Назначение прогноза баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:02, реферат

Описание

Назначение прогноза баланса - показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

- параметры  распределения чистой прибыли  (на дивиденды, инвестиции, фонды  социального развития, стимулирование исполнительного руководства и прочее) важнейший элемент этого этапа. Совет директоров и администрация должны сообщить, каковы общие ожидания от бюджета на следующий период.

После определения  целевых показателей необходимо определить возможные ограничения, способные воспрепятствовать выполнению поставленных задач. В общем случае к ограничениям могут относиться:

- неадекватность  средств;

- недостаточное  число работников, имеющих требуемую  квалификацию и опыт;

- неспособность  закупить ресурсы по приемлемым ценам;

- потребность  в технологии, еще не разработанной  или чересчур дорогой;

- исключительно  острая конкуренция;

- законы и  этические соображения и т.д.

4. Выявление  полного перечня альтернатив.

На данном этапе  необходимо определить и проанализировать все возможные варианты деятельности предприятия, обеспечивающие реализацию поставленных задач.

5. Выбор допустимых  вариантов бюджетов.

Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, необходимо пропустить через фильтр различных  ограничений (ресурсных, юридических, социальных и др.) Конечным результатом работ на данном этапе является составление вариантов бюджетов, удовлетворяющих ограничениям.

6. Предварительный  выбор лучшего варианта.

Проводится  детальный анализ вариантов бюджетов с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. Конечным результатом работы на шестом этапе является вынесение суждения о предпочтительности конкретного варианта.

7. Оценка варианта  со стороны управляющего.

Данный этап происходит посредством представления проекта бюджета в бюджетный (финансовый) или исполнительный комитет совета директоров. Этот этап помогает избежать конфликтов на уровне совета, получить от него поддержку новых инициатив, определить слабые места, требующие дальнейшего обсуждения. Таким образом, укрепляется общность в отношениях между советом и персоналом. Составление бюджета требует принятия политических и оперативных решений, поэтому оно необходимо для активного участия персонала в этом процессе.

8. Корректировка  бюджета.

Если на предыдущем этапе выявлена необходимость корректировки, необходимо внести в бюджет дополнительную информацию, после чего вынести его  на обсуждение Совета директоров.

9. Выбор единственного  варианта.

После того, как  бюджет прошел обсуждение в комитете, его можно представить Совету с рекомендациями бюджетного (финансового) или исполнительного комитета или их обоих. Это позволить развеять сомнения и успокоить членов Совета, так как проект уже был одобрен группой их коллег. Утверждение Совета директоров необходимо. Бюджет выражает политику организации, а это сфера ответственности Совета, которую он не может переложить на других.

10. Обеспечение  работ по выполнению бюджета.

Для того чтобы  бюджет стал эффективным и полезным инструментом, его должны понимать и на функциональном уровне, т.е. те, кто должен его выполнять. Бюджет должен быть представлен руководящим звеном организации вместе с параметрами и ожиданиями по его использованию и с указанием ответственных за расходы или сбор средств. Никакой бюджет не будет работать, пока подготовка и управление отдельными частями бюджета не будут поручены отдельным лицам.

11. Выполнение  бюджета.

После утверждения  заданий для подразделений предприятия  начинается этап реализации поставленных задач. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, а также от квалификации и опыта разработчиков.

Для разработки структуры бюджета предприятия  и основных бюджетных форм необходимо провести анализ специфики деятельности организации по следующим направлениям:

- анализ особенностей  реализации продукции предприятия.  На данном этапе следует определить  структуру и формы планирования  доходов от основной деятельности: внутренний рынок и экспорт; рубли и валюта; в целом по предприятию или по основным ассортиментным группам и т.д.;

- оценка доходов  от прочих видов деятельности. Необходимо рассчитать долю доходов  от прочих видов деятельности  в общей структуре доходов предприятия для того, чтобы определить целесообразность разработки отдельных форм для планирования прочих операций;

- определение  специфики производственного процесса  предприятия. Этот этап предназначен  для выявления необходимости  раздельного планирования основного и вспомогательного производства; нормируемых запасов; создания форм для производственных подразделений предприятия;

- анализ организационной  структуры предприятия для разработки  смет структурных подразделений;

- определение  структуры расходов предприятия и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации при планировании.

После разработки структуры бюджета и основных форм необходимо формализовать процедуру  бюджетирования. Для этого на предприятии  создано руководство по бюджету.

Руководство по бюджету - это набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру  предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей. Эти инструкции выполняют роль свода  правил и рекомендаций для составления  бюджетных программ. В инструкциях излагается, что, когда, как и в какой форме нужно делать. В этих целях на предприятии необходимо разработать регламент бюджетного планирования, который:

- определяет  механизм эффективного взаимодействия  структурных подразделений предприятия по производственно-финансовому планированию;

- устанавливает  сроки предоставления необходимых  документов для формирования  операционных и финансового бюджетов  предприятия;

- устанавливает  порядок внесения изменений в  разработанный бюджет предприятия;

- распределяет  ответственность за последовательное  и своевременное выполнение регламентированных  процедур.

В общем виде регламент бюджетного планирования имеет следующую структуру (Приложение 5).

Таким образом, следует отметить, что организация  бюджетного планирования достаточно сложная управленческая процедура, которая охватывает максимальное количество участников, необходимое для своевременного и правильного выполнения регламентированных задач. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что организационные сложности процедуры бюджетного планирования значительно помогает разрешить создание автоматизированной системы бюджетирования.

Самым молодым  из направлений работы предприятия, которое осуществляется в данное время, является бюджетирование.

В настоящее  время разработан и утвержден "Стандарт формирования бюджета ООО «Тольяттикаучук», который включает следующие основные положения.

Концепция бюджетирования деятельности предприятия. Бюджет - это  скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы организации, базирующийся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия. Бюджетный период выбран в рамках одного календарного года. Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры.

Бюджетный процесс  предполагает формирование, согласование и утверждение бюджетов, а также  контроль за их исполнением и возможность  оперативного внесения необходимых корректировок. Бюджетирование включает два аспекта: организационный и методологический. С организационной точки зрения процесс бюджетирования на предприятии представляет собой систему организационного взаимодействия, в которую входят центр планирования (ЦП), центр финансовой ответственности (ЦФО) и центр затрат (ЦЗ). Она направлена на составление обоснованных бизнес-прогнозов функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшее получение на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.

Центр планирования - структурные подразделения предприятия  или должностные лица, имеющие  исключительное право на определение  основных тенденций работы предприятия  посредством составления бизнес-прогнозов.

Бизнес-прогнозы - представляют собой совокупность предполагаемых данных, отражающих особенности внешней и внутренней среды предприятия на будущий период. Бизнес-прогнозы дифференцируются по направлениям прогнозирования: спрос, нормируемые затраты, налогообложение, инфляция и т.д.

Центры финансовой ответственности - структурные подразделения предприятия или должностные лица, в функциональные обязанности которых входит контроль за составлением прогноза деятельности предприятия состоящего из совокупности бизнес-заданий, а также за движением материально-финансовых ресурсов по закрепленным за ними статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий.

Бизнес-задания - рассчитываются на основании бизнес-прогнозов  и предназначены для определения  финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

Центры затрат - направления расходования материально-финансовых ресурсов предприятия.

С методологической точки зрения общий бюджет состоит  их двух основных бюджетов операционного  и финансового.

Операционный  бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. Операционный бюджет включает в себя такие бюджеты, как бюджет доходов, производственный бюджет, бюджеты закупок, бюджет заработной платы и др. Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в плановом периоде. Финансовый бюджет включает в себя инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств предприятия.

Координация процесса бюджетирования. Постоянно действующим органом, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, даёт рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании, выступает Совет директоров ООО «Тольяттикаучук». Он принимает годовой бюджет и согласовывает ежемесячные корректировки бюджета, а также анализирует исполнение бюджета и принимает управленческие решения при возникновении отклонений. Его решения утверждаются Генеральным директором.

Совет директоров собирается в соответствии с планом заседаний для анализа исполнения бюджета за прошедший период и  принятия решений о внесении корректировок. Координация работы исполнителей в  рамках бюджетного процесса на предприятии  возлагается на планово-экономический отдел.

Порядок формирования годового бюджета. Совет директоров определяет срок рассмотрения бюджета  предприятия на плановый период. На основании указанной даты, планово-экономический  отдел формирует и рассылает  по центрам планирования сроки составления бизнес-прогнозов. Центры планирования формируют бизнес-прогнозы и передают их в планово-экономический отдел для рассмотрения и согласования. После согласования производится предварительный расчет бюджета. После осуществления необходимых поправок бюджет выносится на рассмотрение Генеральному директору. Он инициирует внесение требуемых корректировок и выносит бюджет на рассмотрение и утверждение Совета директоров предприятия.

После утверждения  бюджетные показатели доводятся  до центров финансовой ответственности и центров затрат предприятия.

Порядок корректировки  годового бюджета. Корректировка бюджета  может быть инициирована генеральным  директором или по представлению  членов Совета директоров в случае изменения стратегии предприятия; невозможности выполнения запланированных годовых целевых показателей по объективным причинам; существенных отклонений фактических показателей от целевых и т.д. Для организации корректировки бюджета планово-экономический отдел формирует и рассылает по центрам планирования сроки изменения бизнес-прогнозов. Далее процедура происходит по этапам, перечисленным в настоящем положении.

Накопленный опыт показывает, что использование данного  инструмента позволяет вывести  систему управления организацией на качественно новый уровень, характеризуемый достижением "прозрачности" принимаемых управленческих решений с точки зрения финансовых последствий, наличием реальной возможности управления финансовыми результатами и денежными потоками структурных единиц и организации как единого целого. Несмотря на очевидность необходимости бюджетирования, в процессе его реализации предприятие столкнулось с рядом факторов, ограничивающих его использование. В первую очередь это, конечно, высокая нестабильность внешней среды. К числу внутренних факторов следует отнести:

дефицит времени  в связи с давлением, приоритетом  текущих дел;

убежденность  в том, что главный фактор успеха фирмы - предпринимательский талант руководителей, интуиция и деловые  связи;

недостаточная квалификация служащих;

негативное  отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой экономикой.

Потребовалось проведение огромной работы по преодолению  влияния этих факторов. В качестве отправного пункта был рассмотрен ряд  предложенных методик бюджетирования и несколько программных продуктов.

Не смотря на недолгое время использование системы  бюджетирования, она уже дает конкретные результаты. Во-первых, составление  бюджетов делает прозрачным расходование средств для руководителей подразделений, и они могут корректировать свои расходы на те или иные цели. Во-вторых, начальники подразделений чувствуют ответственность за соблюдение плановых показателей, которые заложены у них в бюджетах. В-третьих, уже начали выявляться некоторые внутренние ресурсы общества, которые можно использовать с намного большей выгодой.

Несмотря на немаловажную работу уже проделанную  в этой области, существует ряд еще  недостаточно разработанных вопросов. Они касаются, в частности систематизации теоретических подходов к сущности бюджетов и бюджетирования; специфических принципов бюджетирования; применения сценарного подхода; разработки системы информации для бюджетирования и механизма анализа отклонений; организационной процедуры внедрения бюджетирования и др.

Информация о работе Назначение прогноза баланса