Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать.
Введение……………………………………………………………2
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………………….4
Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15
Перспективы развития России с ЕС.………………………………21
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………26
1.проблема жизнеобеспечения
Калининградской области, то есть обеспечение
беспрепятственного транзита между Калининградом
и остальной территорией России, в первую
очередь для российских граждан; 2. вопросы,
связанные с переходом на безвизовый порядок
передвижения между Россией и странами,
входящими в Шенгенскую зону.
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление.
Россия и ЕС действительно договорились
изучить условия для безвизовых поездок
в долгосрочной перспективе, однако, как
отметил В.В. Путин, переход к безвизовому
режиму между РФ и ЕС возможен лишь после
выполнения Москвой необходимых условий.
"Очень много нужно сделать самой Российской
Федерации", - сказал Путин, отвечая
на вопрос РИА "Новости" о том, когда
граждане РФ смогут без виз ездить в страны
ЕС.
"Мы не можем предъявлять избыточные
требования к нашим партнерам, пока не
решим пограничные вопросы с нашими соседями,
не решим все вопросы по реадмиссии (взаимной
выдачи незаконных мигрантов), которые
ставят перед нами наши европейские партнеры",
- сказал президент. "Я думаю, что такая
постановка вопроса нашими европейскими
коллегами правильная. И мы будем стремиться
к тому, чтобы максимально удовлетворить
эти требования ЕС", - заявил Путин на
пресс-конференции по итогам саммита РФ-ЕС.
"Но нашей окончательной целью является
безвизовый режим. Только тогда мы можем
говорить, что в Европе нет разделительных
линий.
Об этом много говорят, но об этом можно
будет говорить только тогда, когда люди
смогут свободно передвигаться по континенту.
Конечно, к этому будем стремиться",
- сказал Путин.
3. сотрудничество в правовой
и правоохранительной сфере, и
построение единого
4. прямое межведомственное взаимодействие в условиях нарастания угрозы со стороны международного терроризма. Углубленный политический диалог России с Евросоюзом подтверждает наличие реальных перспектив нашего взаимодействия в сфере Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО) вплоть до участия России в осуществляемых Евросоюзом операциях по поддержанию мира;
5. разработка совместных
научно-технических проектов, в первую
очередь в области космоса
и связи. С.В. Беспалов (преподаватель
Самарского государственного
По его мнению, в период после 1991г. отношения
России с Европейским Экономическим Сообществом,
а затем и с Европейским Союзом развивались
достаточно ровно, так как в деятельности
и структурах ЕС (до самого последнего
времени) отсутствовал военной фактор,
что способствовало укреплению доверия
к этой организации со стороны России.
Беспалов утверждает, что в военно-политическом
отношении Европейский союз не является
самостоятельным участником международных
отношений и не может составить альтернативы
традиционным или нарождающимся центрам
силы. За исключением двух стран-членов
ЕС (Великобритания и Франция), вооруженные
силы государств Евросоюза не представляют
собой серьезной величины. Военные расходы
в странах ЕС составляют максимум 2.6% и
2.4% ВВП (Франция и Великобритания – 40 %
всех оборонных расходов в ЕС) при расходах
в большинстве стран-членов менее 1.5 % ВВП.
Расходы такого члена ЕС как Германия,
например, составляют всего 24 млрд. Евро
в год (США – 382 млрд. долл.). Военные расходы
стран ЕС в области исследований и технологий
(на одного бойца) составляют в среднем
4 000 долл.
(США – 28 000 долл.), а в части снаряжения
– 14 000 долл. (США – 44 000 долл.). В результате,
Европейский союз не представляет собой
самостоятельной единицы в условиях усиления
силового элемента в международной политике.
По сути дела, современная Европа обладает
вооруженными силами, не способными вести
военные действия за исключением миротворческих
операций. В числе других приоритетных
направлений сотрудничества Беспалов
отмечает «инвестиционную» зависимость
России от стран ЕС (прежде всего, Германии
и Италии). Объем инвестиций из каждой
из этих стран существенно превысил объём
американских капиталовложений (впрочем,
не следует забывать, что США выделяли
средства России в основном не напрямую,
а через международные финансовые организации,
прежде всего МВФ и Всемирный Банк). Беспалов
утверждает, что с момента избрания главой
РФ В.В.
Путина западноевропейское направление
в российской внешней политике вышло на
первый план. С этого момента гораздо меньшее
внимание уделяется российско-американским
отношениям. Беспалов убежден в том, что
переход к устойчивому экономическому
росту обеспечит России положение в высшей
степени привлекательного партнёра ЕС.
Обобщая все вышесказанное и рисуя общую
картину взаимоотношений РФ и ЕС, можно
констатировать, что дальнейшее углубление
европейской интеграции и расширения
Евросоюза, с одной стороны, и кардинальные
изменения, происшедшие в России, подкрепленные
стабильным экономическим развитием последних
лет – с другой, объективно создают «новые
возможности» для политического взаимодействия
и экономического взаимопроникновения
между ними. Эта тенденция все явственнее
входит в противоречие со «старыми барьерами».
Задача в том, чтобы с максимальной выгодой
использовать первые и снижать, а главное
не воссоздавать вторых. Без этого преодоление
исторического раздела Европы не станет
ни полным, ни окончательным. В этом –
гарантия безопасности европейского континента
в самом широком смысле этого слова. В
настоящее время Политические отношения
России и ЕС характеризуются сочетанием
дружественного характера и низкой степенью
реального сотрудничества, сильны элементы
конкуренции. Примерами различных интересов
сторон в последние несколько лет стали:
· ситуация вокруг Калининградской области
РФ; 6
· позиции по вопросу энергетического
сотрудничества (2006г.
· острая конкуренция вокруг попытки ЕС
использовать переговоры о вступлении
РФ в ВТО с целью добиться отмены компенсационных
сборов и платежей за пролеты по транссибирскому
маршруту и снизить и так невысокие дотации
российскому сельскому хозяйству (2003 –
2006гг.). Таким образом, наряду с явной взаимозависимостью
и партнерстом в отношениях между РФ и
ЕС есть масса нерешенного и недосказанного.
Впрочем, а не так ли строится вся дипломатия
вообще? Многие аналитики прогнозируют,
что в период после 2007г.
развитие отношений между Россией и ЕС
будет во многом зависеть от формата политико-правовых
отношений, к обсуждению которого стороны
приступили в связи с истечением срока
действия СПС 1994г. В этом отношении формат
и структура новой политико-правовой базы
отношений могут иметь большое значение,
которое, однако, не стоит абсолютизировать.
25 июня 1988 года было
подписано соглашение о
Сферы сотрудничества
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство
внешней безопасности предполагало
наращивание сотрудничества сторон
в решении международных
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к 7снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
Безвизовый режим
27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.
17 июля 2003 года глава
Европейской комиссии Романо
Проди заявил, что в течение
ближайших пяти лет может быть
ликвидирована нынешняя
19 июня 2006 года постоянный
представитель РФ при
7 июля 2008 года глава
международного комитета
12 января 2010 года
глава МИД
24 февраля 2010 года
верховный представитель ЕС по
иностранным делам и политике
безопасности Кэтрин Эштон на
пресс-конференции в Москве
12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание
31 мая 2010 года
Газета.ру сообщила, что, по словам
министра иностранных дел
1 июня 2010 года российская
делегация на саммите в
21 июля 2010 года во
время встречи Дмитрия
23 июля 2010 года премьер-министр
Италии Сильвио Берлускони во
время визита президента РФ
Дмитрия Медведева в Италию
обозначил трудности с отменой
визового режима: «Есть сопротивление
со стороны стран Восточной
Европы. Может быть, это связано
с советским периодом». После
этого итальянский премьер
13 сентября 2010 года
Сергей Лавров резко заявил, что
ЕС безо всяких на то
25 сентября 2010 года
Лавров сообщил, что Дмитрий
Медведев передал главе
Единое экономическое пространство
На российско-германско-
25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы 8расположится на территории от Владивостока до Лиссабона[14]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:
«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[14]…
Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов
внутренней и внешней безопасности,
то расширение ЕС, осуществлённое в 2004
году, вызвало к жизни новые
проблемы, при этом отношения с
Россией были низведены Евросоюзом
до ранга отношений с так
С присоединением
10 новых стран негативное отношение
к России в штаб-квартире ЕС усиливается.
Показательной стала
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
Информация о работе Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза