Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………………….4
Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15
Перспективы развития России с ЕС.………………………………21
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 76.33 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

Введение……………………………………………………………2

 Некоторые аспекты  взаимоотношений Российской Федерации  и Европейского Союза……………………………………………….4

 Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15

Перспективы развития России с ЕС.………………………………21

Заключение………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать. Постоянный Представитель РФ в ЕС Василий Лихачев так объяснил суть взаимоотношений России и Евросоюза: «Становление в России правового государства проходит под влиянием различных факторов. Произошедшее последнее расширение Европейского Союза придает новый импульс процессу экономической интеграции в регионе. Фактически, на европейской части континента остаются лишь два крупных игрока - Россия и ЕС, которым приходится взаимодействовать и искать пути налаживания экономических связей. Актуальность темы обусловлена прежде последствиями, которые расширение ЕС оказывает на устоявшиеся экономические связи на европейской части континента, прежде всего, на связи России с ЕС. Реализация планов расширения ЕС имеет неоднозначное влияние сточки зрения торгово-экономических интересов России. Европейский Союз, до и после расширения, является нашим основным партнером. На Европу приходится 2/3внешнеторгового оборота России, представляющего собой обобщающий показатель развития всех форм внешнеэкономической деятельности российских организаций, предприятий и фирм на мировом рынке. Центрально-восточный регион, вплоть до последнего этапа расширения ЕС представлял одно из приоритетных направлений российских внешнеэкономических связей. Таким образом, в настоящее время есть насущная необходимость оценки изменения экономического взаимодействия между РФ и ЕС в связи с расширением последнего. Во время проведения такого рода исследования необходимо всегда иметь ввиду тот факт, что в настоящий момент перед Россией стоят очень сложные задачи укрепления национальной конкурентоспособности, обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста и повыщения благосостояния населения.

В работе дается всесторонняя оценка как позитивных моментов, связанных с расширением, так и негативных, с обоснованным приведением авторских подходов к компенсации возможных негативных последствий с целью поддержки российских компаний, действующих на европейском рынке.

Вместе  с тем, изменения в торгово-экономическом взаимодействии России с европейскими странами произошли и продолжают происходить достаточн о быстро, и новые экономические реалии указывают на необходимость более детального и комплексного анализа состояния, перспектив и механизмов реализации торгово-экономического сотрудничества России с европейскими странами, изыскания путей его интенсификации.

Цель  работы заключается в рассмотрении на основе анализа внешнеэкономических связей России и перспектив развития интеграционных процессов в Европе, экономического потенциала торгово-экономических связей России и ЕС. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :

Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза

Сферы сотрудничества Европейского союза  и России

Перспективы в развитии ЕС и Росси на саммите  в Брюсселе 7.12.2010

 

 

   

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза

Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать.  
Растущее значение имеют внешние обстоятельства и предпосылки. В числе таких внешних факторов — участие России в многосторонней дипломатии, в деятельности различных международных организаций и конференций. За последнее время активно развивается диалог РФ с Европейским союзом, важнейшим политическим и экономическим образованием в мире. Совершенно очевидно, что европейскую историю, европространство безопасности и сотрудничества объективно не выстроить без России, без ее интеллектуального, технического и сырьевого потенциала. Но и само развитие России в политико-экономической плоскости трудно представить вне стратегического партнерства, системного взаимодействия с европейскими государствами, с международными организациями — ОБСЕ, ЕС, Советом Европы и др. 
 
». Действительно, отношения между РФ и ЕС развивались достаточно плавно, пройдя, за сравнительно небольшой отрезок времени, путь от состояния “бесполезного безразличия” к современному состоянию “стратегического партнерства”. Можно выделить три блока основополагающих документов, регулирующих взаимоотношения между Россией и ЕС в рамках стратегического партнерства:

1. Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между Россией  и ЕС как основополагающий, центральный  документ этих взаимоотношений. 
 
2.  Секторные соглашения, принятые на основе СПС и развивающих ее положений в различных сферах взаимодействия России и Европейского союза.

3.  “Дорожные карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между сторонами. 1

Будущее Соглашения о партнерстве  и сотрудничестве, как и будущее  взаимосвязей России и Европейского союза, во многом зависит от того, какие  приоритеты в отношениях друг к другу  закладываются ими сегодня. Взаимозависимость  сторон друг от друга безусловно не могла не повлиять на законодательство. СПС подтолкнул РФ постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообществ. Этот процесс сближения законодательств (а в лице ЕС это около 8 тыс. разнообразных  юридических актов) распространяется, в частности, на такие отрасли  права, как предприятия и предпринимательская  деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение  компаний; охрана здоровья и жизни  людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы  и стандарты; законодательные и  нормативные акты в области ядерной  энергетики; транспорт. В Совместной декларации РФ и ЕС об усилении диалога  и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, которая  была подписана в ноябре 2003 года, было заявлено, что основой сотрудничества между РФ и Евросоюзом является борьба с терроризмом и обязательства  по предотвращению распространения  оружия массового уничтожения. СПС  включает специальный раздел, посвященный  сотрудничеству России и Евросоюза  по предотвращению противоправной деятельности (нелегальная иммиграция; противоправная деятельность в сфере экономики, включая проблемы коррупции; незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы; подделки; незаконный оборот наркотических и  психотропных веществ). В Соглашении имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например “отмывание”  денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами; борьба с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических  и психотропных веществ, а также  работа по предотвращению и сокращению использования наркотических веществ. Включение подобных статей в СПС  с Россией стало прецедентом  в договорных отношениях Евросоюза  с другими странами. 
 
Обе стороны объективно заинтересованы в развитии сотрудничества на антикриминальном направлении. ЕС  установил прямые контакты с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими силовыми ведомствами России, совместно был проведен ряд акций по борьбе с организованной преступностью и наркобизнесом. Тем не менее, становлению полноценного сотрудничества препятствует ряд факторов. В практической плоскости масштаб сотрудничества России с ЕС в рамках ОВПБ до сих пор ограничен. Это объясняется в первую очередь тем, что ОВПБ (в отличие, например, от структур блока НАТО) имеет относительно «закрытый» характер в плане взаимодействия с государствами, не входящими в ЕС. 
 
Главная задача Высокого представителя ЕС по ОВПБ состоит в том, чтобы способствовать выработке согласованной позиции стран Евросоюза по важным международным проблемам и в целом стремиться к повышению способности ЕС говорить в мировой политике «единым голосом». Развитие отношений многосторонних внешнеполитических и военных структур ЕС с третьими странами пока, очевидно, является лишь второстепенной задачей руководителей ЕС, ответственных за ОВПБ. Более того, в связи с развитием Европейской политики соседства, ЕС стремится способствовать стабилизации регионов – стратегических соседей ЕС и будет концентрировать свои усилия на распространении своей концепции демократии на постсоветском пространстве. Все это может вызвать определенные осложнения в отношениях РФ и ЕС. Более того, у ЕС и РФ имеется ряд разногласий по урегулированию чеченской проблемы, прав человека в странах Балтии, проблемы Калининграда. 
 
Несмотря на все сложности во взаимоотношениях ЕС и РФ, Евросоюз понимает, что без стабильного взаимодействия с Россией, в том числе и по вопросам безопасности, невозможно будущее развитие общеевропейского процесса. Одним из приоритетных направлений во взаимодействии России и ЕС в области безопасности сможет стать борьба с терроризмом. Трагические события в различных городах стран Евросоюза свидетельствуют о том, что и Европа уже не находится в безопасности. Поэтому усиленное взаимодействие в области борьбы с терроризмом стран Евросоюза и России, которая на своем личном примере испытала все ужасы террористических актов, могло бы быть крайне эффективным. Россия уже принимала участие в2 полицейской миссии в Боснии и Герцеговине под эгидой ЕС в рамках ОВПБ. 
 
в том, что касается процессов экономической интеграции, российская сторона выражает всяческую поддержку этому и не исключает идеи создания зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским союзом в первые десятилетия XXI века. Стратегия России в отношении Европейского союза определяет приоритетные направления интенсификации сотрудничества. Второй блок. 
 
В силу того, что СПС носит «рамочный характер», было заключено несколько двусторонних соглашений, то есть на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно фор Такими соглашениями являются: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами ,Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали,Соглашение об участии РФ в деятельности Европола ,Соглашение об участии РФ в деятельности Европейской полицейской миссии. Помимо этого в стадии подготовки находятся соглашения в области фармацевтики, ветеринарии, рыболовства. На ближайшую перспективу уместным и актуальным считается заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о совместной деятельности в правоохранительной сфере в рамках Евроюст, по торговле ядерными материалами. Третий блок. 
 
Четыре “дорожные карты” по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и РФ 10 мая 2005г. воплощают в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему дню. Идея "четырех общих пространств" была выдвинута лидерами России и стран ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Это - общее экономическое пространство, общие пространства внутренней и внешней безопасности, а также науки, образования и культуры. Их "дорожные карты" предполагалось принять в прошлом году на ноябрьском саммите Россия-ЕС в Гааге. 
 
Однако подготовить их к сроку не удалось. Брюссель настаивал на едином пакете, в котором торгово-экономические отношения были бы увязаны с проблемами прав человека, ситуацией в Чечне, "замороженными конфликтами" в Молдавии и Закавказье. Москва предлагала принять сначала те "карты", к реализации которых уже готовы обе стороны, оставив согласование других на более позднее время. В итоге были приняты: 1“Дорожная карта” по общему экономическому пространству,

2. “Дорожная карта” по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, в основе которой лежат следующие принципы: равенство между партнерами и взаимное уважение интересов; приверженность общим ценностям, в частности демократии и верховенству права, а также их гласному и эффективному применению независимыми судебными системами; уважение прав человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к меньшинствам; уважение и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, включая гуманитарные положения; уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации (в сфере свободного пространства). Совершенствование сотрудничества для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности (в целях обеспечения безопасности). 
 
 
В частности, ставится задача содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и пребывание на законных основаниях на их территориях.  Однако, ни учредительные договоры Союза, ни вторичное законодательство ЕС нигде не предусматривают, что Сообщества и Союз строят свои отношения с третьими странами, основываясь на подобных документах, поэтому по отношению к европейскому праву – это акт sui generis. Соответственно, прочной юридической основы для развития отношений сторон в рамках четырех пространств “дорожные карты” создать не могут, что служит предметом их справедливой критики. Итак, анализируя современный этап взаимоотношений между РФ и ЕС, можно говорить о достаточно крепком и тесном партнерстве и взаимозависимости сторон. Однако наряду с явными положительными тенденциями в отношениях есть 3немало слабых сторон. 
 
Суть «пролемы 2007» года  сводится к следующему: Россия и Европейский союз в начале XXI века уже совсем не те партнеры, которые договорились в 1993г. о партнерстве и сотрудничестве и подписали в 1994г. СПС. Во-первых, Европейский союз – это уже не 15 государств Европы. Вместе с тем, политический и экономический потенциал Союза возрос многократно по сравнению с периодом начала 1990-х гг. 
 
, не последнюю роль в этом сыграло и введение евро. Во-вторых, Россия уже давно не просто “самый крупный осколок Советской империи” с регулируемой экономикой, находящейся в стадии упадка, а признанная держава с растущей рыночной экономикой, безальтернативно доминирующая на энергетическом рынке объединенной Европы, в самом уязвимом секторе экономики развитых стран. В-третьих, совместное развитие партнерства и сотрудничества между Россией и ЕС вывело это партнерство и сотрудничество на качественно новый уровень, выразившийся в формулировании концепции и согласовании т.н. “дорожных карт” по четырем пространствам между РФ и ЕС. мируется целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским союзом. Учитывая вышеизложенное, вполне вероятно, что именно к 2007г. состояние современных отношений между ЕС и РФ достигнет “критической массы” и потребует нового современного, модернизированного оформления не в мягких источниках, какими являются “дорожные карты”, а в полноценном юридически обязательном для Сторон договоре. Впервые о “Проблеме 2007” на высшем уровне заговорили в ходе саммита Россия–ЕС, проходившего весной 2005г. Проблема была поставлена в связи с истечением первоначального десятилетнего срока действия СПС и необходимостью обновления договорной основы наших отношений с ЕС. Однако на пути создания качественно нового соглашения встает немало сложностей, прежде всего, в юридической сфере. 
 
Заключение нового соглашения порождает проблему преемственности в отношении реально применяющихся на практике положений СПС, которые устойчиво могут сохранять свое действие и после 2007г., а также в отношении практических правовых достижений во взаимоотношениях между РФ и ЕС, выразившихся в односторонних документах, внутреннем законодательстве и судебной практике сторон. Прекращение СПС может повлечь за собой слом современной системы регулирования отношений между ЕС и РФ и потере некоторых значительных достижений в отношениях между Сторонами, связанных с реализацией норм СПС. В любом случае новое соглашение должно будет отражать следующие аспекты: 1.  концепцию четырех пространств;

2.  дальнейшее углубление экономической интеграции путем создания зоны свободной торговли;

3. создание в перспективе  экономического пространства между  Россией и ЕС, в рамках которой  будут реализовываться свободное  движение товаров, лиц, услуг  и капиталов; 

4. новый уровень политических  отношений, основанных на стратегическом  партнерстве и четырех пространствах; 

5. новую институционную  структуру взаимоотношений, состоящую  из взаимосвязанных элементов  и максимально приближенную к  органам государственной власти  РФ и структурам ЕС. Новый договор  должен быть наполнен четкими  формулировками, а не заверениями  о намерениях сторон. 
 
Итак, постоянно усложняющиеся условия развития современного мира требуют быстрого реагирования России и Европейского союза, а также формирования ими “изменяющейся глобальной политической геометрии”. Любопытно, что разные политики и исследователи по-разному оценивают суть взаимоотношений РФ и ЕС. По заявлению главного советника департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ В. В. Стефанкина, в основе нашего сотрудничества – стратегическое партнерство в интересах обеспечения безопасности, стабильности и процветания на всем европейском пространстве и общемирового развития. 
 
Обе стороны заинтересованы друг в друге, прежде всего, как в торговых партнерах. В торгово-экономическом отношении Европейский союз является сейчас главным внешним партнером России. Это более 450 млн. потребителей и 25 млн. фирм и компаний, производящих и потребляющих различные товары по единым правилам и стандартам.4 
 
И если ранее 37% товарооборота России приходились на страны ЕС, то после расширения эта цифра составляет более 50%. Для Европейского союза Россия также является одним из главных коммерческих партнеров, хотя ее доля во внешней торговле ЕС составляет 5%. В 2003 году товарооборот с учетом новых членов, тогда еще не вступивших в ЕС, составил 92 млрд. евро с дефицитом в 20 млрд. в пользу России. 
 
За 8 лет он вырос более чем вдвое, ежегодный прирост - около 10 млрд. евро. В общем объеме импорта в страны ЕС Россия на протяжении последних пяти лет занимала 6-е место, уступая США, Японии, Швейцарии, Китаю и Норвегии. По последним официальным данным, доля ЕС в российском экспорте составляет порядка 50%, а в импорте – около 40%. Вместе с тем, порядка 57% российского экспорта в страны ЕС составляют природные энергоресурсы (нефть и газ), а большая часть остального экспорта приходится на продукцию сельского хозяйства (4%) и химической промышленности (4%). 
 
Ключевым компонентом взаимозависимости России и ЕС является в настоящее время энергетика. Россия остается главным поставщиком энергоресурсов в страны Евросоюза (40% потребления газа в ЕС, достигающие 100% внутреннего потребления в ряде стран-членов). Стабильные и предсказуемые поставки представляют очевидный интерес, как для российских поставщиков, так и для стран Европейского союза в свете политики энергетической безопасности. В интересах этого между двумя сторонами, начиная с 2001 года, налажен энергетический диалог, определены проекты, представляющие взаимный интерес, намечены пути совершенствования правовой базы отношений, производства и передачи энергии, устранения ограничений со стороны ЕС на импорт ископаемого топлива, обеспечения надежности долгосрочных поставок, включая надежности сетей транспортировки, развивается сотрудничество в области технологий и энергоэффективности. В целях разработки концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) в мае 2001 года было принято решения о создании Группы высокого уровня (ГВУ) под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. 
 
Б. Христенко и Комиссара ЕС по внешней политике К. Паттена. Определены общие принципы и направления работы ГВУ, включая возможные экономические последствия от создания ОЕЭП, а также сближение в области законодательства и регулирования в целях содействия торговле и инвестициям. В числе других перспективных направлений сотрудничества Стефанкин называет следующие:

Информация о работе Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза