Научно-технический прогресс и экономическая эффективность инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание

целью исследования является анализ влияния научно-технического прогресса, как части инновационного процееса на развитие мировой экономики.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
Анализ характерных черт инновационного процесса на современном этапе развития мировой экономики
Анализ экономических рычагов механизма внедрения новой техники и технологии в развитой капиталистической экономике
Анализ роли технологических инноваций в АПК.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы научно - технического прогресса………………..5
1.1 Сущность и значение научно - технического прогресса……………….5
1.2 Понятие инновационного процесса……………………………………….7
1.3 Особенности современного этапа развития НТП……………………...13
2 Инновационные процессы в агропромышленном комплексе…………19
2.1 Классификация типов инноваций в АПК……………………………..19
2.2. Научное обеспечение технологических инноваций в сельском хозяйстве………………………………………………………………………...22
3. Научно-технический прогресс и экономическая эффективность инновационной деятельности………………………………………………...30
3.1. Инновационное развитие АПК России в современных условиях…..30
Выводы и предложения………………………………………………………..37
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, предпринимателей отличает инновационный  тип мышления. Предпринимательство  основывается на экономических и  социальных теориях, согласно которым  изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. [18, с.79]

     Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.

     Исследователи выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

     1) Неожиданное событие, которым  может быть неожиданный успех,  неожиданная неудача;

     2) несоответствие между реальностью,  такой, каковой она является, и  её отражением во мнениях и  в оценках людей;

     3) изменение потребностей производственного процесса;

     4) изменения в структуре отрасли  или рынка;

     5) демографические изменения;

     6) изменения в восприятии и в  ценностных установках;

     7) новые знания, научные и ненаучные;

     Мало  существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

     Определение основных факторов, лежащих в основе периодизации, уточнялось и развивалось  другими исследователями. В 80-е годы интерес к периодизации усилился как в связи с очередным циклическим спадом, усиленным энергетическим кризисом, так и в связи с приближением окончания четвертого и начала пятого длинного цикла экономического развития капитализма. В центре дискуссии вновь оказались вопросы о периодизации, возобновились попытки выработки единой концепции, связывающей в единое целое экономические, технологические и социально-политические факторы развития. Наиболее успешными стали попытки интегрировать в периодизацию длинных волн технологические факторы циклов, принципы организации науки и образования,  состояния инфраструктуры и наличия универсального дешевого ресурса, который становится основой структурных сдвигов в производстве (см. таблицу). 

Таблица 1

Периодизация  основных волн инновационного развития  (по Н. Кондратьеву,

Й.Шумпетеру, К.Фримену). 

Длинные волны/циклы  
Состояние науки и образования 
Инфраструктура Универсальный дешевый ресурс
 
Транспорт и связь
Энергия 
Временные рамки Характеристика  цикла
Первый 1780-1840 гг.  
 
 
Промышленная  революция: фабричное производство текстиля 
 
Обучение на рабочем месте, университеты и научные  общества Каналы и  грунтовые дороги 
 
 
Гидроэнергия 
 
 
 
 
Хлопок
 
Второй 1840-1890 гг.
 
Цикл  пара и железных дорог 
Массовое начальное  образование, первые технические вузы, инженеры 
 
 
 
Железный дороги, телеграф Энергия пара Уголь, железо
Третий 1890-1940 гг. Цикл электричества  и стали Первые ИР в  корпорациях, стандарты Железный дороги, телефон Электричество Сталь
Четвертый 1940-1990 гг. Цикл автомобилей  и синтетических материалов Бурный рост в корпорациях и в госсекторе, массовый доступ к высшему образованию Автострады,авиалинии, радио и телевидение Нефть Нефть, пластмассы
Пятый 1990-? Компьютерная  революция Глобальные  ИР сети, пожизненное образование  и профессиональное обучение Информационные  сети, Интернет Газ/ нефть Микроэлектроника
 
 

     Классификация инноваций

     Достаточно  полную классификацию инноваций  предложил А.И. Пригожин

  1. По распространенности:

     - единичные

     - диффузные

     2. По месту в производственном  цикле:

     - сырьевые

     - обеспечивающие

     - продуктовые

     3. По преемственности:

     - замещающие

     - отменяющие

     - возвратные

     - открывающие

     - ретровведения

     4.По  охвату ожидаемой доли рынка

     - локальные

     - системные

     - стратегические

     5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

     - радикальные

     - комбинированные

     - совершенствующие.

     Степаненко  Д.М. считает целесообразным закрепить  следующую последовательность критериев  классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций: 

Таблица 2 

  1. уровень новизны  инновации:
1.1.радикальные  инновации

1.2. улучшающие  инновации

2. масштаб  новизны инновации:

2.1. инновации,  новые в мировом масштабе

2.2. инновации,  новые в республике

2.3. инновации,  новые для отрасли в республике

2.4. инновации, новые для предприятия

3. характер  инновации:

3.1. продуктовые  инновации

3.2. процессные  инновации

3.3. организационные  инновации

3.4.экономические  инновации

3.5. социальные  инновации

4. частота  применения инновации:

4.1 разовые  инновации

4.2. повторяющиеся инновации

5. сфера  народного хоз-ва, где внедряется  инновация:

5.1. материальное  производство

5.2. наука

5.3.сфера  услуг

6. область применения  инновации:

6.1. инновации  для внутреннего применения на  предприятии

6.2. инновации  для накопления на предприятии

6.3. инновации,  предназначенные для продажи

7. форма  инновации:

7.1. открытия, изобретения, патенты

7.2.рационализаторские  предложения

7.3. ноу-хау

7.4. товарные  знаки, торговые марки, эмблемы

7.5. новые  документы, описывающие технологические,  производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы

8. вид  эффекта, получаемого в результате  внедрения инновации

8.1. экономический

8.2. экологический

8.3. научно-технический

8.4. социальный

8.5. интегральный

 

     

     Рис. 1 - Система инноваций и её классификация 

     1.3 Особенности современного этапа развития НТП 

     Научно-технический  прогресс в последнее  десятилетие приобретает  ряд качественно  новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Превращение науки в непосредственную производительную силу,  начавшееся еще в последней трети XVIII века – начале XIX вв., вступает в новую стадию с середины 50-х годов XX в. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий. По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. 37 лет, с 1920 по 1944  - 24 года, с 1945 по 1964 г. – 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-5 лет . [5, с.54]

       Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания   и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались, в основном, путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки.

     Иными словами, наука становится не только непосредственным, но и ведущим фактором в системе общественных производительных сил. В качестве таковой наука приобретает способность определять темпы развития производства, характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всей системы производительных сил.

     Значимость  научных разработок ставит вопрос о  форме сопряжения их с прикладными  разработками и производством. За последние 15-20 лет в капиталистических странах отработан ряд эффективных методов включения науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного производства.

     Общее ускорение научно-технического прогресса  требует быстрой разработки и внедрения новшества  в качестве защиты от морального старения. Эти же обстоятельства требуют разработки научной идеи, новой технологии в различных направлениях для поиска наиболее рационального и перспективного решения , для получения производственных методов или продуктов, пригодных для использования в разных отраслях.

     Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса  в также в том, что  ключевое значение приобретают фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими.

     1)  Во-первых,  скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа  уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.

     2) Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

     3) В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потери самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны. [15, с.58] 

     Основные  направления НТП в сельском хозяйстве  следующие:

     - комплексная механизация, автоматизация,  электрификация и химизация производства;

     - мелиорация земель;

     - применение интенсивных, ресурсосберегающих технологий;

     - создание высокоурожайных, иммунных  и высокоэффективных сортов сельскохозяйственных  культур;

     - развитие пород скота, обладающих  комплексом ценных биологических  и хозяйственно полезных качеств;

Информация о работе Научно-технический прогресс и экономическая эффективность инновационной деятельности