Налогово - бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:48, реферат

Описание

Прежде чем приступить к рассмотрению роли налогов в формировании доходов бюджетов, определимся с терминами и рассмотрим полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения.
Мы используем следующие категории и понятия:

Работа состоит из  1 файл

наработка налогово бюджетная.docx

— 203.64 Кб (Скачать документ)

Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России — это Федеральный дорожный фонд. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в «общий котел» госбюджета, а расходовались строго по назначению — на строительство и содержание дорог, геологоразведку и.т.д. В России в 1998 г. наделю целевых бюджетных фондов приходилось около 5% расходной части консолидированного бюджета. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.

В бюджетной системе стран  с федеративным устройством можно  выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты  субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). В  остальных странах бюджетная  система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные  бюджеты.

Через бюджет федерального правительства в России во второй половине 90-х гг. перераспределялось 10—14% ВВП, если судить по доходной части  федерального бюджета. Расходы превышали  доходы и составляли 15—20% по отношению  к ВВП.

Если сложить вместе бюджет центрального (федерального) правительства  и бюджеты территорий, т.е. бюджеты  субъектов федерации и местных  органов самоуправления, то этот свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 24—25% по отношению к ВВП, а расходы —28-34%.

Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные  внебюджетные фонды, то получим так  называемый бюджет расширенного правительства. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 33—34% по отношению к ВВП, а расходы — 37—43%. Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45—48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) — 31—38%; в странах Балтии — 33%; в Белоруссии — 41— 43%; в Средний Азии — 20—22%; в Закавказье — 11—13%. Добавим, что иногда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом.

Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.

Основа бюджетного федерализма  — автономность всех трех уровней  бюджета, например, через закрепление  за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью  из-за того, что налоговые поступления  обычно не могут обеспечить все расходы  региональных и местных бюджетов. В .результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.

Что касается России, то в  консолидированном бюджете на долю территориальных бюджетов приходится более 1/2 доходов (схожая ситуация и  в США). Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает  в территориальные бюджеты, другая — целиком в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным  бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных  бюджетов заметную долю составляют неналоговые  доходы (от использования или продажи  собственного имущества), а также  бюджетные ссуды, субсидии и дотации  от бюджетов более высокого уровня.

Хотя у территориальных  бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более  высокого уровня или за счет выпуска  собственных ценных бумаг.

Налоги

Как уже отмечалось, главной  статьей бюджетных доходов являются налоги.

Сущность налога и налоговой системы

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее  — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговуюсистему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Виды и группы налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и  имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и  другую недвижимость; налоги на перевод  прибыли и капитала за рубеж и  др. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называютпрямыми налогами.

Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен  налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог  на наследство, на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и др. Эти  налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.

Основные налоги

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.

В последние десятилетия  заметна тенденция понижения  ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению  налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что  действует в ведущих развитых странах — до 35%.

Налогообложение той части  прибыли, которая подлежит распределению  между акционерами (пайщиками) в  виде дивидендов, в разных странах  осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным  налогом как часть прибыли, а  затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки  зрения налогообложения в доход  акционеров. В результате возникает  так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

В зависимости от подхода  к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно  сгруппировать следующим образом:

  • классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
  • система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
  • система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
  • система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость  взимается в России (по стандартной  ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в  ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам  и услугам НДС не взимается, а  по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве  регионов России взимается и налог  с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров  и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Федеральные, региональные и местные налоги

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения  поступающих средств. В России в  местные бюджеты целиком поступают  налоги на имущество физических лиц  и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в  России относятся налог на имущество  организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам  относятся налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль  предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные  налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными  противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств  поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как  из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство  территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно  не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоги выполняют следующие  важнейшие функции:

·  фискальную, т.е. финансирования государственных расходов. У государства есть традиционные функции — содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, дорог, связи и информатики. В ХХ в. к ним прибавились все возрастающие социально-культурные функции. На выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов;

·  социальную, т.е. поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивногоналогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. По прогрессивной шкале платится подоходный налог с физических лиц. и часто — налог на прибыль предприятий и поимущественные налоги, т.е. те налоги, которые технически возможно взимать по разным ставкам в зависимости от дохода налогоплательщика. Социальную функцию также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов) или необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг (освобождение их от НДС, налога с продаж, таможенных пошлин), или же, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши (через высокий НДС, акцизы);

·  регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы (см. 27.3Бюджетно-налоговая (фискальная) политика).

Информация о работе Налогово - бюджетная система