Научно-технический прогресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой является изучение проблем развития научно-технического прогресса, исследование и анализ экономических отношений, связанных с нововведениями НТП.
Задачи курсовой состоят в изучении сущности НТП, его основных направлений и форм; выявлений преимущества и недостатков НТП, а также анализа структуры и основных составляющих элементов НТП.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Научно-технический прогресс……………………………………..6
1.1. Сущность научно-технического прогресса…………………….6
1.2.Основные направления и этапы развития научно-технического прогресса…………………………………………………………………………12
1.3.Экономическая и социальная эффективность научно-технического прогресса………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. Значение НТП на современном уровне…………………………..30
2.1. Планирование и прогнозирование научно-технического прогресса…………………………………………………………………………30
2.2.Основные проблемы и последствия научно-технического прогресса…………………………………………………………………………41
ГЛАВА 3.НТП и инновационные технологии на современном этапе……..48
Заключение………………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

1 курс эконом курс раб.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. В условиях современного НТП для работы предприятий необходимым является, как минимум, десятилетний горизонт планирование своего развития.

     Как показывает исторический опыт долгосрочного экономического развития, в период замещения доминирующих технологических укладов открываются уникальные возможности  для опережающего развития  на основе своевременного освоения ключевых факторов нового технологического уклада. Широкое распространение нанотехнологий и других составляющих ядра нового технологического уклада даст возможность вывода российской экономики на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста.(см таблицу 3)

Число организаций, выполнявших  исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями

463

Численность исследователей, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, человек

14873

Внутренние затраты  на исследования и разработки, связанные  с нанотехнологиями, млн. руб.

11026,2


Таблица3.Численность исследователей и затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, в 2008 году. (Российский статистический ежегодник,2009г.)

Практика регулирования  научно-технического прогресса в  странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить два типа организации взаимодействия государства и инновационного сектора. При одном подходе государство регулирует только макроэкономические процессы в области НТП и предоставляет полную свободу действий негосударственным структурам. В другом случае, напротив, государство осуществляет подавляющую часть функций регулирования, формирует научно-техническую и инновационную политику, определяет приоритеты в области развития науки и техники, обеспечивает концентрацию ресурсов, осуществляет и контролирует их распределение и использование.

Ввиду специфики развития научно-технической сферы России, значительной зависимости ее от государства, неразвитости неправительственных  структур и ослабления интеграции науки  с производством представляется наиболее целесообразным использование и развитие в переходный период к рыночной экономике именно второго подхода.

     Государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий.

     Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

     Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).

     Наиболее действенным методом прямого регулирования НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

     В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

     Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук – от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба.

     На протяжении нескольких лет различные исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного банка, а Российский банк развития был сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального сектора.

Можно сделать  вывод из вышесказанного, что финансирование - это самый действенный метод  инновационной политики государства.

 

 

Заключение.

     Научно-технический прогресс – это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

     На определенном этапе вследствие коренных, принципиальных преобразований производительных сил возникает революционная ситуация. Такая форма научно-технического развития называется научно-технической революцией.

     Научно-технический прогресс (в любой его форме, как эволюционной, так и революционной) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

      Экономический эффект НТП – результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.

      Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонений социальных и экологических показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

     В современной экономической науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процессов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т. п. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных проблем, отдельных явлений и процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых отдельные разработки частных проблем не складываются в целостное представление о НТП. Неизученность общих закономерностей НТП проявляется, в частности, в сохраняющемся разрыве между макро и микроуровнем экономического анализа. С одной стороны, в исследованиях отдельных инновационных процессов макроэкономический аспект ограничивается обычно анализом влияния того или иного конкретного нововведения на макроэкономические показатели или изучением общей инновационной активности в экономике (частоты появления нововведений и изобретений, скорости их практического освоения и распространения и других средних величин). С другой стороны, изучение структурных сдвигов сосредоточивается, как правило, на рассмотрении изменений в отраслевых и межотраслевых пропорциях, в соотношениях между первым и вторым подразделениями общественного производства, частями национального дохода, направляемыми на потребление и накопление, и других макроэкономических параметров. Что же касается взаимосвязи тех или иных структурных сдвигов с распространением соответствующих нововведений, то в лучшем случае такая взаимосвязь лишь констатируется.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Азрилиян А.Н. Большой  экономический словарь: 25000 терминов. - М.: Институт новой экономики, 2006. - 1376 с.  
2. Атлас З.В. Эффективность производства и рентабельность предприятий / З.В. Атлас, В.Я. Ионов. - М.: Финансы, 2007. - 680 с.  
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.  
4. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент.-СПб.: 2001.-251 с.

5. Белокурова Г. Общество и экономика. – 2003.-№3-4. –с. 21.

6.Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2006. - 894 с.  
7. Бляхман Л. С. Экономика, организация управления и планирование НТП. М.: Высшая школа, 2000. – с.228

8. Бубенников А., Мамрыкин Г. Мировой рынок      микроэлектроники //

Мировая экономика и  международные отношения. - 1999. -  №6, с. 136 с.

9. Васильева И. Н. М.< ИНФРА >, 2002. – с.601

10. Вехи экономической мысли / Под ред. В. М. Гальперина, том 3. - М.: Экономическая школа, 2005. - 325 с.  
11. Волков О.И.,В.К. Скляренко. // Экономика      предприятия : '' Курс лекций ''.- И.В. Сергеев. / Экономика предприятия .-М. «Феникс», 2003.- с. 86.

12. Глазьев. Перспективы социально-экономического развития России.: Экономист.-2009. -№1 –с. 3-19.

 13. Глазьев С. Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990. - 241 с.

14. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. - Спб.: Дашков и К, 2006, - 503 с.  
15. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 316 с.  
16. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: Знание, 2006. - 510 с.  
17. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия) / К.А. Раицкий. - Спб.: Дашков и К, 2008. -1012 с.  
18. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: Энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 722 с.  
19. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика: Экономика предприятия (фирмы). - М.: Феникс, 2006, 443 с.  
20. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.  
21. Экономика: Учебник / Под ред.  А.С. Булатова.      -

М.:Юристъ,2001. - 896 с.

22. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. - С. 110.

23. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Издательский дом Дашков и К, 2006, - 640 с.  
24. Экономический анализ / Под ред. Г.А. Краюхина. - М.: Феникс, 2007. - 417 с.

lib.ua-ru.net

wikipedia.ru

edu.ru

filreferat. popal.ru

tema. studentochka.ru

finanslib.ru

economymodern.ru

ereport.ru

admhmao.ru

 

 


Информация о работе Научно-технический прогресс