Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение ………………………………………….………………………… 3 стр.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ. ………………………………………………………………………………... 5 стр.
Развитие малого предпринимательства ……………………… 5 стр.
Общие выводы относительно динамики малого предпринимательства …………………………………………………………………………………8 стр.
Состояние малого предпринимательства в настоящее время и его проблемы …………………………………………………………………… 9 стр.
Показатели малого предпринимательства как инструмент государства ……………………………………………………………….. 11 стр.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………...18 стр.
Лицензирование предпринимательской деятельности ……. 21 стр.
Уголовная ответственность в сфере предпринимательства . 22 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….….. 25 стр.
Список используемой литературы ……………………………………... 27 стр.

Работа состоит из  1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

     Период 2002 – 2006 гг., хотя и назван периодом подъема в силу роста количества малых предприятий, но с существенными оговорками:

  • Постоянный абсолютный прирост количества малых предприятий (и численности занятых на них) означает замедленный относительный прирост.
  • Рост численности занятых на малых предприятиях вызван исключительно ростом их количества (о чем свидетельствует показатель средней численности занятых на малых предприятиях) и поэтому не имеет самостоятельного значения.
  • Рост социальной эффективности малых предприятий отсутствует.

     Положительным и решающим аргументом в пользу данного периода является слом негативной тенденции, произошедший в 2002 году в силу рассмотренных институциональных преобразований.

 

    1. Состояние малого предпринимательства в настоящее время и его проблемы.
 

     В  настоящее время правительство  РФ уделяет много внимания на развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

     При этом общеизвестно, что характер деятельности субъектов малого предпринимательства  является важным индикатором делового и экономического климата в стране. Развитие малого предпринимательства  способствует повышению уровня экономической свободы, формированию гражданского общества. Как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ за 2007 год, «там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности и формируется средний класс», являющийся залогом социально стабильного и экономически развитого общества. Несмотря на все трудности, присущие настоящему периоду развития, малый бизнес, остается ключевой потенциальной «точкой роста» российской экономики, чему способствуют его возможности по адаптации к изменению конъюнктуры рынка и сокращению уровня затрат, а также высокая инновационная активность.

     С учетом важности роли, которую малое  предпринимательство играет в решении  социально-экономических задач, стоящих перед страной, в настоящее время поддержка развития данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики. Целью государственной политики в области модернизации структуры экономики на основе оптимизации сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, таким образом, является расширение комплексной поддержки малого предпринимательства.

     Фактор  государственной поддержки малого предпринимательства заключает  в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора. Вместе с тем, при оценке перспектив развития малого предпринимательства следует также иметь в виду влияние общего бизнес-климата в стране и величины административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства. Динамика данного фактора напрямую зависит от проводимой государственной экономической (в частности, промышленной и конкурентной) политики, а также результативности комплекса мер и мероприятий, направленных на сокращение избыточного государственного вмешательства в экономику.

     Следует понимать, что результативность государственной поддержки малого предпринимательства состоит в прямой связи с общей величиной административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства: положительный эффект от последовательной реализации продуманной и обеспеченной необходимыми финансовыми ресурсами политики поддержки малого предпринимательства может быть нивелирован негативными характеристиками институциональной среды, в которой функционирует малый бизнес. С другой стороны, совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики и улучшение делового климата способны содействовать развитию малого предпринимательства в значительно большей мере, чем меры государственной политики поддержки. Иллюстрацией данного тезиса могут служить оценки, приведенные в исследовании Фонда «Либеральная миссия»1: снижение только одних коррупционных издержек на 5-10% позволило бы в совокупности высвободить от 8 до16 млрд. руб. в год, которые малый бизнес мог бы направить на финансирование необходимых ему мероприятий. Для сравнения, в федеральном бюджете на 2005 г. на поддержку малого предпринимательства было выделено 1,5 млрд. руб., в 2006 г. – 3 млрд. руб.

     Неэффективные, препятствующие осуществлению предпринимательской  деятельности барьеры, негативно сказывающиеся на деловом климате недостатки нормативного правового регулирования и правоприменения помимо общего губительно влияния на развитие сектора малого предпринимательства обуславливают наличие теневой составляющей в деятельности субъектов малого предпринимательства.

     В качестве целей государственной  политики поддержки малого предпринимательства  на настоящем этапе заявляются:

  • создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого предпринимательства своей деятельности;
  • обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства;
  • увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства;
  • развитие самозанятости населения;
  • увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.

     Для достижения указанных целей в  рамках государственной политики по развитию малого предпринимательства  реализуется комплекс мер по осуществлению  прямой и косвенной поддержки малого бизнеса, в том числе мероприятий, направленных на совершенствование общего института малого предпринимательства.

     Четкое  формулирование целей и задач  государственной политики в этой сфере, обеспечение нормативной правовой базы и разработка продуманного плана мероприятий является необходимым, но недостаточным условием успешности такой политики. Не менее важной является организация реализации этих планов, текущего контроля за их исполнением и корректировки систем мероприятий с учетом оценки их регулирующего воздействия на субъектов малого предпринимательства и эффективности бюджетных расходов, увязываемых с достижением конкретных результатов.

     Такая работа ведется с учетом приоритетов  реализации настоящего этапа административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах[2], внедрение механизмов управления по результатам призвано:

  • достичь планируемых общественно значимых результатов;
  • более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений;
  • повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.
 

     1.3.1. Показатели малого  предпринимательства  как инструмент  государства.

     Внедрение элементов планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности в сфере государственной поддержки развития малого предпринимательства предполагает разработку комплексной системы измеримых показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, а также эффективность и результативность деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере поддержки малого бизнеса.

     Рассчитываемые  с разной степенью периодичности  и статистической точности показатели, которые характеризуют состояние и развитие малого предпринимательства, делятся на две группы в зависимости от источника статистических данных:

  • показатели, рассчитываемые на основе объективной статистики;
  • показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики.

     Первые  предоставляются официальными статистическими  органами, а также другими органами государственной власти, в том числе Федеральной налоговой службой и Министерством экономического развития и торговли РФ. К их числу относятся:

  • количество субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей);
  • среднесписочная численность занятых на малых предприятиях;
  • объем оборота малых предприятий;
  • объем инвестиций в основной капитал;
  • размеры налоговых поступлений от отдельных категорий субъектов малого предпринимательства (поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности);
  • показатели, характеризующие результативность программ поддержки малого предпринимательства.

     Показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики по результатам независимых опросов субъектов малого предпринимательства, позволяют выявить и оценить спектр и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малого бизнеса, отслеживать и изучать вопросы, связанные с налогообложением, финансовым состоянием, имущественными проблемами, социально-трудовыми отношениями, величиной теневого сектора и ряд других.

     Таким образом, на основе этих показателей, правительство  будет делать выводы куда и как и в какой степени организовывать поддержку малого предпринимательства. Так же на основе таких показателей правительство РФ сможет адекватно ставить цели и приоритеты в достижении более эффективного развития малого бизнеса. Например, задачи, поставленные Правительством РФ на среднесрочную перспективу и озвученные на заседании 24 мая 2006 г. в рамках рассмотрения вопроса о мерах государственной поддержки малого предпринимательства:

  • обеспечение роста количества субъектов малого предпринимательства на 5-10 % в год (50 тыс. – 70 тыс. новых юридических лиц);
  • обеспечение роста занятых на малых предприятиях на 5-7 % в год (не менее 400 тыс. новых рабочих мест);
  • увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 20 % к 2008 году.

     Но  чтобы достичь таких результатов  необходимо четкое правовое регулирование  со стороны правительства, всесторонняя поддержка и содействие малому предприятию  вплоть от открытия до ликвидации (хотя, последнее нежелательно).

     Несмотря  на желание и реальные действия правительства  РФ в поддержку малого предпринимательства, все равно остается много проблем. Давайте рассмотрим некоторые основные проблемы и пути их решения.

  • Недостаточная ресурсная база - материально-техническая и финансовая: причина - создание сектора предпринимательства на пустом месте; пути решения - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
  • Несовершенство законодательной базы: причина - нет единой законодательной основы, отсутствие законопослушания; пути решения - совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.
  • Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина - нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения - разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
  • Слабое материально-техническое обеспечение: причина - ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; пути решения - распространение передового опыта.
  • Кадры: причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения - их обучение и социальная дифференциация.
  • Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую: причина - отсутствие финансовых возможностей на эти цели; пути решения - развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание «технополисов».
  • Слабая государственная поддержка: причина - бюджетные ограничения, бюрократическая волокита; пути решения - разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

     На  основе наблюдений аналитиков, все  вышеперечисленные проблемы являются первоочередными в правительственных вопросах, т.к. решение этих проблем приведет к становлению рыночных отношений и развитию малого предпринимательства. Само развитие малого предпринимательства приведет к укреплению среднего класса, что в нашей стране так сказать «социальная экзотика».

     Некоторые аналитики исследуя состояние становления  малого бизнеса как института выделяют еще несколько проблем, давайте остановимся и на них тоже:

     Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая - это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - частного, преимущественного организационного характера. Рассмотрим те аспекты экономической политики, которые выступают причинами первой группы.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства