Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать.
Введение……………………………………………………………2
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………………….4
Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15
Перспективы развития России с ЕС.………………………………21
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………26
Введение…………………………………………………………
Некоторые аспекты
взаимоотношений Российской
Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15
Перспективы развития России с ЕС.………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать. Постоянный Представитель РФ в ЕС Василий Лихачев так объяснил суть взаимоотношений России и Евросоюза: «Становление в России правового государства проходит под влиянием различных факторов. Произошедшее последнее расширение Европейского Союза придает новый импульс процессу экономической интеграции в регионе. Фактически, на европейской части континента остаются лишь два крупных игрока - Россия и ЕС, которым приходится взаимодействовать и искать пути налаживания экономических связей. Актуальность темы обусловлена прежде последствиями, которые расширение ЕС оказывает на устоявшиеся экономические связи на европейской части континента, прежде всего, на связи России с ЕС. Реализация планов расширения ЕС имеет неоднозначное влияние сточки зрения торгово-экономических интересов России. Европейский Союз, до и после расширения, является нашим основным партнером. На Европу приходится 2/3внешнеторгового оборота России, представляющего собой обобщающий показатель развития всех форм внешнеэкономической деятельности российских организаций, предприятий и фирм на мировом рынке. Центрально-восточный регион, вплоть до последнего этапа расширения ЕС представлял одно из приоритетных направлений российских внешнеэкономических связей. Таким образом, в настоящее время есть насущная необходимость оценки изменения экономического взаимодействия между РФ и ЕС в связи с расширением последнего. Во время проведения такого рода исследования необходимо всегда иметь ввиду тот факт, что в настоящий момент перед Россией стоят очень сложные задачи укрепления национальной конкурентоспособности, обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста и повыщения благосостояния населения.
В работе дается всесторонняя оценка как позитивных моментов, связанных с расширением, так и негативных, с обоснованным приведением авторских подходов к компенсации возможных негативных последствий с целью поддержки российских компаний, действующих на европейском рынке.
Вместе
с тем, изменения в торгово-
Цель работы заключается в рассмотрении на основе анализа внешнеэкономических связей России и перспектив развития интеграционных процессов в Европе, экономического потенциала торгово-экономических связей России и ЕС. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :
Некоторые
аспекты взаимоотношений
Сферы сотрудничества Европейского союза и России
Перспективы в развитии ЕС и Росси на саммите в Брюсселе 7.12.2010
Проблема взаимоотношений между
Россией и странами ЕС является достаточно
актуальной в связи с необходимостью юридического
переоформления их взаимодействия по
истечении срока Соглашения о партнерстве
и сотрудничестве (СПС) – основного документа
наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть,
чего уже удалось достигнуть в плане партнерства
и сотрудничества, а что еще предстоит
сделать.
Растущее значение имеют внешние обстоятельства
и предпосылки. В числе таких внешних факторов
— участие России в многосторонней дипломатии,
в деятельности различных международных
организаций и конференций. За последнее
время активно развивается диалог РФ с
Европейским союзом, важнейшим политическим
и экономическим образованием в мире.
Совершенно очевидно, что европейскую
историю, европространство безопасности
и сотрудничества объективно не выстроить
без России, без ее интеллектуального,
технического и сырьевого потенциала.
Но и само развитие России в политико-экономической
плоскости трудно представить вне стратегического
партнерства, системного взаимодействия
с европейскими государствами, с международными
организациями — ОБСЕ, ЕС, Советом Европы
и др.
». Действительно, отношения между РФ и
ЕС развивались достаточно плавно, пройдя,
за сравнительно небольшой отрезок времени,
путь от состояния “бесполезного безразличия”
к современному состоянию “стратегического
партнерства”. Можно выделить три блока
основополагающих документов, регулирующих
взаимоотношения между Россией и ЕС в
рамках стратегического партнерства:
1. Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве между
2. Секторные соглашения, принятые на основе
СПС и развивающих ее положений в различных
сферах взаимодействия России и Европейского
союза.
3. “Дорожные карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между сторонами. 1
Будущее Соглашения о партнерстве
и сотрудничестве, как и будущее
взаимосвязей России и Европейского
союза, во многом зависит от того, какие
приоритеты в отношениях друг к другу
закладываются ими сегодня. Взаимозависимость
сторон друг от друга безусловно не
могла не повлиять на законодательство.
СПС подтолкнул РФ постепенному достижению
совместимости своего законодательства
с законодательством Сообществ.
Этот процесс сближения
Обе стороны объективно заинтересованы
в развитии сотрудничества на антикриминальном
направлении. ЕС установил прямые контакты
с МВД РФ, Федеральной службой налоговой
полиции (ФСНП), другими силовыми ведомствами
России, совместно был проведен ряд акций
по борьбе с организованной преступностью
и наркобизнесом. Тем не менее, становлению
полноценного сотрудничества препятствует
ряд факторов. В практической плоскости
масштаб сотрудничества России с ЕС в
рамках ОВПБ до сих пор ограничен. Это
объясняется в первую очередь тем, что
ОВПБ (в отличие, например, от структур
блока НАТО) имеет относительно «закрытый»
характер в плане взаимодействия с государствами,
не входящими в ЕС.
Главная задача Высокого представителя
ЕС по ОВПБ состоит в том, чтобы способствовать
выработке согласованной позиции стран
Евросоюза по важным международным проблемам
и в целом стремиться к повышению способности
ЕС говорить в мировой политике «единым
голосом». Развитие отношений многосторонних
внешнеполитических и военных структур
ЕС с третьими странами пока, очевидно,
является лишь второстепенной задачей
руководителей ЕС, ответственных за ОВПБ.
Более того, в связи с развитием Европейской
политики соседства, ЕС стремится способствовать
стабилизации регионов – стратегических
соседей ЕС и будет концентрировать свои
усилия на распространении своей концепции
демократии на постсоветском пространстве.
Все это может вызвать определенные осложнения
в отношениях РФ и ЕС. Более того, у ЕС и
РФ имеется ряд разногласий по урегулированию
чеченской проблемы, прав человека в странах
Балтии, проблемы Калининграда.
Несмотря на все сложности во взаимоотношениях
ЕС и РФ, Евросоюз понимает, что без стабильного
взаимодействия с Россией, в том числе
и по вопросам безопасности, невозможно
будущее развитие общеевропейского процесса.
Одним из приоритетных направлений во
взаимодействии России и ЕС в области
безопасности сможет стать борьба с терроризмом.
Трагические события в различных городах
стран Евросоюза свидетельствуют о том,
что и Европа уже не находится в безопасности.
Поэтому усиленное взаимодействие в области
борьбы с терроризмом стран Евросоюза
и России, которая на своем личном примере
испытала все ужасы террористических
актов, могло бы быть крайне эффективным.
Россия уже принимала участие в2 полицейской миссии в Боснии
и Герцеговине под эгидой ЕС в рамках ОВПБ.
в том, что касается процессов экономической
интеграции, российская сторона выражает
всяческую поддержку этому и не исключает
идеи создания зоны свободной торговли
между нашей страной и Европейским союзом
в первые десятилетия XXI века. Стратегия
России в отношении Европейского союза
определяет приоритетные направления
интенсификации сотрудничества. Второй
блок.
В силу того, что СПС носит «рамочный характер»,
было заключено несколько двусторонних
соглашений, то есть на основе Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве объективно
фор Такими соглашениями являются: Соглашение
между РФ и ЕС о торговле текстильными
товарами ,Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве
в области науки и технологий Соглашение
между РФ и Евратомом о сотрудничестве
в области ядерных реакций Соглашение
между РФ и Евратомом о сотрудничестве
в области ядерной безопасности Соглашение
между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми
изделиями из стали,Соглашение об участии
РФ в деятельности Европола ,Соглашение
об участии РФ в деятельности Европейской
полицейской миссии. Помимо этого в стадии
подготовки находятся соглашения в области
фармацевтики, ветеринарии, рыболовства.
На ближайшую перспективу уместным и актуальным
считается заключение соглашений о сотрудничестве
в области охраны окружающей среды, о совместной
деятельности в правоохранительной сфере
в рамках Евроюст, по торговле ядерными
материалами. Третий блок.
Четыре “дорожные карты” по четырем общим
пространствам, принятые в Москве в ходе
встречи на высшем уровне между представителями
ЕС и РФ 10 мая 2005г. воплощают в себе концепцию
четырех общих пространств и развивают
в соответствующих сферах положения Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве применительно
к сегодняшнему дню. Идея "четырех общих
пространств" была выдвинута лидерами
России и стран ЕС в Санкт-Петербурге в
мае 2003 года. Это - общее экономическое
пространство, общие пространства внутренней
и внешней безопасности, а также науки,
образования и культуры. Их "дорожные
карты" предполагалось принять в прошлом
году на ноябрьском саммите Россия-ЕС
в Гааге.
Однако подготовить их к сроку не удалось.
Брюссель настаивал на едином пакете,
в котором торгово-экономические отношения
были бы увязаны с проблемами прав человека,
ситуацией в Чечне, "замороженными конфликтами"
в Молдавии и Закавказье. Москва предлагала
принять сначала те "карты", к реализации
которых уже готовы обе стороны, оставив
согласование других на более позднее
время. В итоге были приняты: 1“Дорожная
карта” по общему экономическому пространству,
2. “Дорожная карта” по общему
пространству свободы, безопасности и
правосудия, в основе которой лежат следующие
принципы: равенство между партнерами
и взаимное уважение интересов; приверженность
общим ценностям, в частности демократии
и верховенству права, а также их гласному
и эффективному применению независимыми
судебными системами; уважение прав человека,
в том числе прав лиц, принадлежащих к
меньшинствам; уважение и соблюдение общепризнанных
принципов и норм международного права,
включая гуманитарные положения; уважение
основных свобод, включая обеспечение
свободы и независимости средств массовой
информации (в сфере свободного пространства).
Совершенствование сотрудничества для
противодействия терроризму и всем формам
организованной преступности, а также
другим видам незаконной деятельности
(в целях обеспечения безопасности).
В частности, ставится задача содействовать
человеческим контактам и поездкам между
Россией и ЕС, обеспечить облегченное
пересечение границы на законных основаниях
и пребывание на законных основаниях на
их территориях. Однако, ни учредительные
договоры Союза, ни вторичное законодательство
ЕС нигде не предусматривают, что Сообщества
и Союз строят свои отношения с третьими
странами, основываясь на подобных документах,
поэтому по отношению к европейскому праву
– это акт sui generis. Соответственно, прочной
юридической основы для развития отношений
сторон в рамках четырех пространств “дорожные
карты” создать не могут, что служит предметом
их справедливой критики. Итак, анализируя
современный этап взаимоотношений между
РФ и ЕС, можно говорить о достаточно крепком
и тесном партнерстве и взаимозависимости
сторон. Однако наряду с явными положительными
тенденциями в отношениях есть 3немало слабых сторон.
Суть «пролемы 2007» года сводится к
следующему: Россия и Европейский союз
в начале XXI века уже совсем не те партнеры,
которые договорились в 1993г. о партнерстве
и сотрудничестве и подписали в 1994г. СПС.
Во-первых, Европейский союз – это уже
не 15 государств Европы. Вместе с тем, политический
и экономический потенциал Союза возрос
многократно по сравнению с периодом начала
1990-х гг.
, не последнюю роль в этом сыграло и введение
евро. Во-вторых, Россия уже давно не просто
“самый крупный осколок Советской империи”
с регулируемой экономикой, находящейся
в стадии упадка, а признанная держава
с растущей рыночной экономикой, безальтернативно
доминирующая на энергетическом рынке
объединенной Европы, в самом уязвимом
секторе экономики развитых стран. В-третьих,
совместное развитие партнерства и сотрудничества
между Россией и ЕС вывело это партнерство
и сотрудничество на качественно новый
уровень, выразившийся в формулировании
концепции и согласовании т.н. “дорожных
карт” по четырем пространствам между
РФ и ЕС. мируется целая система двусторонних
соглашений между Россией и Европейским
союзом. Учитывая вышеизложенное, вполне
вероятно, что именно к 2007г. состояние
современных отношений между ЕС и РФ достигнет
“критической массы” и потребует нового
современного, модернизированного оформления
не в мягких источниках, какими являются
“дорожные карты”, а в полноценном юридически
обязательном для Сторон договоре. Впервые
о “Проблеме 2007” на высшем уровне заговорили
в ходе саммита Россия–ЕС, проходившего
весной 2005г. Проблема была поставлена
в связи с истечением первоначального
десятилетнего срока действия СПС и необходимостью
обновления договорной основы наших отношений
с ЕС. Однако на пути создания качественно
нового соглашения встает немало сложностей,
прежде всего, в юридической сфере.
Заключение нового соглашения порождает
проблему преемственности в отношении
реально применяющихся на практике положений
СПС, которые устойчиво могут сохранять
свое действие и после 2007г., а также в отношении
практических правовых достижений во
взаимоотношениях между РФ и ЕС, выразившихся
в односторонних документах, внутреннем
законодательстве и судебной практике
сторон. Прекращение СПС может повлечь
за собой слом современной системы регулирования
отношений между ЕС и РФ и потере некоторых
значительных достижений в отношениях
между Сторонами, связанных с реализацией
норм СПС. В любом случае новое соглашение
должно будет отражать следующие аспекты:
1. концепцию четырех пространств;
2. дальнейшее углубление экономической интеграции путем создания зоны свободной торговли;
3. создание в перспективе
экономического пространства
4. новый уровень политических
отношений, основанных на
5. новую институционную
структуру взаимоотношений,
Итак, постоянно усложняющиеся условия
развития современного мира требуют быстрого
реагирования России и Европейского союза,
а также формирования ими “изменяющейся
глобальной политической геометрии”.
Любопытно, что разные политики и исследователи
по-разному оценивают суть взаимоотношений
РФ и ЕС. По заявлению главного советника
департамента общеевропейского сотрудничества
МИД РФ В. В. Стефанкина, в основе нашего
сотрудничества – стратегическое партнерство
в интересах обеспечения безопасности,
стабильности и процветания на всем европейском
пространстве и общемирового развития.
Обе стороны заинтересованы друг в друге,
прежде всего, как в торговых партнерах.
В торгово-экономическом отношении Европейский
союз является сейчас главным внешним
партнером России. Это более 450 млн. потребителей
и 25 млн. фирм и компаний, производящих
и потребляющих различные товары по единым
правилам и стандартам.4
И если ранее 37% товарооборота России приходились
на страны ЕС, то после расширения эта
цифра составляет более 50%. Для Европейского
союза Россия также является одним из
главных коммерческих партнеров, хотя
ее доля во внешней торговле ЕС составляет
5%. В 2003 году товарооборот с учетом новых
членов, тогда еще не вступивших в ЕС, составил
92 млрд. евро с дефицитом в 20 млрд. в пользу
России.
За 8 лет он вырос более чем вдвое, ежегодный
прирост - около 10 млрд. евро. В общем объеме
импорта в страны ЕС Россия на протяжении
последних пяти лет занимала 6-е место,
уступая США, Японии, Швейцарии, Китаю
и Норвегии. По последним официальным данным,
доля ЕС в российском экспорте составляет
порядка 50%, а в импорте – около 40%. Вместе
с тем, порядка 57% российского экспорта
в страны ЕС составляют природные энергоресурсы
(нефть и газ), а большая часть остального
экспорта приходится на продукцию сельского
хозяйства (4%) и химической промышленности
(4%).
Ключевым компонентом взаимозависимости
России и ЕС является в настоящее время
энергетика. Россия остается главным поставщиком
энергоресурсов в страны Евросоюза (40%
потребления газа в ЕС, достигающие 100%
внутреннего потребления в ряде стран-членов).
Стабильные и предсказуемые поставки
представляют очевидный интерес, как для
российских поставщиков, так и для стран
Европейского союза в свете политики энергетической
безопасности. В интересах этого между
двумя сторонами, начиная с 2001 года, налажен
энергетический диалог, определены проекты,
представляющие взаимный интерес, намечены
пути совершенствования правовой базы
отношений, производства и передачи энергии,
устранения ограничений со стороны ЕС
на импорт ископаемого топлива, обеспечения
надежности долгосрочных поставок, включая
надежности сетей транспортировки, развивается
сотрудничество в области технологий
и энергоэффективности. В целях разработки
концепции Общего европейского экономического
пространства (ОЕЭП) в мае 2001 года было
принято решения о создании Группы высокого
уровня (ГВУ) под председательством Заместителя
Председателя Правительства Российской
Федерации В.
Б. Христенко и Комиссара ЕС по внешней
политике К. Паттена. Определены общие
принципы и направления работы ГВУ, включая
возможные экономические последствия
от создания ОЕЭП, а также сближение в
области законодательства и регулирования
в целях содействия торговле и инвестициям.
В числе других перспективных направлений
сотрудничества Стефанкин называет следующие:
Информация о работе Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза