Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение ………………………………………….………………………… 3 стр.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ. ………………………………………………………………………………... 5 стр.
Развитие малого предпринимательства ……………………… 5 стр.
Общие выводы относительно динамики малого предпринимательства …………………………………………………………………………………8 стр.
Состояние малого предпринимательства в настоящее время и его проблемы …………………………………………………………………… 9 стр.
Показатели малого предпринимательства как инструмент государства ……………………………………………………………….. 11 стр.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………...18 стр.
Лицензирование предпринимательской деятельности ……. 21 стр.
Уголовная ответственность в сфере предпринимательства . 22 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….….. 25 стр.
Список используемой литературы ……………………………………... 27 стр.

Работа состоит из  1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

     В закон «О внесении изменений и  дополнений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» разработан в целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования на территории РФ, определение единого предельного перечня лицензированных видов деятельности и сокращения числа видов деятельности.

     Порядок лицензирования, установленный настоящим законом, распространяется на виды деятельности, лицензирования которых предусмотрено законом, включая и те из них, лицензирование которых было установлено вступившими в силу до вступления в силу федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» иными федеральными законами. Тем самым исключена возможность применением множества правовых норм, регламентирующих порядок лицензирования конкретных видов деятельности.

     Законом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 104 наименования деятельности, что существенно меньше, чем лицензируется в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.

     Из  сферы лицензирования исключены  те виды деятельности, государственное  регулирование которых регулируется в полной мере и должно осуществляться государственными контрольными и надзорными органами в силу функциональных обязанностей другими методами, в том числе применением государственных норм, государственных стандартов, сертификации, декларации о соответствии, аккредитации, применение санитарных, строительных и иных правил и норм. При этом учитывалось, что за нарушение государственных норм и правил действующим законодательством предусмотрено административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность, установлена ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

     Закон направлен на упрощение регистрации  для заявителя, при этом концепция  упрощенной процедуры регистрации сформулирована таким образом, что регистрирующие органы информируют другие ораны и организации не только о факте регистрации юридических лиц, но и обо всех изменениях сведений, которые содержаться в реестре относительно данного юридического лица.

     Упрощение процедуры регистрации должно быть сбалансировано усилиями уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за не представление, либо несвоевременное представление, либо представление ложных сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности и актуальности сведений. Единого государственного реестра юридических лиц, с одной стороны, и защита неправомерного отказа и регистрации - с другой стороны. Данные нормы предусмотрены в федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в УК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях». 

     2.2.  Уголовная ответственность в сфере предпринимательства. 

     Уголовно-правовая ответственность - это самостоятельный  и наиболее суровый вид юридической ответственности. Основание уголовной ответственности, как и все остальное, что связано с преступлением и наказанием, предусмотрено в Уголовном Кодексе РФ (УК РФ), который вступил в силу с 1 января 1997 г. Под основанием понимается наступление такого явления, когда возможно будет привлечь к уголовной ответственности какое-либо лицо.

     Основным  признаком, который отличает преступление от других правонарушений, является его  общественная опасность, которая определяется реальным и предполагаемым ущербом, наступающим при совершении преступления для охраняемых законом общественных отношений, материальных и нематериальных ценностей. Поэтому для деяний, имеющих признаки преступления, в УК РФ установлен запрет под угрозой наказания.

     За  совершенное преступление с неотвратимостью (обязательно) должно следовать наказание.

     Наказание может быть применено к лицу, признанному  виновным в совершении преступления.

     Таким образом наказание за совершенное  преступление может применить только государство. Суть уголовного наказания состоит в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод лица. Целями наказания являются:

     · Восстановление социальной справедливости;

     · Исправление осужденного;

     · Предупреждение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и  другими лицами.

     Конкретные  виды наказаний также предусмотрены  в УК РФ. Их перечень включает: штраф, обязательные работы, исправительные работы и др.

     В сфере предпринимательской деятельности наиболее распространенными видами наказаний являются: штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.

     Преступления  в сфере предпринимательства  можно разделить на две группы:

     · преступления, совершенные предпринимателями;

     · преступления, совершенные против лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

     С точки зрения закона предпринимательством считается такая деятельность, которая  осуществляется с соблюдением определенных правовых правил и норм. Если нормы и правила игнорируются, то такая деятельность считается незаконной. В УК РФ устанавливаются признаки состава такого преступления, которое называется незаконным предпринимательством. Оно имеет следующие признаки:

     · осуществляется без регистрации  или без специального разрешения (лицензии), когда получение такого разрешения необходимо;

     · или с нарушением условий лицензирования;

     · если такая деятельность причинила  крупный ущерб гражданам, организациям и государству, либо в ее результате были получены доходы в крупном размере.

     От  незаконного предпринимательства  следует отличать лжепредпринимательство (ст.173 УК РФ). В случае с лжепредпринимательством  коммерческая организация создается  и регистрируется в установленном порядке, т.е. формально существование организации законно. Однако такая коммерческая организация создается без намерения осуществлять предпринимательскую и банковскую деятельность. Целью ее является получение кредитов, освобождение от налогов, прикрытие запрещенной деятельности и др.

     Законодательство  выделяет преступления в вид незаконной банковской деятельности. Эта деятельность квалифицируется также, как и незаконное предпринимательство, и осуществляется без регистрации или лицензии.

     Одним из распространенных правонарушений является незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ).

     В Конституции РФ закрепляется обязанность  по уплате налогов. Уклонение от этой обязанности недопустимо ни для индивидуальных предпринимателей, ни для граждан, так как такие действия расцениваются как правонарушение (ст. 57 Конституции РФ).

     Преднамеренное  банкротство - это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности в личных интересах индивидуального предпринимателя, либо совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, которые причинили крупный ущерб, либо привели к тяжким последствиям (ст. 196 УК РФ). Фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности.

     Немаловажное  значение имеет знание составов преступлений, которые могут совершаться в  отношении самих предпринимателей.

     Основным  правом человека и гражданина согласно Конституции РФ признается «право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст.34 Конституции РФ). Из этого положения следует, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности недопустимо, ибо такие действия квалифицируются как нарушение прав человека (ст. 169 УК РФ).

     Данная  статья охватывает незаконные действия со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц: неправомерный отказ в регистрации либо уклонение в регистрации субъекта предпринимательской деятельности, неправомерный отказ в выдаче лицензии, незаконное вмешательство в деятельность предпринимателей, ограничение прав и законных интересов предпринимателей и др.

     Вымогательство (рэкет) наносит непоправимый ущерб  предпринимательству, имущественным правам граждан, их жизни и здоровью. Вымогательство - один из самых распространенных видов преступлений. Это связано как с последствиями административной системы, так и с высокими темпами перехода к рыночным отношениям, когда многие граждане отказались участвовать в рыночных отношениях, опираясь на законодательство.

     Как видим, УК РФ охватывает все сферы предпринимательской деятельности, отражает те реалии, которые возникли с развитием рыночных отношений, и вместе с другими законами, опираясь на Конституцию РФ, создает все необходимые условия для предотвращения преступлений в обществе.

     Правовое  регулирование и правовая защищенность являются основным аспектом формирования малого предпринимательства.

 

      3. Заключение. 

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Важность  малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Мелкие  и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных  компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

     Таким образом, малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

     Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной  экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства