация - снижение стоимости предприятий или продажу последних иностранцам, дополнительные займы повышают процент по выплачиваемым кредитам и т. д. Кроме того, неналоговые доходы являются нестабильным и сокращающимся источником - государственный заем может быть принят, а может быть отказано в нем (например, финансовый кризис августа 1998 г. был в основном вызван кризисом на рынке государственных ценных бумаг); приватизированное предприятие снова продать в частные руки можно только предварительно отняв его у прежнего владельца - только вряд ли кто тогда захочет инвестировать в это предприятие. Однако отказаться от неналоговых доходов невозможно, поскольку они выступают дополнительной опорой для бюджета в случае возникновения кризисных явлений в экономике, когда налоговых доходов недостаточно для реализации социальных программ и политических задач государства.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ, происшедших после утверждения закона о бюджете и потому не учтенных в законе, а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов.

Предварительное ознакомление с подразделением доходов по видам  объясняется разными условиями  в определении основных параметров источников бюджетных доходов. Например, чтобы изменить такие элементы налога как ставка налога, налогооблагаемая база, налоговые льготы и т. д. требуется согласие большинства депутатов Государственной думы РФ, Совета федерации, Администрации Президента РФ, тогда как изменить условия привлечения неналоговых доходов - займов, стоимости приватизируемого имущества, доходов от денежной эмиссии можно руководствуясь лишь доводами Министерства финансов и Правительства РФ. Однако неналоговые источники могут решать тактические, но не стратегические задачи (для решения которых предназначены налоговые виды доходов бюджетов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджет и налоги (легче для рассказа)

  1. Государственный бюджет
  2. Налоги
  3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные  категории, поэтому часто говорят  о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто  вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним — «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения  совокупности бюджетно-налоговой и  денежно-кредитной систем употребляют  термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».

Государственный бюджет

Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. В России эта величина составляет примерно 1/3.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между  основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения  доходов и собственности, между  центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных  заказов.

Бюджетная система

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России — федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов (см. 27.2) и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Информация о работе Налогово - бюджетная система