Налогово - бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:48, реферат

Описание

Прежде чем приступить к рассмотрению роли налогов в формировании доходов бюджетов, определимся с терминами и рассмотрим полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения.
Мы используем следующие категории и понятия:

Работа состоит из  1 файл

наработка налогово бюджетная.docx

— 203.64 Кб (Скачать документ)

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Огромные средства, взимаемые  в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную  экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.

Фискальная политика может  быть направлена на стимулирование хозяйственной  жизни, например, в период спада, и  тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение  экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Налоговая система

Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи. Налог – это  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения  деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов  выделяют сборы, представляющие собой  обязательные взносы, уплата которых  является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная  пошлина) либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязательными элементами налога, при отсутствии которых в  законодательстве налог считается  не определенным, являются:

− субъект налога – лицо, на котором лежит обязанность уплачивать налог. Им может быть налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), а также налоговый агент, который уплачивает налог за налогоплательщика (например, предприятие уплачивает НДФЛ за наемного работника). Субъект налога не всегда совпадает с носителем налога (лицом, на котором лежит тяжесть налогообложения). Например, при взимании косвенных налогов плательщиком является продавец товара, а носителем налога покупатель;

− объект налога – то, что подлежит налогообложению. В зависимости от объекта налоги подразделяют на прямые и косвенные. Объектом прямых налогов могут быть имущество, доход, прибыль. Объектом косвенных налогов являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и их стоимость. Косвенные налоги включаются в цену товара и переносятся на покупателей продукции. В России к ним относятся два налога – НДС и акцизы;

− налоговая база – часть объекта, с которой взимается налог. Она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот;

− единица обложения – единица измерения налоговой базы. Чаще всего ею является денежная единица, но может быть и единица физического показателя – тонна, литр, квадратный метр, лошадиная сила и т. д.;

− налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, определяется размер налогового обязательства. В России им может быть календарный месяц, квартал, год;

− налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть адвалорная (в процентах), твердая (в определенных денежных суммах), смешанная (например, в процентах, но не менее определенной денежной суммы). В зависимости от ставки налоги подразделяют на пропорциональные – с ростом объекта обложения ставка не меняется, прогрессивные – с увеличением объекта ставка увеличивается (например, транспортный налог), регрессивные – с ростом объекта ставка уменьшается (например, ЕСН). Основное количество налогов в России носит пропорциональный характер.

Помимо обязательных, существуют и факультативные элементы налога, которые могут отсутствовать в налоговом законодательстве. Например, налоговые льготы, порядок возврата излишне уплаченных сумм налога и др.

Сущность налогов  проявляется через их функции. Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения и др. Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Совокупность различных  видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Таким образом, налоговая система включает в себя ряд элементов:

а) принципы налогообложения. Впервые они были сформулированы еще в конце XVIII в. А. Смитом:

− принцип равенства и справедливости. Он предполагает всеобщность налогообложения, распределение налога между плательщиками в соответствии с их доходами;

− принцип определенности. Это означает, что суммы, способы и сроки налоговых платежей должны быть четко определены и заранее известны плательщику;

− принцип простоты и удобства. Налог должен взиматься в удобное время и таким способом, который подходит плательщику;

− принцип экономичности и умеренности. Важно, чтобы налог был ограничен такими суммами, которые не были бы слишком тяжелы для плательщика;

б) налоговые органы, осуществляющие контроль  уплаты налогов. В России они представлены Федеральной налоговой службой, её региональными управлениями и межрайонными налоговыми инспекциями;

в) налоги и сборы, действующие в государстве. Согласно Налоговому кодексу в России налоги подразделяются на следующие группы:

− федеральные налоги. Все элементы этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории страны. К ним относятся:

1) налог на добавленную  стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) налог на прибыль  организаций;

5) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

6) водный налог;

7) налог на добычу  полезных ископаемых;

8) государственная  пошлина;

− региональные налоги  устанавливаются на территории субъекта федерации Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации:

1) транспортный  налог;

2) налог на игорный  бизнес;

3) налог на имущество  организаций;

− местные налоги  устанавливаются на территории муниципального образования Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

Кроме того, налоговое  законодательство России предусматривает  несколько специальных льготных режимов налогообложения для  отдельных видов деятельности и  малого бизнеса. К ним относятся:           

− система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

−  упрощенная система налогообложения;

− система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);

− система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Необходимо отметить, что данный перечень налогов, действующих  в 2010 г, может корректироваться в  соответствии с изменением социально-экономической  ситуации в стране. 

 

4. Фискальная  политика государства

С помощью бюджетно-налоговой  системы государство сглаживает циклические колебания в экономике, воздействуя на совокупный спрос. Такая  политика государства получила название фискальной политики. Она основывается на следующих положениях:

− рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, что ведет к расширению объемов производства, следовательно, снижает безработицу. При этом возникает эффект мультипликатора, за счет которого совокупный спрос растет в большей степени, чем бюджетные расходы;

− рост налогов снижает располагаемые доходы хозяйственных субъектов, сокращает совокупный спрос. При этом также возникает мультипликационный эффект, но более слабый, так как изменение налогообложения влияет не только на потребление, но и на сбережения.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматические изменения в бюджетно-налоговой системе, которые происходят под влиянием экономической ситуации без специальных решений правительства. Во время экономического спада уменьшаются налоговые платежи, особенно при прогрессивных ставках, увеличиваются социальные расходы (пособия по безработице, компенсации). Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса становятся менее значительными.

Напротив, во время  экономического подъема налоговые  поступления автоматически возрастают, а социальные выплаты сокращаются, что позволяет бороться с инфляцией  и перегревом экономики.

Дискреционная фискальная политика – законодательное изменение  налогообложения и государственных  расходов с целью воздействия  на уровень экономической активности. Она может быть экспансионистская (стимулирующая), предполагающая рост государственных расходов и/или  снижение налоговых ставок, или рестриктивная (сдерживающая), предполагающая снижение государственных расходов или рост налогообложения.

При проведении фискальной политики необходимо учитывать влияние  уровня налогообложения на размер налоговых  поступлений, которое иллюстрируется кривой А. Лаффера (рис. 23). Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.                                     

 

 

   Американский экономист  А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Графическое отображение зависимости между  налоговыми поступлениями и динамикой  налоговых ставок получило в экономической  теории название кривой Лаффера (рис. 9.6).

 

Рис. 9.6

Значение налоговой ставки Хтаково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины Умах. Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне Х- не больше и не меньше. Однако теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны - ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства. 
     Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Финансовая  система и бюджетно-налоговая  политика. 

 

 

Финансы представляют собой  экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Важная роль, которую выполняет  государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая  политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства  может осуществляться на основе использования  различных методов и соответственно принимать разные формы.

Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов  в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога).  Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая  ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая  ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения  между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания  дохода), регрессивные (ставка уменьшается  по мере возрастания  дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким  или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий  экономистов и политиков. Последователи  Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей  в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых  рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже

Сферой применения бюджетной  политики является государственный  бюджет.

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом

Важнейшей задачей бюджетной  политики  считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

q  Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

q  Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

q  Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.

q  Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу. 

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервовкоммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту  государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.  

 

Экономические последствия  государственного долга можно свести к нескольким  моментам:

q существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

q вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

q увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

q перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом  роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгомпонимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением  мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Информация о работе Налогово - бюджетная система