Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………………….4
Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15
Перспективы развития России с ЕС.………………………………21
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 76.33 Кб (Скачать документ)

Претензии ЕС к  России касаются:

  • нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
  • сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
  • заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
  • взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Отсутствие прогресса  в отношениях между Россией и  ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

 

 

 

 

 

9

 

 

Саммиты Россия — ЕС

Саммиты Россия — ЕС проходят дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране, которая председательствует в ЕС.

Номер

Год

Дата

Место

3

1998

15 мая

Бирмингем

4

1999

22 октября

Хельсинки

5

2000

29 мая

Москва

6

2000

30 октября

Париж

7

2001

17 мая

Москва

8

2001

3 октября

Брюссель

9

2002

29 мая

Москва

10

2002

11 ноября

Брюссель

11

2003

31 мая

Санкт-Петербург

12

2003

6 ноября

Рим

13

2004

21 мая

Москва

14

2004

25 ноября

Гаага

15

2005

10 мая

Москва

16

2005

4 октбяря

Лондон

17

2006

25 мая

Сочи

18

2006

24 ноября

Хельсинки

19

2007

18 мая

Самара

20

2007

26 октября

Мафра

21

2008

26-27 июня

Ханты-Мансийск

22

2008

14 ноября

Ницца

23

2009

21-22 мая

Хабаровск

24

2009

18 ноября

Стокгольм

25

2010

31 мая-1 июня

Ростов-на-Дону

26

2010

7 декабря

Брюссель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы развития России и ЕС

На саммите 7 декабря 2010 года Россия и Евросоюз подпишут документ о завершении переговоров по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом сказал вице-премьер Александр  Жуков на заседании российско-испанской  межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, говорится в сообщении  пресс-службы российского правительства. 
Александр Жуков напомнил, что в I полугодии текущего года России удалось выработать план действий по окончанию присоединения к ВТО с ЕС и США. «24 ноября Россия и Евросоюз подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся завершения переговоров», - напомнил вице-премьер. Он добавил, что в этом документе отражены позиции по остающимся спорным вопросам, в том числе по пошлинам на лес и по подходам к формированию цен на товары и услуги. 
В итоге, сказал зампред правительства, 7 декабря между Россией и ЕС будет подписан документ о завершении этих переговоров.

На саммите будет выработана стратегия выхода из финансового экономического кризиса. Напомню, что впервые обсуждать проблематику мировой экономики в формате Россия-ЕС предложил Дмитрий Анатольевич Медведев еще на весеннем саммите 2008 года в Ханты-Мансийске. Это было до того, как кризис как таковой разразился. И теперь эта тема прочно вошла в повестку дня. И если на прошлом саммите в Ростове-на-Дону еще обменивались оценками и координировали вопросы, связанные непосредственно с кризисом, а до этого речь шла о координации антикризисных мер, то сейчас говорить о том, что кризис позади, еще рано, поэтому на повестке дня стратегия выхода из него.

Будут подниматься вопросы, связанные с теми миротворческими  усилиями, которые в разных частях мира осуществляют Россия и Евросоюз. В том числе известно участие  российских вертолетчиков в операции в Чаде и в Центральноафриканской  Республике, антипиратские действия в Аденском заливе и в Индийском  океане. Туда сейчас идет с Тихоокеанского флота очередной военный корабль, который будет взаимодействовать  с операцией ЕС "Аталанта". Но кризисное урегулирование - тема относительно новая в отношениях. На прошлом  саммите в Ростове-на-Дону был  представлен проект соглашения. Он рассматривается. Идут консультации экспертов. 30 ноября в Брюсселе, была довольно мощная делегация министерства обороны и МИДа, которая обсуждала эту проблематику, и это будет продолжено.10

Будут обсуждаться итоги  саммита ОБСЕ в Астане. Нетрудно догадаться, что эти итоги и  дальнейшие перспективы развития проблематики европейской безопасности относятся  к числу приоритетных сюжетов.

Будет рассмотрена перспектива безвизового режима. На сей счет у нас уже достаточно давно ведется диалог с Евросоюзом, который мы называем "безвизовым", наши партнеры называют его "визовым". Смысл от этого не меняется, а речь идет о перспективе перехода к безвизовым режимам взаимных поездок граждан России и стран Евросоюза. Впервые такая перспектива в качестве долгосрочной – именно на такой характеристике настаивал тогда Евросоюз – была обозначена на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Активно реализуется инициатива партнерства для модернизации. Напомню, что год назад на саммите в Стокгольме было принято политическое решение о запуске этой инициативы, а в Ростове-на-Дону 1 июня нынешнего года были даны необходимые конкретные поручения. И вот теперь координаторы этого процесса – с российской стороны заместитель министра экономического развития Андрей Слепнев, а со стороны ЕС – заместитель гендиректора Еврокомиссии по внешним связям Хьюго Мингарелли представят саммиту свой совместный доклад и план действий. План действий предусматривает конкретные меры. Согласование было тоже довольно непростым, но эта инициатива, которая уже зажила своей жизнью, будет реализовываться в интересах модернизации как России, так и Европейского союза. На многостороннем треке остаются вопросы, тоже решаемые на экспертном уровне. Они связаны с ветеринарными и фитосанитарными нормами. Речь идет, например, в отношениях с Евросоюзом, о допустимых уровнях остатков пестицидов во фруктах и овощах. по одним субстанциям более жесткие требования в России, по другим – у Евросоюза. Поэтому необходим совместный научный анализ, что, действительно, обосновано. Таким образом, Россия действительно вышла с Евросоюзом на закрытие вопроса о ВТО. И, действительно, речь идет о подписании даже не на саммите, а до саммита. Плюс обменные письма. Будет ли это за несколько дней до саммита или за несколько часов до него, ещё неизвестно. Можно говорить, что на саммите лидеры России и Евросоюза смогут констатировать решение этого вопроса.

Заключение

В условиях глобализации процессов в мировой экономике важнейшим фактором экономического развития 
становятся внешнеэкономические связи. Интеграционные процессы в настоящее время все более приобретают общеевропейский характер, вовлекая в свою орбиту пост социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а по отдельным направлениям сотрудничества - и государства СНГ. Развитие европейской интеграции вширь дополняется движением вглубь по пути реформирования институциональной структуры Евросоюза.

Европа  в международных экономических  отношениях выступает как 
комплекс интегрированных динамичных рынков и хозяйственных структур, 
отличающихся высокой степенью интернационализации. Опережающее развитие внутри европейских торгово-экономических связей органично дополняется экснансией европейских ТНК в третьих странах, что позволяет говорить об активном участии европейского капитала в процессах глобализации экономики.

Таким образом логичным представляется то, что на первый план в системе 
международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики 
России вышло европейское направление, что подтверждается торгово- политической активностью, объемами товарооборота, проектами экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества. Это особенно актуально для России, т.к. она имеет огромные резервы для более активного включения в мировое хозяйство и повышения на основе взаимовыгодных торгово экономических связей общих результатов экономики. С учетом геополитического положения и размеров нашей страны требуется повышать на всех без исключения направлениях. Показательно, что значительный экономический потенциал России пока не находит адекватного отражения во внешней торговле с ЕС, но качественным и количественным показателям которой она уступает многим промышленно развитым и некоторым развивающимся странам. Основная выявленная причина лежит в отсутствии у российских компаний возможностей опираться при осуществлении своей производственной и внещнеторговой деятельности на современные формы организации мировой экономики. Такие макроэкономические возможности должны обеспечиваться на межгосударственном уровне. По большому счету Россия пока отстает от интеграционных процессов, которые активно проходят на всех континентах. Это не позволяет развивать внешнеэкономические связи на основе транснационального взаимодействия, внутриотраслевого разделения труда, 
производственной кооперации и свободной торговли.

Общая граница между Россией и ЕС за счет вступления новых стран создает 
возможности для более тесного экономического сотрудничества с Евросоюзом но целому ряду направлений. В частности, дает мощный импульс сотрудничеству но налаживанию трансконтинентальных маршрутов сообщения, организации грузовых перевозок через территорию нашего государства и развитию транспортной инфраструктуры внутри России. РФ будет также иметь более широкие возможности участия в совместных региональных экономических программах и использования разнообразных форм приграничного сотрудничества.

В ходе работы были получены следующие основные выводы и 
предложения:

России  в экономическом плане выгодно  иметь дело с сильным и 
динамично развивающимся ЕС, стратегическое партнерство с которым может ускорить структурные реформы в России и укрепить позиции российских компаний на европейском рынке. ЕС, в свою очередь, заинтересован в России не только как в поставщике сырья, но и как в крупном рынке сбыта. Проведенный комплексный анализ основных количественных и качественных характеристик внешней торговли России показывает, что российская экономика пока не готова ни к переходу к свободной торговле с ЕС, ни к вступлению в ВТО. При топливно сырьевой структуре российского экспорта соотнощение выгод и потерь может складываться не в пользу России, С одной стороны, российские компании не 
смогут в достаточной мере воспользоваться преимуществами свободной торговли на внешнем рынке. С другой стороны, существенно возрастет конкуренция на внутреннем рынке. Продукция западноевропейских производителей может потеснить менее конкурентоспособные российские товары, и компании стран ЕС захватят значительную часть рынка в ряде секторов российской экономики.

Поэтому необходимым условием перехода к  свободной торговле является 
решение актуальных задач формирования конкурентноспособной внешнеторговой специализации России, базирующейся на активной инновационной деятельности, учитывающей объективные тенденции развития мировой экономики, обладающей высокой устойчивостью к внешним воздействиям и позволяющей гибко реагировать на меняющиеся параметры глобального спроса, создающей благоприятные условия для роста внутренней экономики и жизненных стандартов населения.

Современные условия экономического сотрудничества Россия-ЕС 
насущно требуют дальнейшего развития СПС.

В связи с устойчивым положительным  сальдо в торговле России со 
странами Европы импортная проблематика заслуживает особого внимания.

Создание  экснортоориентированного сектора  экономики должно быть 
увязано с программами развития научно-технического сотрудничества России с европейскими странами и организации совместных производств, которые дают шанс на увеличение российского экспорта высоких технологий, новых материалов и других продуктов с высокой добавленной стоимостью. В такого рода проектах могут широко применяться российские научно-технические разработки.

Инновационное направление закладывает прогрессивную  структуру взаимных отношений на долгосрочную перспективу сотрудничества ЕС и РФ и определяет уровень технологических взаимосвязей на основе промышленной кооперации. Одним из путей увеличения 
российского экспорта оборудования и инжиниринговых услуг может стать 
активизация технического содействия в строительстве и модернизации многих производственных объектов и, прежде всего энергетики, на территории стран ЦВЕ. Нельзя также игнорировать возможность закрепления и усиления позиций России в тех товарных нишах, в которых страна сохраняет конкурентоспособность на рынке европейских стран (например, режущего инструмента, большегрузных автомобилей, некоторых видах тракторов). С целью диверсификации экономики и внешней торговли необходимо использовать механизмы транснационального взаимодействия российских компаний.

Изменение сырьевой специализации 
России может быть реальным только при обеспечении активной государственной промышленной политики, направленной, в том числе, на укрепление экспортного потенциала России за счет его коренной структурной и технологической реконструкции, существенное повышение конкурентоспособности российской готовой продукции, обеспечение соответствия поставляемой промышленной продукции стандартам и требованиям ЕС. При этом совершенно необходимо, в 
соответствии с мировой практикой, начать использовать инструменты прямой и косвенной поддержки экспорта и в том числе, специальное кредитование и страхование высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Информация о работе Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза