Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще предстоит сделать.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза……………………………………………….4
Европейский союз и Россия. Сферы сотрудничества…………....15
Перспективы развития России с ЕС.………………………………21
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 76.33 Кб (Скачать документ)

1.проблема жизнеобеспечения Калининградской области, то есть обеспечение беспрепятственного транзита между Калининградом и остальной территорией России, в первую очередь для российских граждан; 2.  вопросы, связанные с переходом на безвизовый порядок передвижения между Россией и странами, входящими в Шенгенскую зону. 
 
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Россия и ЕС действительно договорились изучить условия для безвизовых поездок в долгосрочной перспективе, однако, как отметил  В.В. Путин, переход к безвизовому режиму между РФ и ЕС возможен лишь после выполнения Москвой необходимых условий. "Очень много нужно сделать самой Российской Федерации", - сказал Путин, отвечая на вопрос РИА "Новости" о том, когда граждане РФ смогут без виз ездить в страны ЕС. 
 
"Мы не можем предъявлять избыточные требования к нашим партнерам, пока не решим пограничные вопросы с нашими соседями, не решим все вопросы по реадмиссии (взаимной выдачи незаконных мигрантов), которые ставят перед нами наши европейские партнеры", - сказал президент. "Я думаю, что такая постановка вопроса нашими европейскими коллегами правильная. И мы будем стремиться к тому, чтобы максимально удовлетворить эти требования ЕС", - заявил Путин на пресс-конференции по итогам саммита РФ-ЕС. "Но нашей окончательной целью является безвизовый режим. Только тогда мы можем говорить, что в Европе нет разделительных линий. 
 
Об этом много говорят, но об этом можно будет говорить только тогда, когда люди смогут свободно передвигаться по континенту. Конечно, к этому будем стремиться", - сказал Путин.

3. сотрудничество в правовой  и правоохранительной сфере, и  построение единого правоохранительного  пространства в Европе; 5

4.   прямое межведомственное взаимодействие в условиях нарастания угрозы со стороны международного терроризма. Углубленный политический диалог России с Евросоюзом подтверждает наличие реальных перспектив нашего взаимодействия в сфере Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО) вплоть до участия России в осуществляемых Евросоюзом операциях по поддержанию мира;

5. разработка совместных  научно-технических проектов, в первую  очередь в области космоса  и связи. С.В. Беспалов (преподаватель  Самарского государственного университета) склоняется к точке зрения  о том, что в основе сотрудничества  РФ и ЕС лежит военная составляющая. 
 
По его мнению, в период после 1991г. отношения России с Европейским Экономическим Сообществом, а затем и с Европейским Союзом развивались достаточно ровно, так как в деятельности и структурах ЕС (до самого последнего времени) отсутствовал военной фактор, что способствовало укреплению доверия к этой организации со стороны России. Беспалов утверждает, что в военно-политическом отношении Европейский союз не является самостоятельным участником международных отношений и не может составить альтернативы традиционным или нарождающимся центрам силы. За исключением двух стран-членов ЕС (Великобритания и Франция), вооруженные силы государств Евросоюза не представляют собой серьезной величины. Военные расходы в странах ЕС составляют максимум 2.6% и 2.4% ВВП (Франция и Великобритания – 40 % всех оборонных расходов в ЕС) при расходах в большинстве стран-членов менее 1.5 % ВВП. 
 
Расходы такого члена ЕС как Германия, например, составляют всего 24 млрд. Евро в год (США – 382 млрд. долл.). Военные расходы стран ЕС в области исследований и технологий (на одного бойца) составляют в среднем 4 000 долл. 
 
(США – 28 000 долл.), а в части снаряжения – 14 000 долл. (США – 44 000 долл.). В результате, Европейский союз не представляет собой самостоятельной единицы в условиях усиления силового элемента в международной политике. 
 
По сути дела, современная Европа обладает вооруженными силами, не способными вести военные действия за исключением миротворческих операций. В числе других приоритетных направлений сотрудничества Беспалов отмечает «инвестиционную» зависимость России от стран ЕС (прежде всего, Германии и Италии). Объем инвестиций из каждой из этих стран существенно превысил объём американских капиталовложений (впрочем, не следует забывать, что США выделяли средства России в основном не напрямую, а через международные финансовые организации, прежде всего МВФ и Всемирный Банк). Беспалов утверждает, что с момента избрания главой РФ В.В. 
 
Путина западноевропейское направление в российской внешней политике вышло на первый план. С этого момента гораздо меньшее внимание уделяется российско-американским отношениям. Беспалов убежден в том, что переход к устойчивому экономическому росту обеспечит России положение в высшей степени привлекательного партнёра ЕС. Обобщая все вышесказанное и рисуя общую картину взаимоотношений РФ и ЕС, можно констатировать, что дальнейшее углубление европейской интеграции и расширения Евросоюза, с одной стороны, и кардинальные изменения, происшедшие в России, подкрепленные стабильным экономическим развитием последних лет – с другой, объективно создают «новые возможности» для политического взаимодействия и экономического взаимопроникновения между ними. Эта тенденция все явственнее входит в противоречие со «старыми барьерами». 
 
Задача в том, чтобы с максимальной выгодой использовать первые и снижать, а главное не воссоздавать вторых. Без этого преодоление исторического раздела Европы не станет ни полным, ни окончательным. В этом – гарантия безопасности европейского континента в самом широком смысле этого слова. В настоящее время Политические отношения России и ЕС характеризуются сочетанием дружественного характера и низкой степенью реального сотрудничества, сильны элементы конкуренции. Примерами различных интересов сторон в последние несколько лет стали: ·  ситуация вокруг Калининградской области РФ; 6

· позиции по вопросу энергетического сотрудничества (2006г. 
 
· острая конкуренция вокруг попытки ЕС использовать переговоры о вступлении РФ в ВТО с целью добиться отмены компенсационных сборов и платежей за пролеты по транссибирскому маршруту и снизить и так невысокие дотации российскому сельскому хозяйству (2003 – 2006гг.). Таким образом, наряду с явной взаимозависимостью и партнерстом в отношениях между РФ и ЕС есть масса нерешенного и недосказанного. Впрочем, а не так ли строится вся дипломатия вообще? Многие аналитики прогнозируют, что в период после 2007г. 
 
развитие отношений между Россией и ЕС будет во многом зависеть от формата политико-правовых отношений, к обсуждению которого стороны приступили в связи с истечением срока действия СПС 1994г. В этом отношении формат и структура новой политико-правовой базы отношений могут иметь большое значение, которое, однако, не стоит абсолютизировать.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕС и  Россия.сферв сотрудничества

25 июня 1988 года было  подписано соглашение о торговле  и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные  карты»):

  • экономического,
  • внутренней безопасности и правосудия,
  • внешней безопасности,
  • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане  это должно было вылиться в сближение  экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с  учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к 7снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

17 июля 2003 года глава  Европейской комиссии Романо  Проди заявил, что в течение  ближайших пяти лет может быть  ликвидирована нынешняя система  виз для въезда граждан России  в страны Евросоюза

19 июня 2006 года постоянный  представитель РФ при Евросоюзе  Владимир Чижов заявил, что рано  или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый  режим

7 июля 2008 года глава  международного комитета Госдумы  Константин Косачев заявил, что  Россия и ЕС готовы, через два-три  года перейти к полной отмене  визового режима

12 января 2010 года  глава МИД председательствующей  в ЕС Испании Мигель Анхель  Моратинос заявил, что в течение  срока председательства Испании  в ЕС (то есть до 30.06.10) должна  быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию  и последующую отмену визового  режима между Россией и ЕС

24 февраля 2010 года  верховный представитель ЕС по  иностранным делам и политике  безопасности Кэтрин Эштон на  пресс-конференции в Москве заявила,  что Евросоюзу и России предстоит  еще многое сделать для достижения  безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что  Евросоюзу и России еще далеко  до введения безвизового режима

12 мая 2010 года  «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание

31 мая 2010 года  Газета.ру сообщила, что, по словам  министра иностранных дел Сергея  Лаврова, российская сторона намерена  сделать вопрос о безвизовом  режиме ключевым на саммите  в Ростове-на-Дону

1 июня 2010 года российская  делегация на саммите в Ростове-на-Дону  передала представителям Евросоюза  проект соглашения об отмене  виз: по нему поездки к друзьям  и родственникам и недолгие  туры в Европу могут стать  безвизовыми. Документ, рассказали  в ЕС, аналогичен тому, что Россия  подписала с Израилем. В Евросоюзе  документ взяли, но сказали,  что говорить о соглашении  ещё слишком рано

21 июля 2010 года во  время встречи Дмитрия Медведева  с президентом Финляндии Тарьей  Халонен были обсуждены некоторые  вопросы, в частности, был затронут  вопрос о введение безвизового  режима. Халонен заявила, что безвизовый  режим необходим и он будет  введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително,  необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет  поддерживать Россию в скорейшем  решении этого вопроса.

23 июля 2010 года премьер-министр  Италии Сильвио Берлускони во  время визита президента РФ  Дмитрия Медведева в Италию  обозначил трудности с отменой  визового режима: «Есть сопротивление  со стороны стран Восточной  Европы. Может быть, это связано  с советским периодом». После  этого итальянский премьер отметил,  что «взял обязательство» продолжить  обсуждение этого вопроса в  Евросоюзе. Он также сообщил,  что уже предложил председателю  Европейской комиссии Жозе Мануэлу  Баррозу поставить вопрос об  отмене виз с Россией в повестку  ближайшего заседания Совета  Европы в Брюсселе

13 сентября 2010 года  Сергей Лавров резко заявил, что  ЕС безо всяких на то оснований  затягивает с переходом на  безвизовый режим. Эту ситуацию  Лавров назвал «неприличной для  уровня наших отношений»

25 сентября 2010 года  Лавров сообщил, что Дмитрий  Медведев передал главе Еврокомиссии  Баррозу и председателю Европейского  совета ван Ромпею проект соглашения  об отмене визовых требований  и ожидает конкретного ответа  до декабрьского саммита Россия-ЕС[12].

Единое экономическое  пространство

На российско-германско-французском  саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[13]

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы 8расположится на территории от Владивостока до Лиссабона[14]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[14]

Проблемы

В то же время, по состоянию  на 2004, переговоры по наполнению четырёх  пространств практическим содержанием  продвигаются медленно. Наибольших успехов  стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые  проблемы, при этом отношения с  Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми  государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

С присоединением 10 новых стран негативное отношение  к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

Новым объектом критики  с сентября 2004 стали предложения  президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к ЕС касаются:

  • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
  • попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве;

Информация о работе Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза